Подробный анализ первого эпизода Life is Strange: Before the Storm
31 августа вышла первая часть трехсерийного эпизодического квеста Life is Strange: Before the Storm — приквела знаменитого квеста-сериала Life is Strange.
Первая серия Before the Storm носит название Awake, в русском варианте — «Пробуждение». Ниже я подробно разбираю многочисленные недостатки и одно-два достоинства эпизода.
Общее качество сценария
Before the Storm делали американцы, а не французы, студия Deck Nine Games, а не Dontnod. В результате сценарий игры вместо ветерана индустрии Кристиана Дивайна (начинавшего еще на Daikatana) написал некий Зак Гаррис, для которого это дебютная сценарная работа. В результате приквел (во всяком случае, его первый эпизод) написан очень по-любительски и больше всего напоминает фэнфик по мотивам LiS.
Все герои и героини, кроме Рэйчел Эмбер, говорят именно, то, что думают: это первая ошибка начинающего сценариста. «Я не хочу испортить отношения с тобой, я и так уже испортила все остальное в моей жизни!» — ну кто так разговаривает, особенно в 16 лет? Шутки видно издалека: «Ты эту макгайверовщину делаешь лучше всех, кроме»… ну, угадали панчлайн? «Самого Макгайвера!» Отсылки и аллюзии, бывшие такими изящными и естественными в оригинальной LiS, решены совсем уж в лоб:
Вот тебе копия Blade Runner, режиссерская версия, там нет тупого войсовера, зато есть сцена со сновидениями! Совсем как у нас!
Хоть какая-то драматургия в Awake появляется в последней трети, где Рэйчел думает об одном, говорит о другом, а Хлоя этого не замечает. Но Рэйчел сама по себе приносит в игру целый букет проблем.
Фам фаталь для фам фаталь
Главная проблема очевидна по любому скриншоту: Рэйчел слишком похожа на Хлою. В LiS героини были противоположностями: интроверт Макс и экстраверт Хлоя, олененок и жирафа, каждая по-своему интересная и привлекательная. Кому-то больше понравилась Макс, кому-то — Хлоя, но каждый игрок мог найти в Life is Strange героиню себе по вкусу.
По Before the Storm разгуливают две очень похожие наглые долговязые, альтернативно наряженные девицы. По замыслу авторов, Хлоя в приквеле еще неуверенная в себе, своей сексуальной ориентации и вообще взглядах на жизнь, и более продвинутая Рэйчел ей помогает во всем этом определиться (фактически перед нами более мягкая версия французской картины Blue Is the Warmest Colour).
На самом деле пара «Хлоя и супер-Хлоя» впечатляет куда меньше, чем «Хлоя и Максин»: девушки не оттеняют друг друга, не предлагают разные подходы к одной и той же ситуации, у них одни и те же увлечения, лексикон (мы видим, как Хлоя заимствует у Рэйчел свое любимое словечко hella) и манера шутить.
Драматургия LiS строилась на том, что Хлоя не до конца понимала Макс, а Макс — Хлою, и в этом зазоре непонимания развивались их странные, балансирующие на лезвии бритвы отношения, которые в каждый момент игры могли соскользнуть как в сексуальные, так и в дружеские (но так и не соскользнули). Хлоя и Рэйчел понимают друг друга с полуслова — даже когда ссорятся. Даром что вместе они провели минут двадцать чистого экранного времени…
Наконец, французским создателям LiS было явно все равно, кого мы предпочтем — девушку или юношу, останется ли Хлоя для нас другом или станет чем-то большим. Американские авторы Before the Storm продвигают линию однополых отношений со всем изяществом парового катка.
Формально опция дружбы оставлена, но каждый раз, когда Рэйчел подступает к Хлое, чтобы чисто по-дружески положить руку на ее тонкую изящную шею, за кадром в буквальном смысле слова звучит барабанная дробь!
Во что превратили геймплей?
В мини-рецензии на Before the Storm я уже жаловался на отсутствие всех тех элементов, которые делали геймплей LiS геймплеем. В приквеле вообще нет игровой механики, вместо нее нам предлагают единственный на всю игру пазл, где нужно кликнуть единственным в инвентаре предметом на единственный активный объект на локации, и чудовищный Backtalk, который не назовешь даже упражнением на память и реакцию.
К тому же Гаррис — далеко не Рон Гилберт или Тим Шейфер, и в словесных «батлах» Хлоя ограничивается попугайским повторением реплик соперников в другом, более-менее унизительном для них контексте. Без перемотки времени и нормальной альтернативной механики перед нами симулятор ходьбы и отношений двух девушек.
После того, как разработчики LiS столько сделали для развития постквестов, авторы Before the Storm откатили жанр обратно к уровню Gone Home!
Самый странный момент
В самом конце эпизода происходит очень странная вещь: Рэйчел переворачивает бочку, внутри которой горит костер, как-то по-особенному кричит, и… пламя перекидывается с бочки на огромное дерево, а потом и на весь лес.
То ли это такой художественный прием, в котором крик Рэйчел сливается с разносящим пламя порывом ветра, то ли авторы Before the Storm совсем сошли с ума и хотят нам сказать, что у Хлои появилась еще одна подруга со сверхспособностями: на сей раз с… пирокинезом?!
Подождем развития событий в оставшихся двух эпизодах.
Что удалось
На мой взгляд, похвалить Before the Storm можно всего за одну вещь: события первого эпизода не портят драматургии оригинальной Life is Strange.
Я верю, что у Хлои до Макс могли быть именно такие отношения, что три года спустя она думает именно об этих событиях, когда гуляет с Максин по этой самой свалке, когда впервые видит ее в этой самой одежде, когда замечает браслет Рэйчел на руке Фрэнка…
Но я думаю, что даже сама Хлоя согласилась бы, что ее приключения с Макс — это более интересная история.