29 июня 2018Игры
Обновлено 06.08.2018

Рецензия на Vampyr

Французская Dontnod одинаково круто справляется с любым сеттингом — будь то потрясающий «парижский» киберпанк в Remember Me или мистическая подростковая драма, какую нам преподнесли в отличной Life Is Strange. Сейчас студия создает Twin Mirror — доказательство того, что она и в «Твин Пикс» с Alan Wake может, и совсем недавно еще вышла Vampyr, история о послевоенном Лондоне, охваченном эпидемией «испанки». При этом игры Dontnod сложно назвать идеальными — что-нибудь в них всегда сделано так себе, чаще всего в геймплее, и Vampyr в этом плане тоже не исключение. Хотя именно в ней недостатки выпирают сильнее обычного — для кого-то они могут стать фатальными. Для тех же, кто посмелее, «Вампир» окажется одной из важнейших игр 2018-го.
Французская Dontnod одинаково круто справляется с любым сеттингом — будь то потрясающий «парижский» киберпанк в Remember Me или мистическая подростковая драма, какую нам преподнесли в отличной Life Is Strange. Сейчас студия создает Twin Mirror — доказательство того, что она и в «Твин Пикс» с Alan Wake может, и совсем недавно еще вышла Vampyr, история о послевоенном Лондоне, охваченном эпидемией «испанки». При этом игры Dontnod сложно назвать идеальными — что-нибудь в них всегда сделано так себе, чаще всего в геймплее, и Vampyr в этом плане тоже не исключение. Хотя именно в ней недостатки выпирают сильнее обычного — для кого-то они могут стать фатальными. Для тех же, кто посмелее, «Вампир» окажется одной из важнейших игр 2018-го.

1918 год, Лондон. Во время Первой мировой талантливый хирург Джонатан Рид был полевым врачом, а сейчас он вампир и работник пембрукского госпиталя, расположенного неподалку от Уайтчепела, района, где три десятка лет назад своих жертв жестоко убивал Джек Потрошитель. Кровососом Джонатан стал после возвращения с войны — его укусили в одной из подворотен. Никто, правда, не объяснил ему, как себя вести, поэтому новообращенный сразу же отхватил от местных охотников на вампиров, кое-как выжил и случайно познакомился с Эдгаром Суонси, главным врачом госпиталя. Вскоре герой познакомится и с пациентами, а после — с каждым жителем четырех районов Лондона.

Общение с персонажами — главное, что есть в Vampyr. Из-за того все NPC в ней здорово написаны, из-за того же ее следует воспринимать как книгу — 70% всей игры вы будете читать «Вампира» через диалоги, недописанные записки, забытые письма и потертые постеры с напоминанем о том, что нужно прикрывать свой рот рукой, когда кашляешь на улице. Но в первую очередь, конечно, через диалоги.

В предрелизных дневниках глава разработки Филипп Моро говорил, что команда изо всех сил старалась сделать персонажей живыми. Не просто анимированными куклами, раздающими герою задания, а людьми с понятными историями, бедами и заботами. Ей удалось, и вся эта социальная часть — решающее преимущество игры. Vampyr доказывает это уже в первые пару часов после вступления, когда Рид носится по госпиталю и общается с пациентами.

Диковатого вида женщина пытается убедить его, что она — самый настоящий вампир (на самом деле — нет), и постоянно рассказывает, что жаждет испить теплой человеческой крови. Бедняга с изуродованным лицом жалуется на сильную боль и после короткой беседы признается, что воевал, а его страшные шрамы — последствие взрыва. Другой мужчина, с покалеченной рукой, с грустью вспоминает жену, погибшую в сентябре 1915-го, когда Германская Империя с помощью цеппелинов устроила бомбардировку Лондона.

И это далеко не самые занятные истории отнюдь не самых интересных персонажей. Поверьте, Vampyr способна удивить своей литературной основой и тем, как авторы обращаются со своими героями, которых в каждом районе ограниченное количество — около пятнадцати. Часто встречаются родственники, друзья и враги — все они друг о друге знают, и разговор с одним NPC почти всегда открывает дополнительную строчку в диалоге с другим. Все они имеют значение для этого мира, и если вы начнете убивать всех подряд (тут так можно), Лондон погрузится в еще больший мрак, чем тот, в котором город находился до появления Джонатана.

Рецензия на Vampyr - фото 1

Dontnod создала еще одну великолепную вселенную, на этот раз — крайне мрачную и жестокую, наполненную чувством одиночества. Несмотря на то, что более или менее оживленных локаций в мире Vampyr хватает, Джонатан Рид все равно всегда остается один на один с темнотой, окутывающей тесные улицы криминальных районов. Нечто похожее было в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth до того, как рыболюди начинали гоняться за детективом по всему Иннсмуту. Неприветливые горожане, косые взгляды и практически пустые улицы — те же ощущения и в «Вампире». Только здесь хищник — вы, а на дворе все время ночь.

Прочным фундаментом этого мира служат не только персонажи, которым хочется верить, и вязкая атмосфера, но и нагоняющая жути музыка, за которую отвечали композитор Оливье Деривьер (Remember Me) и виолончелист парижского оркестра Ensemble InterContemporain Эрик-Мария Кутюрье. Резкие, рваные звуки усиливают тревогу — в Vampyr определенно надо играть под настроение, чтобы не сойти с ума и не впасть в депрессию. Спастись от этой безысходности помогают только редкие успокаивающие мелодии, звучащие в мирных зонах. Просто сравните два эти трека.

Не секрет, что у Vampyr был сравнительно небольшой бюджет, сами авторы называют ее AA-проектом, и, судя по всему, большую часть денег они потратили на сценарий, музыку и отработку мира. И я бы не стал называть эту вселенную великолепной, если бы Dontnod не превзошла сама себя. Одно дело, когда ты создаешь киберпанк, но все же про родной Париж, или подростковую драму, где все еще проще, и совсем другое, когда речь идет об истории другого государства, о его архитектуре и чуждых тебе мифах и легендах. Однако разработчики Vampyr работают с выбранной тематикой так, как мало кто вообще умеет.

Во-первых, они позвали на озвучку исключительно англичан, и это слышно. Причем узнаваемый английский говор разнится еще и в зависимости от социального статуса того или иного героя. Главарь банды грязно ругается и с ошибками сокращает слова, потому что школу он явно не закончил. Медсестры говорят быстро и по делу, их речь на слух вообще не разберешь. Аристократ из богатого района тщательно подбирает слова, будто только что прочел Шекспира, ставит ударения в нужных местах и с выражением произносит каждый слог. Озвучка — большой успех Dontnod. Даже в кино на таком высоком уровне работают только избранные режиссеры вроде Квентина Тарантино, который на роли в «Бесславных ублюдках» позвал актеров, по происхождению повторяющих своих же героев (да, к примеру, еврейку, сбежавшую от немцев и поселившуюся во Франции, там играет француженка Мелани Лоран, родившаяся в еврейской семье).

Рецензия на Vampyr - фото 2

Во-вторых, создатели Vampyr настолько углубились в историю Англии и не наделали при этом глупых ошибок, что игру, если бы не вся эта фантастика про вампиров, можно было бы назвать исторической. Сюжет, выглядящий поначалу как дань уважения бульварным ужасам, «Дракуле» Брэма Стокера, романам Энн Райс, рассказам Эдгара Аллана По и внезапно «Запискам юного врача» Михаила Булгакова, затем превращается в захватывающую повесть, основанную на кельтских мифах, сказаниях о короле Артуре и реальных исторических фактах. В какой-то момент в «Вампире» даже появляется реально существовавший Уильям Маршал, 1-й граф Пембрук и современник Ричарда I Львиное Сердце.

И чтобы все это увидеть, Vampyr нужно не только читать, в нее еще надо играть, хоть делать это порой весьма непросто. Сразу скажу: забудьте Vampire: The Masquerade — Bloodlines — с ней игра Dontnod не имеет практически ничего общего. «Вампир» — не «иммерсив сим», это компактная сюжетная игра с акцентом на диалоги и чтение всяких записок. В ней есть и прокачка, и крафт, и неплохая боевка тоже, а по четырем районам игрового Лондона доктор Рид перемещается как его душе угодно, но главное в ней все равно — мир и сюжет.

Рецензия на Vampyr - фото 3

Правда, в том, как эти мир и сюжет подаются, и заключается главная проблема игры. У Vampyr очень сумбурное вступление, перемешанное с бестолковым обучением — ни то, ни другое не может толком объяснить, что вокруг происходит. После укуса Джонатан просыпается в братской могиле, куда его скинули, подумав, что он давно уже помер. Безумная жажда крови перекрывает все чувства героя — он видит лишь стоящую неподалеку жертву и слышит стук ее сердца. Один укус, и остальные органы чувств Рида тоже включаются — он замечает, что к нему бегут вооруженные люди. Начинается заскриптованная погоня, и через несколько минут герой оказывается в доках, одном из самых бедных районов Лондона.

Только что Vampyr была чистокровным экшеном, а сейчас окровавленный хирург может побродить по кварталу и поговорить с тамошними жителями. То есть в игре есть боевые и мирные зоны? А вернуться в уже пройденные локации можно будет потом? Имеет ли смысл тратить время на первых встречных NPC или лучше скорее двинуть дальше по сюжету? Где тут RPG, есть ли торговцы, как качаться, что, черт возьми, творится? На все эти вопросы «Вампир» долго не дает ответов.

Потом уже выясняется, что у игры весьма странная структура, и ее сложно назвать удачной. Есть четыре района игрового Лондона, между ними нет никаких баррикад, поэтому Рид перемещается по ним почти свободно. Кое-где проход закрывают высокие стены или запертые двери — но это лишь до определенного сюжетного момента. Сам город получился небольшим, его целиком можно оббежать минут за семь — и в нем все-таки есть мирные и боевые зоны, которые располагаются в метре друг от друга. То есть на одной улице вы только что разговаривали с квестовым персонажем и не могли даже подлечиться (игра запрещает использовать хоть какие-то навыки в мирных зонах), и уже за углом вы легко можете встретить охотников на вампиров или скалов, местных гулей. Никто, кстати, такому соседству не удивится — Vampyr полна каких-то совершенно ненужных условностей, поэтому тут во дворе дома рыскают твари, а за забором проигрываются важнейшие сюжетные сцены с персонажами, которые каким-то образом до этого места добрались и не наткнулись при этом на противников.

Рецензия на Vampyr - фото 4

Это во многом связано с тем, что бюджет у игры был небольшой, но авторы все равно замахивались на большую ролевую игру. И в одном из ранних геймплейных роликов это видно: там охотники на вампиров гуляют по городу, а главный герой пережидает патруль на балконе. В релизной версии Vampyr все враги ВСЕГДА стоят в одних и тех же местах. Более того, они возрождаются после каждого экрана загрузки и возвращаются к своим постам. Другими словами, если вы прибежали из госпиталя на кладбище и по пути убили толпу охотников и пачку скалов, то после сюжетного ролика побежите обратно, вновь убивая тех же самых противников.

И сам по себе этот факт игру скверной не делает, я даже про боевку ничего плохого не скажу. Vampyr — это Bloodborne на минималках. Джонатан умеет резво стрейфиться, превращаясь на мнгновение в дым, и заходит врагам за спину, чтобы нанести побольше урона или дополнительным оружием сбить им стамину — ведь только когда у противника кончаются силы, его можно укусить. Однако «Вампир» испытывает нечеловеческие проблемы с балансом — из-за амбициозной идеи авторов. В каждой игре Dontnod есть какая-нибудь центральная механика, ради которой все и затевалось. В Remember Me это была мини-игра, позволяющая создавать новые воспоминания. В Life Is Strange — игры со временем. В Vampyr — это необходимость выбирать между спасением и убийством героев.

Рецензия на Vampyr - фото 5

Получить опыть в «Вампире» можно двумя способами — или выпить любого из побочных персонажей, или же выполнить сторонний квест. В самом начале авторы предупреждают, что сложность игры зависит от того, кем вы в итоге станете — убийцей или спасителем. В первом случае играть будет куда проще, потому что за кровь важных персонажей дают огромное количество опыта, гораздо больше, чем за выполнение квестов. Причем если поговорить с NPC, разузнать о них, побеседовать с их друзьями или родственниками и открыть дополнительные ветки в диалогах, то опыта за убийство этих NPC дадут еще больше.

Станете жестоким кровососом — проблем не будет: опыта хватит на все потусторонние навыки вроде кровавых плетей, смертоносных сгустков тьмы и моментальной регенерации, да и с врагами на 5-10 уровней выше Джонатана вы рассправитесь легко. И с боссами тоже. В этом случае, впрочем, готовьтесь к последствиям, потому что убийство персонажей влияет на мир Vampyr. Самый простой пример из начала игры: можно убить главаря местной банды, получить за него лишнюю тысячу опыта, и тогда надгробный камень с его именем появится на кладбище, а бандитскими делами начнет управлять его жена, которая к тому же быстро найдет себе любовника. Убить всех и сразу тем не менее не дадут, потому что у Джонатана есть свой уровень гипноза, поначалу низкий, так что важных для сюжета геров позволят закусать только после того, как они сыграют свою роль в истории, а Рид прокачает свои вампирские способности.

Но как быть, если вы не хотите никого убивать ради опыта? Тогда придется страдать. Опыта от квестов будет мало, и выучить все навыки точно не выйдет — там хоть бы пару штук нормально прокачать. Выяснится, что под такой вариант прохождения Vampyr попросту не приспособлена. Я могу поверить, что Dontnod хотела и для «пацифистов» сделать игру интересной, но опять же, скорее всего, не смогла реализовать все свои задумки. Потому «Вампир», особенно во второй половине, дико выводит из себя сложными врагами и особенно боссами. Когда ты 20 минут ковыряешь какую-нибудь мощную тварь в канализации под Лондоном, а потом случайно пропускаешь в лоб два сильных удара и погибаешь, эмоции проявляются самые скудные. Потому что всю эту битву тебе придется повторить, и, возможно, не раз.

То есть да, изначальная задумка создателей работает. Убиваешь людей — играть проще. Не убиваешь — играть труднее. Только в первом случае геймплей еще и увлекательным становится, а во втором он превращается в какую-то душную фигню. И если вы отыгрываете доброго врача-вампира, то NPC следует еще лечить — крафтить для них лекарства, а потом бегать по всему городу, раздавая по склянке в руки. Можно этого и не делать, но тогда уровень заболеваемости в районе повысится, а враги станут еще мощнее. Классно.

Самое смешное, что после вступления Джонатан совсем не испытывает жажду — кровь нужна ему только для того, чтобы применять вампирские навыки в бою. Таким образом разработчики, видимо, намекают на то, что если вы и решите убивать NPC, то лишь в силу своих моральных качеств, а не потребности главного героя в крови. Рид — своеобразный вампир, согласен. С точки зрения сюжета отсутствие жажды, кстати, объясняется ближе к финалу.

Рецензия на Vampyr - фото 6

Vampyr сложно рекомендовать даже тем, кто очень любит студию Dontnod. Это гениально написанная история с интересными персонажами и ситуациями, но экшен с ролевыми элементами из нее вышел слабый. Однако Vampyr — совершенно точно не плохая игра, и в нее обязательно следует сыграть тем, кому близки сеттинг и вампирская тематика, и тем, кто не боится больших объемов текста. Надеюсь, что таковых найдется много, потому что угрозы второго банкротства разработчики могут не пережить, а они нам нужны. Они крутые.

P.S.: вот этот позор исправили почти сразу после релиза — я проходил игру на обычной PS4, и там Vampyr сейчас работает идеально.

Больше о Vampyr

Комментарии 73
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
georg-k31
georg-k31
"создатели Vampyr настолько углубились в историю Англии и не наделали при этом глупых ошибок, что игру, если бы не вся эта фантастика про вампиров, можно было бы назвать исторической" А еще в игре есть пара геев, интеррашиал пара и даже феминистка. И нет, я не ошибся, именно феминистка, так как скандирует в одиночку свои постулаты ночью посреди безлюдной улицы... Уберисторично и реалистично...