09 марта 2017Игры
Обновлено 17.03.2017

Рецензия на Torment: Tides of Numenera

Может показаться, что Tides of Numenera попросту паразитирует на славе Planescape: Torment. Судите сами: тут вам и ставка на диалоги, и бессмертный протагонист, и куча философских вопросов, и картинка в духе оригинала — полный набор для выдавливания слез из фанатов RPG-классики. Впрочем, впечатление это все-таки ложное — у Torment: Tides of Numenera есть свое лицо. Да, оно немного кривовато, но мы с вами и не на показе мод.
Может показаться, что Tides of Numenera попросту паразитирует на славе Planescape: Torment. Судите сами: тут вам и ставка на диалоги, и бессмертный протагонист, и куча философских вопросов, и картинка в духе оригинала — полный набор для выдавливания слез из фанатов RPG-классики. Впрочем, впечатление это все-таки ложное — у Torment: Tides of Numenera есть свое лицо. Да, оно немного кривовато, но мы с вами и не на показе мод.

Фанаты Planescape: Torment, разумеется, освоятся в Torment: Tides of Numenera моментально. Референсов в сторону прародителя в игре масса: главного героя иногда называют Аданом, можно найти шифр в виде отрубленного пальца, а стартовый город, Утесы Сагуса, очень уж напоминает Сигил. Разве что в местном баре горящего трупа не хватает, но его успешно заменяет призрачная женщина, которая моментально попытается придушить вашего героя. А еще там наливают выпивку, от которой протагонист быстро отправляется на кладбище.

На этом отсылки не заканчиваются. Персонаж Tides of Numenera тоже бессмертный, как и Безымянный из Planescape. Только вот он не считает свое бессмертие чем-то неправильным — Последний Отверженный просто не обращает на это внимания.

Рецензия на Torment: Tides of Numenera - фото 1

Может показаться, что Torment целиком собрана из отсылок, но на самом деле их тут не так много, а используются они аккуратно — совершенно нет повода ворчать что-нибудь в духе: «Передрали кусок другой игры, а теперь продают как ни в чем не бывало!». Разница между колесом Планов и Девятым Миром огромна, но однозначно схожи они только в собственном сумасшествии. Мир Tides of Numenera — это Земля спустя сотни и тысячи лет после нас. Здесь переплетается фэнтези, научная фантастика и постапокалиптика — и переплетается настолько органично, что поначалу сложно вообще хоть как-то определить сеттинг.

Чтобы осознать безумность вселенной Torment, достаточно немного побродить по миру и понаблюдать за окружающими. В качестве литейной жители Утесов Сагуса используют огромные двигатели древнего космического корабля, и их это ничуть не смущает. Вместо воды фонтан на главной площади города бьет розовыми рыбами. Да, серьезно. Престарелый робот-калека хочет завести детей и никак не может этого сделать. Паренек, окруженный золотистым сиянием, бьет себя пяткой в грудь, заявляет, что он — настоящий герой, и даже дирижабль угоняет, чтобы доказать это.

Выпивка в местном баре варится из непойми чего, а каждый второй бокал такого пойла гарантированно отправляет на кладбище. А ведь где-то там есть еще и настоящий «живой» город, который питается горожанами. Выглядит он как улей зергов из StarCraft, который поглотил небольшой средневековый замок. Да и живут там не только люди, но и мутанты, пришельцы, и даже самый настоящий тысячелетний робот, разыскивающий себе достойного противника. Дурдом. Прекрасный дурдом.

Рецензия на Torment: Tides of Numenera - фото 2

Последний Отверженный (или Отверженная) начинает свое приключение громко, как и полагается настоящему избранному. Грохнувшись с Луны на землю, герой приходит в себя и, разумеется, понимает, что ничего не помнит. Банальная завязка продолжается банальным заданием — нужно отыскать одного человека и починить некий агрегат. Вот только довольно быстро оно оборачивается настоящей гонкой со смертью. Гибнущие собратья, нелегкие моральные решения и огромным груз ответственности на плечах героя — все в лучших традициях ролевой классики. Конечно же, мы такое любим.

Помимо сюжетной ветки, есть множество необязательных заданий, и, к счастью, многие из них не следуют стандартной формуле «подай-принеси-убей». А еще их настолько много, что во время первого прохождения весомую часть я просто пропустил.

А причина проста — часть квестов открывается только после завершения определенных заданий, у других вообще есть требование к полу персонажа, а некоторые автоматически завершаются, если прошло слишком много времени. У большинства заданий есть как минимум по два варианта развития событий — иногда даже провальное использование навыка или умения в диалогах квест не запарывает, а двигает его в совершенно неожиданную сторону.

Рецензия на Torment: Tides of Numenera - фото 3

При этом выполнение заданий так или иначе влияет на окружающий мир, а иногда и на сюжет. Восстановили старые часы на площади города? Площадь проваливается в вечную ночь. Скормили «порталу» хищного города незадачливого командира наемников? Готовьтесь к тому, что он вас еще встретит и хорошенько обматерит. Решили спасти маленькую девочку из лап работорговцев? Знайте — ваше добро к вам вернется в самый неожиданный момент. И вот так почти на каждом шагу.

Ну, а уже упомянутая выше возможность проходить квесты несколькими путями даст возможность отыгрывать именно такую роль, которую вы захотите.

Соратников у Последнего Отверженного шестеро — и все колоритнее некуда. Волшебница, изучавшая пространственно-временную магию и теперь окруженная собственными копиями из других миров. Чересчур бравый герой, из которого героизм хлещет просто фонтаном. Загадочная убийца с непонятными мотивами. Словом, каждый найдет товарища по вкусу, хотя каждый из них, стоит признать, не вполне в себе.

Моим же любимым сопартийцем стала маленькая потерявшаяся девочка по имени Рин. Да, она фактически бесполезна в сражениях, и да, она немного сумасшедшая. Но именно с ней связаны самые трогательные и сильные сцены в игре. Так что о своем желании вытащить ее с Утесов Сагуса в «большой мир» я не пожалел ни разу.

Броскими образами все не ограничивается, персонажи вообще выписаны хорошо — у каждого проработанный характер, история за плечами и собственное отношение к протагонисту. Что особенно ценно, спутники — это не просто декорация, они и в диалоги встревают, и ценную информацию подбрасывают, и понемногу раскрываются как личности. А еще у большинства из них есть свой личный квест, до которого еще дойти нужно.

Единственная проблема — сформировать группу можно только в стартовом городе. Tides of Numenera довольно сурово относится к игроку, и вернуться в предыдущую большую локацию (их всего три) у вас не выйдет при всем желании. Поэтому советую как можно быстрее отыскать всех спутников и хотя бы немного пообщаться с ними, чтобы понять, кто вам вообще нужен в путешествии.

Рецензия на Torment: Tides of Numenera - фото 4

В плане ролевой системы Tides of Numenera довольно проста… на первый взгляд. У вас есть три класса персонажей, три характеристики — сила, скорость и интеллект — и целая прорва самых разных навыков и умений. Собрать «идеального» персонажа не получится при всем желании — потолком уровней вы будете жестко ограничены. Всего в игре четыре уровня, на каждом из которых есть четыре подуровня — всего у вас будет пятнадцать улучшений для героя и сопартийцев. Некоторые умения, впрочем, Последний Отверженный сможет выучить у других NPC в ходе выполнения заданий.

Классы привычные: клинок (он же «танк»), джек (он же «ключ» в локализации и разбойник по призванию) и нано (он же маг). Клинки отлично показывают себя в сражениях, но хуже остальных ведут дипломатию. Ключи — лидеры, на все руки мастера, но лучше всего им удается бескровное решение проблем. Нано отлично показывают себя в роли поддержки на поле боя, а так же могут читать мысли NPC — другие классы похвастаться такой способностью не могут. Роли у классов, как видите, тоже предельно традиционные.

Слабые стороны главного героя можно (и нужно!) компенсировать за счет сопартийцев. Скажем, клинку в группе определенно пригодятся умные и умеющие забалтывать противников люди. Ключу не помешает прикрытие нано, ну, а самим нано, разумеется, нужны чьи-нибудь мышцы.

Из всех трех классов клинок выглядит самым скучным — нужен он только для сражений, и серьезно пасует в диалогах. Особенно это мешает на поздних этапах игры, где больше ценятся персонажи с высоким интеллектом.

Рецензия на Torment: Tides of Numenera - фото 5

Planescape: Torment была великой игрой, но по части сражений она безнадежно слаба. Tides of Numenera в этом, к сожалению, прародителю полностью верна. Сражения в игре, прямо скажем, скучные — даже к концу игры ситуация не меняется. И даже сложными местные битвы не назовешь, скорее даже наоборот. Противники глупы и неизобретательны в своих тактических схемах, экспериментировать тут особо негде, да и не очень хочется.

Хорошо хоть, что на всю игру наберется всего около двух десятков сражений, из которых обязательных пара-тройка штук. До драки дело часто вообще не доходит — многие потенциальные оппоненты легко убалтываются, а иногда можно просто добраться до нужной точки, игнорируя саму битву.

Именно поэтому персонажи, ориентированные на «силовое» прохождение игры ближе к концу получат обширный ворох проблем, основная из которых — невозможность нормально решить вопрос, не прибегая к насилию. Tides of Numenera словно бы говорит игрокам: «Насилие — не выход, ищите другие пути!».

Местные «кризисы» (так тут называют всякие конфронтации) распространяются не только на сражения — они еще и в некоторых заданиях играют крайне важную роль. Например, однажды вам будет нужно украсть навигационный компьютер с космической станции — один персонаж отвлекает, второй работает с компьютером, третий же аккуратно извлекает требуемое. Жаль, что подобных применений «кризисам» в игре крайне мало, и почти все они в итоге скатываются в сражения.

Ключ к успеху в сражениях — своевременное выполнение условия (например, отключение компьютера или побег на другую локацию), или быстрое уничтожение всех противников. И если с первым пунктом все понятно, то вот со вторым могут быть проблемы.

Дело в том, что вообще все действия персонажа в бою, за исключением перемещений и использования предметов, тратят определенные очки характеристик. Хотите ударить врага мечом? «Заряжайте» атаку своей силой. Хотите швырнуть заклинание? Аналогично, только тратить придется интеллект. Расчистка всякого мусора, открытие дверей и взаимодействие с объектами, скорее всего, тоже вынудят вас тратить драгоценные очки характеристик.

Сама идея тратить очки характеристик в диалогах и сражениях — интересная, и в процессе болтовни срабатывает она отлично. А вот в боях не очень. Потратив все свои характеристики, чтобы победить первую группу противников, вы окажетесь вынуждены или съесть все ваши припасы для регенерации характеристик, или бить крайне слабыми атаками тех врагов, которые вылезут потом, а Tides of Numenera обожает давить количеством. Это не сложно, это просто раздражает и мешает наслаждаться игрой. Именно поэтому я старался играть так, чтобы сражений у моей группы было как можно меньше.

Недостаток боевых умений и закончившиеся в самый разгар боя характеристики можно компенсировать, используя шифры (аналог свитков) или артефакты. Единственная проблема с шифрами в том, что их боевую мощь ограничивает крайне малое количество активаций — некоторые из них и вовсе одноразовые. Так что большая зеленая жаба, которая будет грустно квакать всякий раз, когда вы захотите применить очередной шифр, посещать вас будет регулярно. Ну как же — сейчас потрачу ,а он потом, может, пригодится!

Рецензия на Torment: Tides of Numenera - фото 6

Но черт с ними, со сражениями, игра явно не о них. Есть тут вещь и куда более огорчающая — inXile халтурно подошла к реализации своих обещаний за перевыполнение плана по сборам на Kickstarter.

Обещали огромный многоуровневый Лабиринт Отверженных, а сделали куцую локацию с парой подуровней — раскрывается она только в последние два часа игры. Обещали, что «потоки» станут одной из ключевых особенностей игры — сделали по сути чисто декоративную способность, которая помогает буквально в паре мест за все прохождение. Обещали несколько фракций — сделали только одну. Вступление в ее ряды ни на что толком в игре не повлияет, кстати. Прибавьте к этому нескольких нереализованных компаньонов, а так же отсутствующую систему крафта — короче, придраться в игре есть к чему.

Рецензия на Torment: Tides of Numenera - фото 7

Но захочется ли вам придираться? Tides of Numenera прекрасно себя чувствует именно как ролевая игра: тут есть полноценный отыгрыш, взаимодействие с миром, возможность практически бескровно пройти всю историю. Сюжет хоть и не поражает в самое сердце, но частенько удивляет и до самого финала не разыгрывает все карты, грамотно подогревая интерес. Компаньоны — не пустышки, компенсирующие слабости героя, а полноценные личности. Как и вообще все персонажи. Да и реиграбельность, прямо скажем, на высоте — игру вам точно захочется пройти как минимум еще один раз.

Torment: Tides of Numenera похожа на интерактивный роман, в котором вы сами решаете, кем будет герой. Есть желание примерить мантию героя? Не вопрос. Вас заботит только сохранность собственной шкуры? Спасайте только ее и наплюйте на остальных. А уж на сколько судеб тут можно повлиять своими поступками! В конце-концов, именно вопрос: «А чего же стоит одна отдельно взятая жизнь?» пронизывает всю игру. Он заставляет ломать голову в диалогах и принимать решения. Но никто вам не скажет, правильно ли вы поступили. Почему? Да потому, что это был ваш роман, и только вам решать, что здесь правильно, а что нет.

Комментарии 109
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
сэр Макс Фрай
сэр Макс Фрай
Спасибо за рецензию!