Рецензия на Sid Meier's Civilization VI: Gathering Storm
Главное в Gathering Storm — стихийные бедствия, вынесенные в заголовок. Торнадо, засуха, песчаные или снежные бури, извержения вулканов и глобальное потепление — все это по понятным причинам усложняет жизнь государства. Впрочем, при желании из выкрутасов природы можно извлечь выгоду. Разлилась река? Фермы в клетках с поймами получат бонус к добыче еды. Проснулся вулкан и залил все лавой? Гексы вокруг него станут богаче на ресурсы.
Причем одни и те же катаклизмы порой приводят к разным последствиям. Та же река может или немного выйти из берегов, или превратить десяток клеток в натуральное озеро, сломав все ваши улучшения. Однажды пылевая буря пройдет за ход, но в следующий раз провисит ходов пять, лишая ваши города провианта.
«Гасить» катаклизмы можно и нужно, но сразу это сделать не выйдет. Началась, скажем, засуха. Для борьбы с ней нужен акведук, а ведь его не в каждом городе построить можно! Наводнения следует останавливать с помощью плотин и дамб, которые в будущем станут основой ГЭС. А вот с вулканами и вовсе ничего не поделаешь. Хотя извержения не такие и частые, к тому же устранить разруху может одна бригада рабочих.
Появление влияющих на геймплей природных явлений повлекло за собой изменения в работе электростанций. Раньше они лишь добавляли городам бонусы к производству, но теперь в действительности вырабатывают электричество, без которого множество зданий на поздних этапах игры нормально функционировать не будут. И здесь кроется, пожалуй, главный подвох.
Когда вы сжигаете уголь или нефть, то генерируете углекислый газ, CO2. Он понемногу нагревает атмосферу планеты, из-за чего меняется климат, полярные шапки тают, и прибрежные районы отправляются на дно.
Процесс, разумеется, необратимый, но его можно замедлить, если вовремя переключиться с угольных электростанций на нефтяные. А еще лучше — на ГЭС, солнечные, ветряные и атомные электростанции (последние, к слову, могут в любой момент выйти из строя, разнеся мирный атом по ближайшим гексам). Правда, к тому моменту, как вы решите сменить источник энергии, часть клеток, расположенных на берегу, уже затонет. К счастью, игра еще при создании нового города объясняет, какие гексы уйдут под воду первыми, какие третьими и каких наводнение вообще не коснется. И нет — затопить половину мира не выйдет.
Еще Gathering Storm вернуло в игру Всемирный конгресс, который теперь собирается сам по себе. У него нет основного «держателя», он полностью автоматизирован и выстроен на случайностях. Каждое заседание игра выбирает две рандомные резолюции, а затем дает игрокам в одну из них вложить очки. Это сделано для того, чтобы одна нация не подчиняла Конгресс себе и не гнула свою линию, но порой игра подряд выдает бесполезные для большинства наций резолюции — сомнительный ход со стороны разработчиков.
Поясню про очки, с помощью которых отныне следует голосовать на конгрессе. Их можно набрать, заключив союз или договор, с помощью технологий или в ходе торговли с другими нациями.
Здесь же возникает еще один новый ресурс — «претензии». Допустим, вы хотите захватить соседский город. Объявили его недостойным доверия и объявили войну. У всех остальных в этот момент возникнут к вам претензии, причем чем масштабнее конфликт, тем больше будет недовольных. А чем их больше, тем выше шанс того, что на следующем заседании конгресса вас “обрадуют” санкциями. Но это не самое страшное — если у соседа к вам много претензий, он может начать ответную войну, и ему слова никто не скажет. С точки зрения международного права «Цивилизации» он будет прав.
Ну, и дополнительные государства и лидеры, конечно — куда же без них в дополнении! Мои фавориты — Кристина, возглавляющая культурную Швеция, и Купе, вместе с которым народ маори начинает партию на борту корабля, скитаясь в поисках подходящего места для города. Вам, возможно, понравится кто-то еще — например, Алиенора Аквитанская. Она может быть королевой как Франции, так и Англии (все строго по истории!).
Больше лидеров — больше разнообразных партий. Сегодня вы живете на одном континенте с каким-нибудь Чингисханом, который хочет вашей смерти, а завтра делите островок в десять гексов с Канадой — тихой и мирной.
Но это все в сингле, а ведь Gathering Storm кое-что привнесло и в мультиплеер. Речь о функции «облачная игра». Ее суть наверняка знакома всем, кто играл в «Цивилизацию» или «Героев» не по Сети, а «по переписке». Только если раньше надо было сделать ход, записать сохранение и отправить его по почте, то теперь сэйв автоматически улетит к оппоненту с уведомлением в Steam. И никаких больше «ой, я потерял файл с нашей игрой в 179 ходов, давай сначала»!
Gathering Storm — крутое дополнение, благодаря которому и без того сложная и комплексная игра стала еще богаче. Можно придраться к тому, что ИИ остался несообразительным, но не буду — это, видимо, уже отличительная черта серии.
Расскажу лучше о том, что новое дополнение — внезапно! — добавляет в оригинал контент предыдущего аддона, Rise and Fall. Даже если у вас того нет, то с покупкой Gathering Storm вы получите Темные и Золотые века, губернаторов, культурное давление на города и изменения в системе альянсов, но останетесь без лидеров и наций, появившихся в Rise and Fall.
У тех, кто прошлое дополнение не покупал, все отлично — они получат двойную порцию контента, заплатив одну цену. Но что делать тем, кто потратил в свое время 30 долларов на Rise and Fall? Не знаю, надо спросить у Firaxis!
Так или иначе, Gathering Storm — ответ тем, кто утверждал, что шестая часть и в подметки не годится пятой, сравнивая, конечно, «голую» шестерку с пятеркой со всеми дополнениями. А вы поиграйте в Sid Meier’s Civilization VI сейчас — уверен, что до конца партии вас от экрана не оттащат!
Только этого и ждал, чтобы ворваться в шестую Цивку. Кайфовое дополнения, и цива грейт эгейн!
>Поясню про очки, с помощью которых отныне следует голосовать на конгрессе. Их можно набрать, заключив союз или договор, с помощью технологий или в ходе торговли с другими нациями.
Печальный факт - очки дипломатии нельзя набрать в ходе торговли, их можно только продать. Купить не получится, их просто никто не продает - blocking deal и все. По крайней мере на сложности 7 это так.
Катаклизмы - косметическая лажа, мало чем серьезнее средненького нашествия варваров. Починил пару клеток воркером и все.
Как результат, глобальное потепление - тоже лажа. Проблема может возникнуть разве что на островной карте, если земли очень мало. А так - ну максимальный уровень выбросов и тотальное потепление, ну затопило от таяния льдов за игру пяток клеток у соседей, всем пофиг.
Новый тип победы и конгресс, новые лидеры - действительно любопытно, добавляет новизны. Поиграл Матиусом Корвинусом в дипломатическую победу - внезапно наемные юниты от городов государств стали бомбой. Халявный апгрейд, повышенная атака, стероидный запас хода, возможность получить "диверсионный отряд" за один ход в любой части карты - круть. Даже любопытно попробовать его в доминировании.