Рецензия на RAGE 2
Обновляемая рецензия. Что это значит?
Успеть с подробной рецензией к моменту падения эмбарго или ко дню релиза становится все сложнее. По очень разным причинам: порой игра получается настолько большой, что пройти ее за два-три дня попросту невозможно, иногда издатели не предоставляют профильным медиа ранние копии игр. В итоге страдают читатели — они не получает своевременные обзоры или же читают некачественные, в спешке написанные статьи. Чтобы компенсировать время на отработку релизов, мы решили использовать формат «обновляемая рецензия».
Мы поэтапно рассказываем об игре, постепенно дополняя обзор новыми блоками текста. Количество проведенного за игрой времени указывается отдельно. После полного прохождения мы выносим вердикт и ставим оценку, которая появится в материале после финального этапа рецензирования. Редакционная политика «Канобу» предполагает оперативное и максимально полное освещение поп-культурной повестки. Так, благодаря «обновляемым рецензиям» наши читатели смогут получить реальную информационную картину.
Первые часы RAGE 2 — уже лучше, чем многое в жанре
RAGE 2 начинается с того, на чем другие шутеры обычно заканчиваются, — с битвы с главным злодеем и огромной тварью, которая хватает одного из рейнджеров, последнюю надежду человечества на процветание, и откусывает ему голову.
Авторы сразу дают оценить масштаб, делают акцент на происходящем безумии и много шутят, иногда — смешно. Безголового рейнджера находит главный герой (или героиня, в начале можно выбрать пол), надевает его чудо-костюм и получает особые способности, которые и делают RAGE 2 потрясающим шутером.
Если вас именно это волнует в первую очередь, да — стрелять в новой игре очень круто, жанровую мощь и талант id ощущаешь сразу же, пусть разработкой по большей части и занималась Avalanche.
Ближайший аналог RAGE 2 во всем что касается стрельбы — Doom (2016). Укрытия — для слабаков, а ты — не слабак, ты — рейнджер, супергерой местной пустоши. Поэтому перестрелки в новой игре — возможность как можно красивее взорвать, раздавить, лопнуть, размазать врагов.
Это подтверждает первая же серьезная перестрелка с бандой, перегородившей дорогу. Ей не помогают ни укрепления, ни засада, которую, кстати, можно просто разрушить, — деревянные перекладины на мостике очень легко ломаются, а люди, которые стояли на них, — падают.
В общем, первые впечатления RAGE 2 оставляет исключительно положительные — при условии, конечно, что вы ждете от нее шутера, а не ролевой игры, аналога Borderlands или чего-то такого (с чего вообще?). В подробностях об игре я расскажу уже через несколько часов.
10 часов: перестрелки, сюжет и масса активностей
RAGE 2 создана исключительно ради перестрелок. Каждый ее элемент работает на то, чтобы подвести тебя к очередному бандитскому лагерю или арене, полной мутантов. Поэтому я не буду называть недостатками сюжет, на который, разумеется, плевать с первых же минут, и открытый мир, где полно однообразных активностей и при этом практически нет жизни. И снижать оценку за них тоже не буду. RAGE 2 — выдающийся шутер, с механикой, какой не было в жанре, пожалуй, с 2016 года, когда вышел перезапуск Doom.
Впрочем, мало сказать, что стрельба в новой игре опирается на механику предыдущей игры id. Она делает больше — развивает ее, ускоряет ритм и побуждает чаще экспериментировать. В первые несколько часов главный герой получает способности, без которых затем сложно представить любой другой шутер. Одна из них — та, что действительно отличает RAGE 2 от всех прочих игр жанра, — «Рывок». Она позволяет резко смещаться в сторону — надо лишь наклонить левый стик и нажать левый бампер. У способности есть кулдаун, но не настолько долгий, чтобы это разрушило саму идею — молнией мерцать между выстрелов и ракет, заходить врагам за спину, быстро сокращать расстояние для добивания и вообще чувствовать себя крутым.
Еще один навык — мощнейший энергетический удар, который при определенных условиях буквально превращает противника в кровавую кашу. Другой — приземление с ударом о землю и уроном по площади. Есть и рейдж-мод, в котором не только возрастает урон, но и восстанавливается здоровье, и возможность вернуться с того света, как в первой части, благодаря дефибрилляции. А с большинства врагов после их смерти падают ресурсы, в том числе восполняющие полоску HP, как в DOOM. Идея та же — будешь сидеть за стеной, игнорируя аптечки, ничего хорошего не выйдет.
RAGE 2 прямо говорит: «Не останавливайся, не прячься. Выйди на середину локации и воспользуйся всем, что у тебя есть, чтобы получить как можно меньше урона и разнести врагов как можно эффектнее».
В RAGE 2 очень много классных штук, которые, как в конструкторе, следует комбинировать и устраивать с их помощью жуткий беспредел. И чем дольше ты играешь, тем больше открывается способностей, появляется еще больше ресурсов для прокачки (улучшать можно, кажется, вообще все), а герой становится все менее уязвимым. Все эти классные штуки надо где-то испытывать, поэтому игра не достает сюжетом и вдумчивым исследованием мира. Она дает то, что нужно игроку, который пришел сюда пострелять, — разнообразные локации, полные врагов. Именно поэтому все квесты в ней сводятся к тому, что надо куда-то пойти или поехать и устроить веселую пальбу. Потому же все активности на огромной карте так или иначе приводят к перестрелкам.
Это шутер. Шутер в открытом мире. Выдающийся шутер в открытом мире.
25 часов: открытый мир и вердикт
Открытый мир в 2019-м — это, конечно, игры-сервисы на 200 часов, сотни иконок на карте и совершенно нечеловеческие масштабы. Но что, если бы кто-то сделал игру с открытым миром на 10 часов, без необходимости что-то там исследовать, зачищать или захватывать? Игру, где ты при желании мог бы этот мир и не замечать даже — просто идти по сюжету и не думать постоянно о том, что ты что-то упустил или не заметил? Что ж, RAGE 2 — такая игра. Почти.
Если вы у себя в голове еще до ее релиза построили конструкцию «RAGE 2 vs Red Dead Redemption 2 vs Assassinʼs Creed: Odyssey vs The Witcher 3» и не готовы ее сейчас разрушать, то мне, скорее всего, не поверите, но я должен это сказать. Кто-то должен. В RAGE 2 открытый мир работает не так, как ты того ждешь, и это большое достижение Avalanche. Ему не нужна «жизнь», не нужны разнообразные сторонние квесты, исследовать его ни к чему.
В начале вам дают автомат, дробовик, «Рывок» и машину «Феникс» — этого хватит, чтобы пройти до конца где-то за 10 часов. И есть ровно три момента, когда надо отвлечься от сюжета и выполнить несколько сайд-миссий — добить уровень авторитета у трех ключевых персонажей до пятого уровня. RAGE 2 — игра про то, как главный герой находит трех чуваков, ненавидящих Правительство (вечный враг), и уговаривает их возобновить программу «Кинжал», суть которой в том, чтобы буквально ворваться на огромном бронированном танке на основную базу противника и разгромить там все. И чтобы чуваки помогли, надо поднять авторитет у каждого до пятого уровня, уничтожая башни Правительства, находя Ковчеги и убивая рейдеров.
Это не плохо, потому что не напрягает. Башни падают с неба прямо тебе на голову, когда едешь куда-нибудь. Ковчегов хватит найти три или четыре штуки, взамен — крутые способности и оружие. Убивать рейдеров тоже не надо много — пять-шесть лагерей. Времени на ВСЕ уйдет часа полтора, что-то ты выполнишь, даже не заметив. Мне, к примеру, специально понадобилось повысить авторитет только у одного персонажа, а вот у Лузам Хаггар, когда я ее встретил, уже был пятый уровень. У доктора Квасира — вообще седьмой.
Это не прихоть авторов — так они знакомят с устройством открытого мира. Кому-то, может, и плевать на все побочки, ему надо сюжет пройти и удалить игру, но кто-то захочет поиграть подольше, поэтому объяснить правила надо.
А правила максимально простые. Как я уже писал выше, шутерная механика RAGE 2 — это конструктор, из которого хочется собрать что-нибудь крутое. А локации, то есть вообще все активности на карте, — полигоны, на которых это что-то крутое можно испытать. Ты едешь на основной квест, видишь упавшую башню, уничтожаешь ее, повышаешь авторитет у Хаггар, в ста метрах находишь рейдеров, врываешься к ним, разрываешь противников, повышаешь авторитет у Маршалла, находишь ресурсы для прокачки, едешь в город, по пути замечаешь Ковчег, в нем — револьвер, снаряды которого взрываются по щелчку пальцев.
Смысл открытого мира RAGE 2 в том, что ты стреляешь, чтобы достать новые пушки и прокачаться, чтобы снова стрелять. Эта игра не строит из себя RPG или что-то еще, она прекрасно знает, что она — шутер от первого лица, лучший за последние несколько лет, на это и делает ставку. И если ты хочешь увидеть именно Doom, то 80% RAGE 2 пройдет в закрытых помещениях, а открытый мир не станет навязываться. Мало 10-часовой кампании (а если ты любишь динамичные шутеры — этого, конечно, мало)? Тогда вскрывай Ковчеги, забирай новые стволы и получай новые способности, прокачивай их и на максимум используй шутерную механику хоть 40 часов.
Я не уделяю особого внимания прокачке, потому что она не меняет кардинально ощущение от стрельбы — это же не ролевая игра! Почти все улучшения или увеличивают продолжительность какой-нибудь способности, или снижают ее кулдаун, или повышают урон, а также здоровье героя. Есть интересное: например, со временем можно будет взрывать бочки силой мысли (хотя быстрее выстрелить в них) или делать комбо крылопалкой, переводя ее от одного врага к другому и взрывая в конце. Это все дополняет механику, но не делает ее другой. В основном ты все равно очень много стреляешь из мощных пушек, а все остальное — не столь важно. Приятно, но можно и обойтись, если лень собирать ресурсы.
RAGE 2 важна и для поклонников шутеров, и для самого жанра, который некогда был самым популярным, а теперь по количеству релизов в год уступает даже адвенчурам и стратегиям. Это игра, в которой от тебя никто ничего не требует, даже за сюжетом следить не просят — его намеренно сделали простым, чтобы не отвлекать от главного. Она грамотно делит контент для тех, кто хочет по-быстрому пройти до конца, и для тех, кто хочет остаться подольше, — и тот, и другой вариант в ней легитимный.
В следующий раз нечто подобное по динамике и проработке основной механики будет, наверное, с выходом Doom Eternal.
За оперативность 5, за информативность 1.