04 марта 2022Сериалы

Рецензия на «Карамору» Данилы Козловского: зрелищная вампирская сага, которую губит плохой сценарий

Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Карамора»
Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Карамора»

В онлайн-кинотеатре START 3 марта вышла финальная серия «Караморы» — сериала о вампирах с Данилой Козловским в главной роли. Козловский взялся снимать проект, когда из него вышел режиссёр «Никто» Илья Найшуллер. Автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, почему кровавая история о вампирах не исправилась, но точно стала лучше к концу сезона.

Сюжет

Альтернативная Российская империя, начало XX века. Анархист Петя Каразин по прозвищу «Карамора» (Козловский) борется против власти вместе со своими сотоварищами. В их числе его возлюбленная, Алина (Дарья Балабанова). Анархистов покрывает полицейский отдел во главе с Симоновым (Игорь Черневич). Но в ячейке случается раскол, и один из бывших союзников Караморы стреляет в его девушку и пытается убить его самого.

В этот момент в квартиру анархистов врывается вампир — граф Александр Руневский (Филипп Янковский), которому поручено уничтожить всю ячейку. Сбежать удаётся только Караморе. Едва живую Алину Руневский из жалости обращает в молодого вампира и обучает жизни среди элиты. Оказывается, что вся правящая верхушка Российской империи, включая императора — вампиры, которые прячутся среди обычных людей.

У вампиров даже есть свой тайный совет, которым управляет министр Столыпин (Борис Бирман), друг и наставник Руневского Свечников (Андрей Смоляков), эксцентричный молодой дворянин Юсупов (Евгений Шварц), убеждённый сторонник чистой крови Дашков (Дмитрий Чеботарёв) и другие. Впрочем, в обществе вурдалаков назревает серьёзный конфликт: пока одни хотят оставаться вампирами, другие считают это проклятьем и ищут лекарство.

Пользуясь смутой и поддержкой со стороны большевиков и анархистов, Карамора намерен отомстить вампирам — и навсегда отобрать у них власть.

«Карамора» и производственный ад

Рецензия на «Карамору» Данилы Козловского: зрелищная вампирская сага, которую губит плохой сценарий - фото 1

В материале по первым сериям «Канобу» уже пересказывал историю создания «Караморы»: она была непростой. Режиссёр сменился, бюджета не хватало, телеканал ТВ-3 в какой-то момент вообще отказался от проекта. О том, как сериал удалось снять, Козловский подробно рассказывает в выпусках «Карамора: Между сериями» — своеобразном фильме о фильме.

Козловский смог вытащить проект исключительно на своём энтузиазме, отдав немало сил и нервов и заработав — как он сам рассказал в одном из эпизодов «Между сериями» — воспаление лёгких. Бюджета не хватало, поэтому сцены в Тбилиси снимались в невероятно сжатые сроки. Ассистентам приходилось перебегать с несколькими фонарями с места на место, чтобы создать иллюзию освещённой улицы. В закадровой съёмке сохранилось много курьёзных случаев, когда сцены доделывались чудом и упорством всей команды.

Плюсы сериала

Действительно впечатляющий визуал

Как уже упоминалось выше, сериал снимали с большим трудом и энтузиазмом. В плане картинки пежиссёр и его помощники сделали абсолютный максимум: «Карамора» выглядит как неплохой западный сериал. Экшена в сравнении с первыми тремя эпизодами стало даже больше: как перестрелок, так и зрелищных сражений в замкнутых пространствах.

Постановка кадров и даже выбор локаций порой очень уж напоминает зарубежные проекты — например, в драке в бане легко увидеть отсылку к «Пороку на экспорт» Дэвида Кроненберга, противостоящий героям вампир напоминает Барона Харконнена из «Дюны». Но в жанровом сериале это смотрится более чем уместно; визуальные достоинства «Караморы» вообще здорово сглаживают слабые места.

Особенно это касается красивых массовых сцен — бала, свадьбы двух героев и продвижение вампиров-мутантов в стиле зомби Джорджа Ромеро. И если не считать современной кожаной куртки Караморы, костюмы в сериале так же очень в духе времени — и одновременно с этим абсолютно фэнтезийные.

Отличные образы вампиров

Рецензия на «Карамору» Данилы Козловского: зрелищная вампирская сага, которую губит плохой сценарий - фото 2

Если представить «Карамору» как противостояние вампиров и людей, вторая сторона проиграла заранее. У вампиров есть самые яркие, самые ироничные персонажи сериала: галантный Руневский в исполнении Филиппа Янковского («Иван Денисович»), преданный своему делу ксенофоб Дашков (Дмитрий Чеботарёв) и главная звезда шоу, Юсупов (Евгений Шварц из «Этерны»).

Полубезумный вампир-кокаинщик с жаждой власти даже звучит эксцентрично — удивительно, что такие персонажи могут появиться в российских сериалах. Юсупов во второй половине сезона становится одним из важных героев, движущей силой сюжета. Он выбирает кричащие наряды, палит по бывшим союзникам из пулемета, постоянно увиливает от ответственности и меняет свои планы, как перчатки. Яркие цветные костюмы невольно ассоциируют его с Джокером, только Бэтмена в сериале к нему подобрать сложно.

По большей части сюжетные линии вампиров сводятся к тому, кто кого перехитрит и захватит власть над Российской империей. Но сама концепция вампиризма в сериале интересная: это своеобразное наказание человечества за его пороки, ведь упыри буквально произошли из-за постоянного кровосмешения. Это в том числе отлично объясняет, почему так много вампиров оказалось среди знати.

И они, как многие другие правящие элиты из фантастических произведений, в какой-то момент начинают пожирать сами себя. Между вурдалаками нет единства: они заняты не удержанием власти или развитием страны, а банальным удовлетворением своих потребностей и выдавливанием последней выгоды из русского народа. У Козловского вместе со сценаристом Александром Фоминым («Восьмидесятые») удалось создать неожиданно интересный пример того, как прогнившая система ломается изнутри.

Сильный финал и отдельные задумки

Рецензия на «Карамору» Данилы Козловского: зрелищная вампирская сага, которую губит плохой сценарий - фото 3

«Караморе» временами хотелось дать больше времени на особенно крутые сцены и линии, которые придумал Фомин. Некоторые вампирские обряды, обучение борцов из отряда Караморы, погони по Тифлису, противостояние со всадниками, заседания Тайного совета и попытки Алины стать мрачным нуарным детективом — всё это тянет не на восемь, а на пятнадцать-двадцать эпизодов.

Всё общение между вампирами вообще тянет на отдельный ситком, только происходящий в 1910-е годы прошлого века. Алина, Руневский, Дашков, Юсупов и Свечников — идеальный актёрский и геройский ансамбль, который заслужил свой спин-офф. При этом каждый из них получает хотя бы одну-две запоминающиеся сцены, раскрывающие персонажа. Для Алины это охота на маньяка и расправа над его семьёй — её первый реальный шанс принести России пользу вне своей компании анархистов, не через откровенный террор.

Рядом с интересным развитием персонажей-упырей линия Караморы местами невыносима. Но даже она разрешается рационально, даже красиво: отвратительный протагонист сполна получает по заслугам, из него не пытаются вылепить героя.

Минусы

Слабый сценарий и запутанное повествование

Несмотря на интересную концепцию, «Карамора» выглядит как десяток отличных сценарных идей, которые Александр Фомин не смог логично и легко соединить между собой. С одной стороны это любовная история, с другой — разочарование анархиста во всех его идеалах и осторожное, непрямое политическое высказывание, с третьей — забавная попытка интегрировать фэнтези в реалии Российской империи.

Но большинство этих линий выглядит хоть сколько-нибудь интересно только за счёт таланта актёров и красивой картинки. Многие хорошие начинания забрасываются, то ли от нехватки хронометража, то ли потому, что сценаристы не придумали для них развития. Например, организация «Бледных всадников» имеет влияние как целое тайное правительство, но зрителям так и не показывают цель и способы её существования. Якобы жестокая и беспощадная, потенциально интереснейшая агент Франц из Всадников упоминается несколько раз, но умирает почти сразу после своего появления.

Некоторые ветки и сюжеты вообще разрешаются только с помощью роялей в кустах — об этом «Канобу» тоже писал в материале по первым трём эпизодам, и это никак не изменилось к финалу шоу.

Данила Козловский как актёр

Несмотря на неплохую работу Козловского в качестве режиссёра, смотреть на него в главной роли всё ещё тяжело. Из проекта в проект это один и тот же персонаж — мужчина с сомнительными принципами, глубоко уязвлённой гордостью, множеством минусов. Как и зарвавшийся мажор Макс из «Духлесс», как и пожарный Карпушин из «Чернобыля», Карамора наверняка задумывался неоднозначным и противоречивым героем в духе Григория Печорина из цикла Михаила Лермонтова.

Но в этой концепции что-то не работает: возможно, вокруг него слишком много других, гораздо более интересных и необычных персонажей. Из-за чего на Карамору смотреть откровенно не хочется. Особенно зрителям, которые чувствительны к переигрыванию.

Скучное использование альтернативной истории

Рецензия на «Карамору» Данилы Козловского: зрелищная вампирская сага, которую губит плохой сценарий - фото 4

«Карамора» представлялась как альтернативная история России в декорациях Серебряного века. Какие-то знаки этой эпохи в сериале есть, вроде поэтического салона с Владимиром Маяковским, богатых и помпезных вечеринок и контрастно грязного, полного криминала ночного Петербурга. И история страны здесь точно изменена, учитывая поплывшие даты и вампиров у власти, включая императора.

Но дальше постоянного неймдроппинга эта концепция не развивается. Да, исторические личности мелькают на экране, и любители российской истории узнают их имена. Но ни стилем, ни декорациями, ни интересными интерпретациями известных людей «Карамора» удивить не может. Финальная сцена, в которой показана Россия будущего с изменённым ходом истории, гораздо интереснее всего сериала.

Вердикт: смотреть ради качественных съёмок, необычного концепта и пары ярких образов

Рецензия на «Карамору» Данилы Козловского: зрелищная вампирская сага, которую губит плохой сценарий - фото 5

«Карамора» — пример того, что до недавнего времени отечественные киноделы могли делать действительно интересные, масштабные проекты. Это история, одновременно напоминающая аниме и фильмы Гая Ричи, с неплохими декорациями и литрами бутафорской крови, снятая в нескольких странах. Талантливые российские актёры в кои-то веки получили яркие и несколько фриковые образы, а не стандартные роли из военного или детективного кино.

Приятно уже то, что кто-то впервые со времен «Ночного дозора» (и параллельно «Вампирам средней полосы») всерьёз взялся за тему вампиров и прочей нечисти. Да ещё и сплёл её с социальным и политическим контекстом — мысли о власти, анархии и народе в «Караморе» не очень новые и глубокие, но по крайней мере они есть.

Но со стороны сценария российские сериалы всё ещё хромают, и «Карамора» тут хромает на обе ноги сразу. Если один эпизод (включая финальный) может быть выстроен почти гениально, то уже в следующий может быть попросту скучным.

Шокирующие, откровенные сцены в нём тоже появляются невпопад; Александр Фомин будто просто пытался показать как можно больше необычного, нового для российских зрителей. Но вампиров, крови и обнажёнки может быть недостаточно для действительно стоящей истории.

Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Alexander199622
Alexander199622
да ну, неужели вы эту хрень оценили выше, чем книгу Бобы?)
Эльза Кёниг
Эльза Кёниг
Прикольный сериал концовка отличная. Не ожидала. А минусы справедливые.
pkd401
pkd401
Вообще политическая тема в сериале настолько актуальна, что возникает вопрос как его вообще пропустили. Все, о чем говорят персонажи, можно спокойно применять к современности. За одно это сценаристам можно простить остальной совершенно дырявый сюжет.