Рецензия на Imperator: Rome
Стратегии Paradox работают в нишевом поджанре «слишком сложно» — даже для многих любителей других похожих TBS. Уверен, Europa Universalis тысячи раз закрывали, просто посмотрев на количество странных индикаторов. Да и продуть партию за пару минут, попытавшись построить какую-нибудь Империю Дубровник, тут не сложно. Разумеется, высокий порог вхождения оправдан — нужно только разобраться, тогда «игра в эксель» внезапно становится увлекательнее более дружелюбной Total War.
Imperator: Rome призвана сгладить углы и послужить порталом в остальные серии Paradox. Она гуманнее к игроку, механики тут попроще, а все лучшее из предыдущих игр на месте. Но ближе всего Imperator, конечно, к Europa Universalis — с ее политикой, дипломатией и экономикой. Наверное, эпоха диктует свои правила, но и времени в Europa Universalis 4 было вложено столько, что ее механики логично стали для новой игры Paradox центральными.
Paradox умеет сохранять и использовать внутренний опыт студии, выбирать лучшее из сделанного и сохранять аутентичность своих игр. Imperator это доказывает с первых минут.
У такой особенности есть обратная сторона — нового в играх Paradox не так много, но за свежими сеттингами это не особенно заметно. В Imperator у нас наконец-то есть возможность «захватить мир» времен рассвета Рима, тогда еще республиканского. Вот что важно! Начинаем сразу после окончания Второй Самнитской войны, когда италики были на пороге объединения под началом римлян. И хотя на севере все еще оставались сильные государства этрусков, а на юге — остатки греческих полисов, вопрос о гегемонии на полуострове уже не стоял.
Но у Рима были и другие мощные соперники. В Средиземноморье молодой державе угрожал Карфаген — главная торговая империя региона. На Пелопоннесе и в Малой Азии все еще оставались влиятельные осколки того, чем некогда владел Александр Великий — Македония и Фригия под властью диадоха Антигона. А еще были птолемеевский Египет и Селевкидская империя. Все они будут претендовать на власть, но не абсолютную. Захватить весь мир буквально нельзя — стратегии Paradox не об этом. Они о попытках подробной исторической симуляции, в которой вы можете изменить многое, но в пределах человеческих возможностей.
Мир Imperator — это не только Европа, Северная Африка и Ближний Восток. Поход Александра позволил узнать об индийских княжествах и племенах в предгорьях Гималаев, разведать территории Синайского полуострова. В игре вы увидите все, что знали сами римляне. Играть в европоцентризм не придется — можно выбрать и династию Маурья, объединить всю Индию и построить государство Иудеи, хотя это и будет фантастически сложно.
Карта в Imperator работает так, как и должна работать. Например, согласно мировоззрению древних, цивилизованные провинции в Египте расположены тонкой линией по руслу рек. Никому бы тогда в голову не пришло захватывать пустыни, поэтому они просто автоматически окрашиваются в ваши цвета, стоит вам стать гегемоном на прилегающих территориях. А перейти Альпы можно только через узкие горные проходы, попутно потеряв несколько тысяч человек. Снабжение в этих местах будет критически затруднено, солдаты будут страдать от голода, так что о переходе нужно будет три раза подумать. Зато представьте, как просто их будет защищать системой крепостей, если правильно их расположить.
В Imperator: Rome крепости вообще стали выполнять более значимую роль. У них довольно обширный радиус контроля, который не позволяет вражеским войскам пройти по соседним регионам. К тому же они автоматически захватывают окружающие территории, избавляя вас от необходимости отправлять целую армию, чтобы взять какую-то глухую провинцию с тремя крестьянами. Очень удобно!
Это сильно экономит время и нервы, ведь воевать придется постоянно. Отдыхаешь от войны? Твой враг наверняка уже берет новый стратегический регион! Но к экспансии в Imperator все же нужно подходить прагматично — некоторые земли придется оставить в покое, поскольку минусы от их захвата явно перевесят плюсы. Застрять на перевале и потерять армию — от такого можно и не оправиться.
Но все же стоит признать: Imperator в большей степени про войну, чем про дипломатию и экономику. Все упирается в то, насколько эффективно ты наращиваешь жизненное пространство. Даже с выбором подходящих провинции построек заморачиваться не нужно — их всего четыре. Нужно просто увеличивать их уровень: рынок, например, дает больше золота, тренировочный лагерь — больше рекрутов, крепость — лучше защиту, а амбар — увеличивает прирост жителей.
Зато с военным перекосом в Imperator наконец-то сделали более глубокую боевую систему — без классического забрасывания врага пушечным мясом и системы камень-ножницы-бумага. Теперь в армии и легкая пехота, и тяжелая, и разные типы кавалерии, и колесницы, и даже слоны. Естественно, при наличии необходимых ресурсов. Для получения тех же верблюдов придется захватить африканскую провинцию, в которой эти верблюды водятся. А потом еще и проложить торговый путь, защищать его от пиратов и врагов.
Ну и конечно же, каждая крупная группа фракций по-своему подходит к войне. Те же скифы отдают предпочтение конным лучникам, Селевкиды — катафрактам, а другие армии с ближнего востока управляют полчищами легкой пехоты. Ну, а римляне… разве мог кто-то представить их без тяжелой пехоты? Кроме того, можно использовать разные формации войск, применять форсированный марш или натиск. Впрочем, полноценных боевых действий ожидать не стоит — это игра от Paradox, но серьезный шаг вперед невозможно не заметить.
Война в Imperator не только о расширении границ. Основа богатства — рабы. Отсидеться, улучшая ветряную мельницу, не получится. Без рабов роста не будет, а добывать их тоже придется в бою. Иногда выгодно развязать конфликт, чтобы просто привезти домой больше «рук» — такой вот дух эпохи. При этом аристократические семьи не отправляются в рабство — их можно либо казнить, либо ассимилировать. Если выдать паспорт римского гражданина варвару, можно получить хорошего генерала или губернатора. Удобно? Да, но в какой-то момент окажется, что Юлии в стране в меньшинстве, а управляют всем какие-то Дарии из Вавилона. Хотя выступлений на почве ксенофобии в игре, к счастью, нет.
Помимо рабов в империи есть еще три категории жителей: граждане, свободные люди и племена. Граждане занимаются новыми технологиями. Свободные люди предоставляют людей в ваши победоносные армии и расширяют торговлю. Ну, а племена — это недоразумение, которое сразу нужно переводить в римский образ жизни.
И вот здесь у Imperator: Rome начинаются проблемы. Возможно, игра все же несколько перегружена, ей моментами очень не хватает автоматизации некоторых процессов, например, перевода жителей из одного статуса в другой. Сейчас нужно клацать вручную на каждого — жуткая бессмысленная рутина.
А ведь многочисленные граждане империи исповедуют разные религии и происходят из разных культурных групп — их тоже придется ассимилировать. Еще больше клацанья! Особенно непросто придется египтянам, где греческая культура Птолемеев будет доминировать только в паре регионов, а решить проблему все равно придется. Другие культуры и религии будут вносить раздор в политику, влиятельные семьи утратят лояльность, а там и до восстания недалеко. С внутренней политикой в Imperator нужно считаться. Придется кормить гиен, осознавая риски, и влезать в моральные долги, чтобы получить услуги вне протокола.
В Imperator несколько типов государственного устройства, но значимых всего три: монархия, республика и племенная система. Во всех есть управленческие посты, куда нужно брать либо самых эффективных, либо самых преданных. В монархии нужно постоянно следить за претендентами на престол, иначе можно столкнуться с гражданской войной. Все мы читали о временах, когда в Риме за месяц сменялось несколько императоров и к чему это привело. В республике с этим несколько попроще — каждые несколько лет сменяется власть и главой государства становится самый популярный персонаж. К сожалению, как и в реальности, это далеко не всегда лучший менеджер. Избрать могут натурального идиота или что еще хуже — популиста, который будет скорее мешать, чем помогать.
Кроме того, для начала войны нужно одобрение сената. Пойдете против его воли — увеличится счетчик «тирании» и приблизится гражданская война. Придется либо регулярно заигрывать с сенаторами, либо реформировать страну в империю, но даже тогда с ними придется считаться.
Но и это далеко не все угрозы. Например, назначаешь ты диктатора на короткий срок войны, а он потом никуда уходить не собирается. А тут еще недовольный аристократ под шумок сам собрал войско и выступил в поход. Контролировать напрямую нельзя, а убедить его распустить солдат можно лишь, предложив почетную капитуляцию. Ну, или все так же разгромив его после того, как тот «перейдет Рубикон». Единственная проблема, он может застрять в бедном провиантом регионе и начать страдать от небоевых потерь — рекруты на восстановление будут списываться с вас. Все потому, что некоторые отряды теперь могут менять государственную верность на личную, к какому-то полководцу.
Ну, и наконец-то можно принимать законы, больше подходящие к вашему стилю игры. Например, знаменитые реформы Мария, если все же решите выбрать Рим. Или законы Гракхов о возрождении свободного крестьянства. Правда, придется потратить тонны очков ораторского искусства, которые наравне с гражданскими, религиозными и военными создают систему местной валюты, пока несбалансированную. Ораторские очки нужны чуть ли не для всего, а военные, к примеру, — лишь на уменьшение усталости от войны и принятие армейских традиций.
Рассказывать о всех механиках бессмысленно, Imperator только кажется упрощенной версией своих сестринских серий — это глубокая проработанная игра, которую максимально интересно изучать самому.
Но она далеко не идеальна, несмотря на весь опыт Paradox. Например, Imperator слишком зациклена на «цивилизованных» государствах — страны с племенным устройством оказались на обочине. Тут еще и поломанные механики миграции, и невозможность разделить свиту вождей… Даже ИИ максимально неумело использует эти возможности, племена всегда находятся в заведомо невыгодном положении.
Но главный недостаток Imperator — недостаток информации от самой игры. Тут очень глубокая система кастомизации почти всего, но часто не понятно, как конкретно твои действия повлияют на государство. Вот начинает Рим страдать от голода — кажется, от большого приплыва рабов, но перед глазами не было никаких видимых решений этой проблемы. Даже ценой каких-то иных жертв. Да и многие дипломатические решения работают будто по рандому — Europa Universalis в этом плане были сильно прозрачнее.
Очень жаль, что игра обрывается на имперском периоде Рима. Сейчас Imperator заканчивается на принятии Октавианом титула Августа — разработчики, видимо, решили оставить себе больше пространства для DLC. Может, это и не страшно — у игр Paradox традиционно долгий жизненный цикл, за следующие пять-шесть лет Imperator станет в несколько раз больше и интереснее. Сейчас же она будто слегка пустовата, но это на фоне сотен расширений для других игр студии.
И все же Imperator — очень хорошая игра. Проходить мимо не стоит, а вот подождать можно. Но если вы любите стратегии Paradox, то наверняка уже наиграли десятки часов и никакие выводы вам тут не нужны.
Я думаю стоит подождать пары обновлений и платных DLC.
вот только игры парадоксов не TBS