Рецензия на Devil May Cry 5
Devil May Cry 5 стартует без предисловия, через несколько лет после событий четверки. В городе Ред Грэйв внезапно вырастают гигантские демонические деревья Клипот, и начинается полномасштабное вторжение тварей из ада. Во главе очередного нападения стоит загадочный Уризен, претендующий на титул нового короля и кресло самого Мундуса. Звучит так, будто для Данте и Неро появилась работа!
Пятая часть крайне чувствительна к спойлерам, поэтому здесь можно и остановиться. Момент про Уризена — едва ли спойлер, с ним вы познакомитесь в самом начале, ролик из которого, кстати, еще осенью слили в сеть. Сомневаюсь, что для кого-то вышеописанное вступление станет серьезной неожиданностью.
Куда важнее то, как это вступление подано. Capcom, похоже, изо всех сил стремилась подтвердить наследственность новой игры, хотела показать, что не было никакой DmC, что старые герои снова в деле. Вас тут же бросают в драку, никаких разговоров о новом контракте — чувство такое, что оказался сразу посреди истории, начавшейся несколько лет назад. Вокруг все в огне, и персонажи — в огне, все в аду. Такое начало будет тяжким для новичков, но есть подозрение, что не для них создавали эту игру. Не они ведь ждали DMC 5 больше десяти лет.
Другое дело, что в какой-то степени это создает проблемы не только для новичков, но и для нарратива игры. Сперва вы попадаете в жесткую мясорубку, локальный апокалипсис, встречаете по боссу на миссию, однако затем DMC 5 на несколько часов ставит себя на паузу. Не преподносит сюрпризов, не показывает ничего нового, только время от времени подкидывает дополнительные виды рядовых врагов. Прошлые игры работали похожим образом, но с 2008 года принципы подачи сильно изменились — даже DmC вела куда более плавное повествование.
На это, возможно, никто не обратил бы внимание, если бы менялось окружение, но уровни в DMC 5 — это серость и уныние. У игры какие-то невероятные проблемы с левелдизайном, и практически весь его вы видели в трейлерах.
Простой пример — местность, которую залило вулканической лавой. Невзрачные застывшие волны — все, чем могут удивить разработчики. И это где-то 60% всей игры.
Остальное время предстоит пробираться через обломки города — масса бетонных коробок, нагромождение простейших деталей, не несущих никакого смысла. В определенный момент настолько устаешь от этой среды, что с радостью вспоминаешь даже битву с Санктусом — и уж тем более лимб из DmC, который, кстати, тоже особым дизайном не выделялся.
Почему так, понятно — хоть это и не оправдание. Capcom явно сосредоточилась на геймплее и сражениях, забив на декорации. К тому же — и это удивительно, — несмотря на серость и проблемы с драматургией, желание разгадывать оставленные в сюжете загадки не пропадает.
Главная такая загадка — новый герой, Ви. Таинственный заказчик агентства Devil May Cry сам вмешается в битву за судьбу мира, но до поры станет скрывать свою личность.
Интересно будет узнать и о том самом Уризене, ведь не каждый день появляются настолько сильные демоны, от которых по японской традиции нужно будет несколько раз получить по шее. Да и старых знакомых встретится полно — ради этих встреч тоже хочется играть. Фансервис — это вообще одна из сильнейших сторон Devil May Cry 5. Хидэаки Итсуно прекрасно знает свою аудиторию и понимает, как удержать ее у экрана. Столь же удачным получился еще один, главный элемент игры — ее геймплей. И от обилия механик глаза разбегаются.
Про Неро, открывшего собственное агентство по охоте на демонов, вы и так почти все знаете. Он лишился демонической руки и вместо нее теперь пользуется протезами, которые для него смастерила механик Нико. Одни бьют электричеством, другие хороши на дальней дистанции, третьи позволяют швырять демонов словно тряпки. Всего протезов около дюжины, но с собой взять можно гораздо меньше, да и те быстро приходят в негодность — это все же расходный материал. Правда, на уровнях их разбросано полно — не всегда тех, что подходят для конкретной ситуации, но в этом и смысл. Протезы делают Неро самым гибким из трех героев и удобным, если вы научились использовать механические руки с умом, в любой ситуации.
Второй персонаж — Данте, и его появление воспринимаешь как возвращение старого друга. Он изменился внешне, но остался с тем же характером — несмотря на свою не совсем человеческую сущность, ему легче всего сопереживать. Разработчикам, судя по всему, Данте тоже ближе всех прочих героев — возможно, именно поэтому они сделали его чуть ли не самым сильным.
С самого начала у него будет комплект Балрог — по сути, знакомый поклонникам Гильгамеш, но с другим названием. Он крайне эффективен в бою, почти непробиваем даже на высоких уровнях сложности и очень опасен — настолько, что противников жалко. Кроме того, Данте может сражаться мотоциклом, который когда-то, как это часто бывает в серии, был частью демона, но стал ужасающим оружием, способным разделяться на две рычащие двигателями внутреннего сгорания дубины. Медленные, тяжелые и с огромным радиусом поражения. В кровавом неистовстве Данте с ними превращается в вихрь, несущий смерть вообще всем.
Сложно подобрать слова, чтобы объяснить, почему этот абсурд выглядит самым крутым, что есть на свете, — но во время сражения за сына Спарды так все и есть. И это еще без учета того, что Данте, в отличие от Неро, полагается на свой набор оружия и боевые стили. Управлять им сложнее, надо постоянно переключаться между арсеналом и техниками — но если научиться, равных главному герою серии, как и прежде, не будет.
Особенно невыгодно — по крайне мере, на первый взгляд — на его фоне смотрится Ви. Загадочный парень, который постоянно во время битв читает Уильяма Блейка и редко сражается лично. Он демонолог, заключивший сделку с тремя адскими отродьями. Первое любит принимать облик кошки и служит фамильяром ближнего боя. Второе, излишне разговорчивая птица и верный помощник Ви, сжигает врагов молниями с расстояния. И третье — Кошмар, гора грязи, голем, которого можно призвать на время.
Сам Ви при этом крайне уязвим — его нужно держать подальше от схватки, чтобы в него случайно не прилетел какой-нибудь топор. Но только он из трех героев умеет добивать противников, так что совсем избежать битвы не получится. Таким образом, геймплей за него — это своего рода hit’n’run: грязную работу за вас делают фамильяры, а вам лишь остается подбежать и завершить начатое. Звучит, может, и не так круто, как описание геймплея за Данте, но это одно из важнейших нововведений в формулу DMC и серьезное испытание для всех, кто привык врываться в толпу.
К тому же управлять этим зоопарком непросто: у каждого «питомца» есть десяток умений, из-за чего очень хочется переключиться в режим автоматических комбо. Это функция для ленивых — если не хотите злиться на хардкор и швыряться в стену геймпадом, но желание увидеть все, на что способны герои, у вас есть, это оно.
Осуждать за любовь к этой функции сложно, потому что битвы в Devil May Cry 5 на пределе возможностей ее персонажей выглядит потрясающе. Да и сами персонажи тоже — это заслуга RE Engine, способного на весьма правдоподобную картинку. Парадокс: героев хочется скринить каждые пять минут, боссы и битвы с ними тоже безумно красивые, но все остальное… это как приезжаешь в скучный провинциальный городок и понимаешь, что там просто нечего фотографировать. Совсем.
Еще один такой себе момент — саундтрек. Combichrist на фоне больше не играет, и лучшее, что есть в игре, — мегапопулярная Devil Trigger, которая многим надоела еще до релиза. Есть, правда, возможность включить несколько треков из предыдущих частей — это хоть как-то спасает ситуацию.
Devil May Cry 5 — игра о ностальгии и возвращении хороших друзей, оценивать ее по шкале от 0 до 10 невероятно сложно. Она удивительно неряшливая, с неудачной подачей и откровенно плохим дизайном уровней (и кое-где — дизайном шрифтов), но в то же время увлекательная, интригующая сюжетом и знакомая фанатам. Созданная для них.
И если претендовать хотя бы на мнимую объективность, DMC 5 заслуживает семерки. Но поклонники серии легко могут добавить два, а то и три балла — или же вовсе отказаться от веры в оценку и просто сыграть в новую DMC.
Кто прочтет, скажите, японцы обосрались?