27 марта 2018Игры
Обновлено 30.03.2018

Рецензия на A Way Out

A Way Out начинается с фразы A Josef Fares Game — похожим образом свои игры открывают Хидэо Кодзима и Дэвид Кейдж, мечтающие стереть грань между кино и виртуальным миром. Юсеф Фарес хочет того же, но в отличие от Кодзимы и Кейджа, он не просто синефил, решивший создавать игры. Фарес — режиссер, и на его счету пять картин. Поэтому когда в титрах он называет себя сценаристом и постановщиком, это не вызывает вопросов. Тем более что A Way Out и впрямь получилась очень «киношной». Идеальной игры из нее, правда, не вышло, но это мелочи — и вот почему.
A Way Out начинается с фразы A Josef Fares Game — похожим образом свои игры открывают Хидэо Кодзима и Дэвид Кейдж, мечтающие стереть грань между кино и виртуальным миром. Юсеф Фарес хочет того же, но в отличие от Кодзимы и Кейджа, он не просто синефил, решивший создавать игры. Фарес — режиссер, и на его счету пять картин. Поэтому когда в титрах он называет себя сценаристом и постановщиком, это не вызывает вопросов. Тем более что A Way Out и впрямь получилась очень «киношной». Идеальной игры из нее, правда, не вышло, но это мелочи — и вот почему.

Видеоверсия:

В A Way Out полно отсылок к культовым фильмам. К примеру, уборка тюремной крыши под палящим солнцем и намек на холодное пиво — это «Побег из Шоушенка». Перестрелка в роскошном дворце в Мексике — это «Лицо со шрамом». Еще разработчики часто кивают в сторону «Бонни и Клайда», «Отступников» и «Схватки».

По сути, каждая сцена в игре отсылает к какому-нибудь фильму, но в этом нет ничего плохого. Это не значит, что у авторов A Way Out не хватило мозгов придумать что-то свое и написать собственную историю. Они и не пытались удивить кого-то сценарием.

Рецензия на A Way Out - фото 1

В этом смысле Фареса впору сравнивать даже не с Кодзимой и Кейджем, а с Даниэлем Ваврой, постановщиком Mafia: The City of Lost Heaven и Kingdom Come: Deliverance. Оба они используют в своих играх киношные приемы и при этом уделяют огромное внимание деталям — с их помощью показывают бытовуху. Не пишут триллеры про маньяков, не придумывают неожиданные повороты, не сочиняют истории про роботов и мистику. Просто рисуют людские истории яркими и знакомыми красками.

В тюремном дворе вы обязательно найдете турник и мат, на котором отжимаются заключенные — герои могут сделать то же самое. После побега они, промокшие и голодные, захотят привести себя в порядок и поесть — именно поэтому в игре есть сцена, где одному из игроков нужно наломать веток и развести костер, а второму — наловить рыбы в пруду. Добираться до города пешком слишком долго, на украденном стареньком пикапе быстрее — но его сперва нужно вернуть к жизни: заменить колесо, залить бензин и «прикурить» от другого аккумулятора.

Рецензия на A Way Out - фото 2

Нечто похожее, к слову, было и в The Last of Us (а не в Uncharted, с которыми зачем-то сравнивают A Way Out), но ближе всего по манере повествования игра Юсефа Фареса подобралась к первым двум Mafia. Вы же наверняка помните, что там разработчики тоже рассказывали житейские истории через детали: проводить девушку до дома и ввязаться в драку, чтобы защитить спутницу, получить штраф за превышение скорости, стать свидетелем того, как из окна дома вылетает телевизор и сразу после слышатся возмущенные крики.

И A Way Out работает точно так же. В ней хватает спокойных эпизодов, когда вы можете просто побродить по округе, поговорить чуть ли не с каждым персонажем, понаблюдать за тем, что они делают, сыграть в мини-игры — и это повлияет только на то, как вы сами станете воспринимать рассказанную историю. На это же влияет и то, что играть в A Way Out можно только вдвоем — в местном кооперативе вообще вся суть и заключается.

Рецензия на A Way Out - фото 3

Это вторая игра Юсефа Фареса, первая — Brothers: A Tale of Two Sons. В прошлый раз он работал со Starbreeze Studios, откуда потом забрал часть команды и основал студию Hazelight, то есть разработкой A Way Out буквально занимались те же самые люди. Это заметно и в том, как новая игра выглядит и ощущается, и, разумеется, в том, как она играется.

Brothers: A Tale of Two Sons — сингловая игра, но управлять в ней надо одновременно двумя героями — братьями, которые отправились в путешествие по сказочной стране, чтобы отыскать лекарство для заболевшего отца. Одной стороной геймпада следует управлять старшим братом, другой — младшим, и на этом завязаны все головоломки. В A Way Out происходит то же самое, только играете вы теперь вдвоем.

Иногда перед игроками встает выбор, и от него зависит дальнейшее развитие событий. То есть, чтобы увидеть все, игру предстоит пройти как минимум пару раз.

Иногда перед игроками встает выбор, и от него зависит дальнейшее развитие событий. То есть, чтобы увидеть все, игру предстоит пройти как минимум пару раз.

Понятно, что этот подход в первую очередь меняет привычный приключенческий геймплей чисто механически — то есть игрокам необходимо вместе принимать решения, помогать друг другу и вместе выбираться из передряг. Скажем, пока один ведет машину, другой отстреливается от копов из кузова. Пока один пробирается к особняку, другой прикрывает его, стреляя из снайперской винтовки. Вместе они гребут, когда плывут на хлипкой лодке по бурной реке, и вместе отбиваются от других заключенных в тюремной драке.

Однако задумка Hazelight на деле оказалась куда интереснее, чем можно было подумать. A Way Out — первая игра, в которую не просто можно (и нужно), а важно играть вдвоем. Потому что история про побег из тюрьмы написана для двух человек, которые будут вместе следить за ее развитием, обсуждать ее, принимать решения или спорить.

A Way Out — не просто еще одна кооперативная игра. Это игра, требующая равного вовлечения от обоих. Когда через два часа после вступительного ролика начинаешь совершать все совместные действия синхронно, без предварительной договоренности — просто потому, что времени договориться порой не хватает — понимаешь, что A Way Out работает именно так, как должна.

Немного смущает лишь то, что Юсеф Фарес по второму разу использовал один и тот же ход — сперва добился синергии, а затем, в финале, осознанно ее разрушил. Так было в Brothers: A Tale of Two Sons, так есть и в новой игре. Если вы считаете, что это спойлер, то нет — в конце вас ждет не то, о чем вы могли подумать, если играли в Brothers.

Смущает это все потому, что авторы повторяются. Не исключено, что в своей третьей игре они предложат что-то совершенно новое, однако сейчас у нас есть уже два приключения, созданные одними и теми же разработчиками и работающие на одной и той же идее. Кроме того, когда после прохождения вспоминаешь все игровые ситуации, оказывается, что и среди них есть повторения, которых можно было избежать.

И уж точно можно было избежать пары финальных эпизодов с кривой стрельбой, да и без погони на байках с отвратительной физикой тоже многим жилось бы спокойнее. A Way Out — увлекательная приключенческая игра, но в шутер и гонки она категорически не может. То ли из-за движка, который под это дело толком не адаптировался, то ли из-за неопытности разработчиков, но в последней своей трети A Way Out порядком раздражает.

Разделенный экран совершенно не мешает играть — привыкаешь к нему очень быстро.

Разделенный экран совершенно не мешает играть — привыкаешь к нему очень быстро.

Тем не менее общее впечатление эти проблемы не портят. Hazelight удалось рассказать простую и понятную историю о бандитах, наделить ее сотней мелких деталей, придумать массу занятных ситуаций, работающих только в кооперативе, и развести игроков на эмоции. Вполне достаточно для того, чтобы назвать A Way Out отличной.

Комментарии 42
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Ден Чик
Ден Чик
Вот раньше были веселые посиделки в Gears of War 2, 3, Judgement, Halo 3, ODST, Reach, 4, Killzone 2,3, Army of Two и многое другое. А сейчас радуешься хотя бы Way Out.