Мнение. Играть на легком уровне сложности — нормально, быть токсичным элитистом — нет
В Твиттере разгорелась масштабная дискуссия о том, зазорно ли играть на легком уровне сложности. Я убежден в том, что это совершенно нормально, а многие из тех, кто заявляет обратное, поступают вредно.
Мой основной тезис перекликается с тем, что я высказывал в недавней колонке: геймплей переоценен. В играх есть огромное множество аспектов, каждый из которых может привлечь человека. Красочный мир, который хочется обойти, живые персонажи, о судьбе которых хочется узнать, постановка катсцен, которые хочется смотреть, не отрываясь — вариантов может быть сколько угодно. И то, что обычно считается основой геймплея — бои, QTE и головоломки — для многих лишь преграды на пути к продолжению сюжета. Я вообще выступаю за внедрение возможности их пропустить, но это, конечно, утопично.
Легкий уровень сложности — это фактически единственный общепринятый ныне компромисс, позволяющий страдать от нелюбимых элементов игры чуть меньше.
Это не панацея, не то, что позволило бы вообще не тратить время на то, что не нравится в игре. Это мизерный компромисс — и некоторые люди противятся даже ему.
«Геймплей в игре главное» — говорят одни. «Если тебе в игре что-то не нравится, просто не играй». Во-первых, не вам диктовать другим, что для них главное. Во-вторых, совет бросать уже заинтересовавшую игру заведомо ущербен: уж лучше человек ее допройдет на easy, чем не пройдет вообще. В-третьих, в большинстве игр уровни сложности различаются просто цифрами — например, урона и здоровья. И в них easy — это в первую очередь способ сэкономить свое время и не грызть боссов-губок на протяжении десятков минут.
Другие люди возражают тем, что в играх, дескать, все обязано быть на высоком уровне, да еще и синергия сюжета и геймплея должна наличествовать. Это, конечно, звучит замечательно, но на деле такой игры, чтобы все аспекты в ней были хороши, днем с огнем не сыщешь. И даже тогда найдутся люди, которым в ней что-то да не понравится. Потому что вкусы и предпочтения у всех разные, всем не угодишь. И задача разработчиков — сделать так, чтобы даже те, кому не нравится, например, геймплей, могли его пробежать относительно для себя безболезненно. Легкий уровень сложности — один из вариантов.
Третьи заявляют, что нормальный уровень сложности — это часть авторского видения, и на легкий переключаться нельзя именно поэтому.
Само собой, человек, который играет на легком уровне сложности, не получает полный игровой опыт, равно как и тот, кто пропускает катсцены. Это их осознанный выбор.
И этот выбор значит, что задуманный автором игровой опыт не устроил игрока. Что его не увлекли бои или сюжет. Лишать человека этого выбора — самодурство и деспотизм сродни запрету перематывать фильм на DVD по главам или выбирать конкретный трек с альбома. Да, надо смотреть и слушать все целиком для полноты впечатлений. Нет, нельзя запрещать людям слушать любимую песню и смотреть любимую сцену в отрыве от контекста. Равно как и не стоит порицать тех, кто хочет пропустить надоевший геймплей или пролететь его побыстрее на низком уровне сложности ради того, чтобы завершить прохождение. Требовать от них признания того, что они целенаправленно лишили себя части игрового контента — конечно, стоит.
Но самый мерзкий и токсичный ответ на вопрос об easy mode, конечно, звучит как «git gud». Он сочетает в себе убогое подростковое бахвальство («смотрите, какой я крутой, вы так не умеете? Ха-ха, старайтесь лучше!»), игнорирование реально существующих недостатков («да нет никаких проблем, это просто вы все сосете!») и отвратительный элитизм («эти игры просто не для вас, лохов!»). Что, у вас убудет, если в ваши любимые игры будут играть неумелые люди и получать от этого удовольствие?
Если для вас, чтобы получать удовольствие, надо обязательно превозмогать и рвать себе задницу — хорошо, но не надо свои извращенные фетиши навязывать всем остальным.
Можете друг с другом меряться количеством помещающихся в вас джойконов, зачем к нормальным-то людям лезть с этим? Каждый волен выбрать себе тот уровень сложности, который ему подходит больше. Кто-то не может играть на чем-то, кроме easy (и для него это само по себе уже normal). Кто-то не хочет — возможно, ему не нравится, возможно, он просто хочет расслабиться. Кто-то может в принципе играть только ради сюжета. Пока предметом дискуссии не оказывается собственно сложность игры или, возможно, механики, которые на easy можно пропустить, нет ни малейшего значения, как кто прошел ту или иную игру.
И худшая ситуация — это когда выбора сложности толком и нет. Когда для прохождения какого-нибудь злого босса приходится тратить часы на прокачку. Когда в угоду массовой аудитории вся игра превращается в перманентное «изи» и не доставляет удовольствия тем, кто любит посложнее. А выбор — это всегда хорошо. И чем больше опций игра дает пользователю, тем лучше.
"И то, что обычно считается основой геймплея — бои, QTE и головоломки — для многих лишь преграды на пути к продолжению сюжета. Я вообще выступаю за внедрение возможности их пропустить, но это, конечно, утопично."
Серьезно? Вот серьезно!!??? Я вам открою страшную тайну: специально для этого есть ютаб, "проходите" игры по нему. Но стойте, стойте, стойте, стойте... Ведь если кто-то говорит, что игра кинцо (чаще всего это относится к играм известно какого японского издателя), слетается толпа "игроков", кричащих, что "так говорить нельзя" и "вы просто не играли".