Графон не завезли, или немедленно прекратите нас обманывать
Современная индустрия AAA-игр все больше напоминает мне знакомства в Интернете. На фотографии — длинноногая фея из мечты, испепеляющая взглядом порочных карих глаз. В жизни… Ох, ну человек в жизни. С кожей, «заштукатуренной» тональником, скрывающим прыщи. Редкими волосами, неумело уложенными подругой. И хрипловатым голосом — пьющая женщина, чего уж там ходить вокруг да около.
И вот она начинает говорить, слова складываются в поток интересных мыслей, вокруг растет удивительный мир чародейки, в котором ты — Одиссей, привязанный к мачте корабля, слушающий сирен. Примерно так я себя чувствую, когда разработчики показывают визуальный ряд очередного мега-хита. Как Одиссей, я слушаю эти чарующие песни. Верю, что вот в этот раз, вот сейчас — не обманут, выполнят. А затем проваливаюсь в оглушающую реальность.
Поводом к написанию этой колонки стал анонс новой Need for Speed (2015). Если не видели, то посмотрите дебютный ролик:
Обратили внимание на эту приписку?
Разработчики утверждают, что видео снято из рабочей версии игры. То есть они говорят нам: вот так Need for Speed будет выглядеть на всех платформах, на которых выйдет. Никакого ухудшения на консолях, никакой «оптимизации». У вот здесь у меня возникает проблема: я в это не верю. Просто потому, что этот ролик — это как трейлер фильма «Форсаж 7» (почитайте, кстати, Трофимова, если еще не).
Но вернемся к Need for Speed. Я не вижу в ролике компьютерной графики, я не вижу ничего искусственного. Я просматривал его кадр за кадром, проигрывал с замедлением — и ничего, идеальный живой мир. Искусственность выдает разве что эта прилизанная идеальность, которой не бывает в реальности.
Думаю ли я, что разработчики меня обманывают? Знаете, скорее да, чем нет. Это мне напоминает историю, которая произошла с The Witcher 3: Wild Hunt. Марчин Ивински так объяснил серьезное ухудшение графики:
Для выставок делается отдельный билд, который полностью функционален и очень круто выглядит. Но в то же время до завершения работ над игрой еще очень далеко… И потом, когда к картинке добавляется открытый мир — на любой платформе! — вы вдруг внезапно понимаете, что игра в таком виде работать не будет. Но ролик уже показан, так что за уровень графики приходится цепляться… пытаться как-то заставить все это работать в огромном масштабе. Такова природа разработки игр.
И я понимаю, о чем он говорит. Но, согласитесь, это все-таки нельзя назвать честным отношением к потребителю. Когда ты умышленно, зная про «природу разработки игр» показываешь то, в чем не до конца уверен, — это вообще-то называется обманом. И иногда этот обман носит катастрофический характер: вспомните хотя бы Aliens: Colonial Marines, при разработке которой Gearbox обманывала буквально всех — и прессу, и игроков, и, кажется, издательство SEGA. Результат: SEGA не довольна продажами Alien: Isolation, которые едва-едва добрались до отметки в 2 миллиона. То есть вранье Gearbox отчасти похоронило игру, которая к ним уже не имела никакого отношения.
У меня есть только один вопрос к себе и вам: а повлияло ли ухудшение графики в том же «Ведьмаке» на восприятие этого мира? На самом деле, нет. Он большой, он красивый, он уникальный. Он такой, каким я видел его в своих фантазиях, когда читал книги Сапковского. Но где-то на подсознательном уровне ты все равно помнишь, что разработчики тебя обманули. И сообщили об этом чуть ли не в последний момент. Как будто они не знали, что не вытягивают заявленный уровень графики, до того, как опубликовали новые скриншоты, на которых было видно падение качества.
Наверное, поэтому я хотел бы, чтобы разработчики AAA-игр ответственнее подходили к тому, что показывают. Может, пора прекратить гонку за самой «офигенной графикой», а вместо этого сконцентрироваться на таком понятии, как «интересность». Ведь, по сути, главное — интересно нам находиться в созданном авторами мире или нет. Миллионы играют в World of Warcraft, хотя она давно устарела технически и визуально. Миллионы будут наслаждаться «Ведьмаком», пусть он и не такой глянцевый, как нам бы того хотелось. И миллионы разочаровались в красивой Assassin’s Creed Unity, потому что не увидели помимо величественной архитектуры Парижа ничего, что могло бы их заинтересовать, заставить задержаться в этом мире.
Надеюсь, мир Need for Speed подарит нам десятки, сотни часов уникальных, захватывающих дух гоночных впечатлений. Вот только про графику, пожалуйста, говорите как можно меньше. Не обманывайте игроков. Они не заслуживают такого отношения к себе.