«Бегущий по лезвию 2049»: пересказ и анализ сюжета [СПОЙЛЕРЫ]
Мы уже посмотрели «Бегущего по лезвию 2049» и хотим обсудить то, что увидели. Текста будет много, это подробный пересказ всего фильма, так что ниже следует один огромный спойлер.
Ниже следуют СПОЙЛЕРЫ
Фильм открывается пролетом камеры над серым, умирающим Лос-Анджелесом будущего и его окрестностей, совсем как оригинальный «Бегущий». Главный герой по имени К (Райан Гослинг) прилетает на своем спиннере (летающей машине, а не то, о чем вы подумали) в какую-то безжизненную глушь, где герой Дейва Батисты выращивает пищевых личинок в парниках, на которых по-русски написано «ЦЕЛИНА». Эти личинки — основная составляющая рациона людей будущего, чистый белок, который позволяет населению Земли не умирать от голода. Так нам показывают, что за 30 лет, которые минули с событий первого фильма, в мире «Бегущего по лезвию» все стало еще хуже, планета почти необитаема.
Великан представляется обычным фермером, но К быстро его раскрывает — перед ним беглый репликант, который много лет назад дезертировал во время военных действий на отдаленной инопланетной колонии.
В потасовке выясняется, что К — тоже репликант. Да, теперь искусственные люди свободно живут на Земле и даже работают «бегущими по лезвию», охотниками на взбунтовавшихся собратьев.
Перед смертью герой Батисты роняет фразу: «ты не видел чуда, » — эта фраза еще сыграет свою роль в истории. Перед домом К находит мертвое дерево, а под ним — останки неизвестной женщины. Уже в полицейском участке в Лос-Анджелесе выясняется, что женщина умерла при родах, но самое странное другое — она была репликантом.
Мадам, начальница К, объясняет, что этот инцидент необходимо замять и уничтожить все следы — и особенно важно найти и убить таинственного ребенка, ведь, если репликанты узнают, что их вид способен размножаться естественным путем, они поднимут восстание и миру придет конец.
К берется за дело — первым делом он отправляется в штаб-квартиру корпорации Уоллас — после смерти Тирелла и падения доверия к репликантам разных моделей Nexus, власть над рынком перехватил новый магнат, который не только создал новые виды более послушных репликантов, но и обеспечил умирающую, покинутую большей частью людей Землю электроникой, доступным жильем и дешевыми генно-модифицированными продуктами.
В огромном здании корпорации клерк объясняет, что серийный номер женщины принадлежит старой модели репликанта, еще из серии Nexus, а все данные тех времен были уничтожены глобальной катастрофой, «Блэкаутом». В результате происшествия на всей планете на несколько дней отключилась вся электроника, а информация на носителях повредилась или исчезла вовсе. После этого мы встречаем Лав — репликанта-помощницу Уолласа, которую он называет его «лучшим ангелом». Она показывает К все, что осталось в архивах про найденную женщину — отрывок теста Войт-Кампфа, который Декард проводил Рэйчел в первом фильме. Все складывается, Рэйчел ведь была прототипом и любимой помощницей старого ученого.
После этого К уходит, а Лав отправляется к начальнику, которого сыграл Джаред Лето. Это слепой экзальтированный фанатик, который одержим своими работами — он заигрался в бога и пытается сделать репликантов идеальными, но одну загадку все никак не может решить — все его творения бесплодны. Он тоже ищет ребенка, чтобы препарировать его и раскрыть секрет гениального решения Тирелла.
К возвращается на «Целину» и находит спрятанный детский носок и фотографию женщины с младенцем — ребенок и правда появился на свет здесь. «Чудо», о котором говорил репликант, было чудом рождения. На улице, у корней дерева, блейдраннер находит цифры, от которых у него случается флэшбек с деревянной лошадью и печью.
На базе он докладывает об успехах, но Мадам недовольна. Она просит репликанта рассказать о самом ярком своем воспоминании из детства, хотя оно просто не может быть настоящим, репликанты появляются на свет уже готовыми, взрослыми и обученными. К рассказывает о том, как рос в приюте в индустриальном районе. У него была очень ценная игрушка — лошадка из настоящего дерева, но однажды другие дети попытались ее отобрать. Тогда он спрятался рядом с доменной печью и закопал сокровище в куче земли. Другие дети били его и заставляли достать им спрятанную игрушку, но он не подчинился.
Позже, дома, он вспоминает, что на лошадке были вырезаны те же самые цифры, что и на дереве — похоже, он и есть тот самый ребенок, которого должен найти и уничтожить.
Чтобы проверить свою гипотезу, он сначала едет в тот самый приют из своих воспоминаний и действительно находит там лошадку в груде земли. Все еще в сомнениях, К идет к лучшему конструктору воспоминаний, чтобы она определила, настоящая у него память, или нет. Девушка страдает от иммунодефицита и живет в своей лаборатории как в тюрьме, за стеклом. Она рассказывает, что ее родители улетели к лучшей жизни в колониях, но ее взять с собой не смогли, не позволила болезнь. Она подтверждает, что у К настоящие, человеческие воспоминания, и он приходит в ярость.
В участке он проваливает проверку на психологическую стабильность, но Мадам его отпускает — К принес хорошие новости, рассказав, что разобрался с ребенком, о живорожденном репликанте теперь никто никогда не узнает. У начальницы нет повода ему не верить, ведь репликанты не умеют врать. Добравшись до дома, К планирует побег — рано или поздно за ним придут.
Параллельно с этими событиями развивается линия его личной жизни. Дома у него «живет» искусственная голографическая жена Джо, которую он по-настоящему любит. Действительно, К ведь и сам не настоящий человек, о чем ему постоянно напоминают окружающие, так что он точно знает, на какие чувства способен искусственный интеллект.
Сначала Джо прикована к специальному проектору на потолке, но потом он дарит ей эманатор, устройство, которое позволяет ей воплощаться и даже не на долго становиться материальной в любом месте, лишь бы эманатор был рядом. Чтобы отметить то, что К теперь — «настоящий мальчик», она приглашает проститутку-репликанта и «синхронизируется» с ней, накладывая свою внешность поверх материального тела. Джо хочет быть «настоящей» для своего любимого.
И это — самая трогательная, чувственная и честная романтическая сцена в научно-фантастическом кино, которую когда-либо снимали, особая благодарность Вильневу, который не погнался за славой «Игры престолов» и не стал детально показывать сцену секса, только объятия и первый поцелуй.
Проститутка, тем временем, оказывается не простой — она подбрасывает К следящий маячок и уходит. Джо дает К «настоящее имя» — ее фантазии хватает только на «Джо».
К и Джо идут к старьевщику (в первой части Декард тоже ходил к уличному эксперту с универсальным сканером) и узнают, что лошадка выточена не просто из дерева, она получила дозу радиации. Такое могло произойти только в одном месте, в Лас-Вегасе, который десятилетия назад был уничтожен атомной бомбой.
В заброшенном и занесенном песком Вегасе они находят постаревшего Декарда. Сначала тот бросается на К с пистолетом и пытается убить, приняв за врага, но вскоре успокаивается и рассказывает, что никогда не видел своего ребенка, из соображений безопасности.
После этого заявляются люди Уолласа во главе с Лав, похищают Декарда, ранят К, убивают Джо (ломают эманатор, в котором хранилась ее личность) и улетают. Они нашли героев благодаря полицейской системе слежения — Лав просто явилась в офис к Мадам, безнаказанно убила полицейскую и воспользовалась компьютером.
Благодаря маячку проститутки, отключившегося К находят члены тайного общества репликантов, которые были свидетелями рождения ребенка Декарда и Рэйчел.
Их предводительница чинит К, но объясняет, что тот на самом деле не мессия, а просто обманка — его генетический код и воспоминания совпадают с ДОЧЕРЬЮ героев первого фильма, но его создали специально, чтобы замести следы оригинала.
К расстраивается, но это не меняет его взглядов. Репликанты-повстанцы уговаривают его убить Декарда до того как тот расскажет Уолласу хоть что-то про ребенка, но герой идет спасать того, кого ошибочно считал свои отцом.
Уоллас допрашивает Декарда, но тот отказывается сотрудничать. Тогда безумный магнат пытается подкупить старого отшельника точной копией молодой Рэйчел, но также безуспешно, он перепутал цвет глаз. Девушку, к слову, играет настоящая дублерша, компьютерную маску (как Кэрри Фишер в «Пробуждении Силы») делать не стали, и это к лучшему.
К перехватывает кортеж Лав, которая перевозит Декарда в тюрьму для пыток. В результате ожесточенной схватки К убивает Лав и отвозит старика к дочери.
Ей оказывается та самая девушка-изготовитель воспоминаний. К понимает, что это была она потому, что, увидев его воспоминания про лошадку, она заплакала и была абсолютно уверена в том, что они настоящие. Еще бы, она ведь увидела собственное прошлое! Фильм кончается тем, что израненный К лежит на заснеженной лестнице, а Декард тянет руку к стеклу, за которым живет его ребенок.
Что мы увидели?
Дени Вильнев снял очень правильное продолжение «Бегущего по лезвию». Сиквел сюжетно опирается на первую часть, но не зависит от нее, его легко воспринимать как новое, самостоятельное произведение.
Если оригинал задавался вопросом «что такое человек и где проходит граница человечности», то «Бегущий по лезвию 2049» отвечает на него — репликант и даже голографическая кукла могут быть на порядок человечнее, чем настоящие люди, и «настоящей» личность делают поступки.