69 ученых высказались против «игр для мозга»
69 когнитивных психологов и нейробиологов из Стэнфордского университета, института Макса Планка и других исследовательских центров по всему миру раскритиковали создателей «игр для мозга», которые голословно расхваливают свои разработки. Об этом говорится на сайте Стэнфордского университета.
Авторы «игр для мозга» — например, Dr Kawashima’s Brain Training для DS и мобильной Lumosity — утверждают, что их разработки улучшают умственные способности. По мере того, как общества стареют, эти игры набирают популярность. Сейчас этот процесс особенно заметен, потому что до преклонного возраста дожили те, кто родились вскоре после Второй мировой войны. Разработчики обещают им, что если играть в специальные игры, то ум будет острым, как раньше, пропадет забывчивость, заниматься делами будет легче, а болезнь Альцгеймера никогда не подступит.
Для убедительности студии ссылаются на научные исследования. Это-то и встревожило психологов и нейробиологов: пока нет убедительных доказательств, что игры благотворно влияют на ум. Часто компании упоминают работы, выводы которых лишь косвенно соответствуют рекламным обещаниям. Вдобавок следует иметь в виду, что исследования с мало-мальски положительными результатами публикуют горазда чаще, чем те, где ученые не обнаружили связь.
«Игры для мозга» обычно направлены на одну конкретную когнитивную способность, но нельзя сказать наверняка, что это улучшает действительно важные навыки, например, планирование или умение решать проблемы. Вдобавок неправильно утверждать, что на мышление влияет какой-то один фактор. Психологи учитывают разные действия, которые влияют на тот или иной навык. Например, ученые заметили, что ясность ума сохраняется у тех, кто ведет активный образ жизни, поддерживает социальные связи и чем-нибудь занимает голову. Оттого игры могут даже навредить, поскольку отнимают время на другие дела.
Среди 69 ученых, подписавших обращение к игрокам, есть и Симона Кюн из Института человеческого развития общества Макса Планка. Весной 2014 года ее исследовательские группы дважды обнаружили устойчивую связь между временем, проведенным за играми, и утолщением коры головного мозга. Поскольку считается, что чем больше кора головного мозга, тем лучше работают мыслительные процессы, исследователи допускают, что нашли биологическое обоснование тому, что видеоигры благотворно сказываются на мозге. Впрочем, не исключено, что люди с развитой корой просто чаще предпочитают видеоигры. Чтобы разобраться в причинах и следствиях, нужно провести дополнительные эксперименты.
Другие исследователи тоже пытаются понять, как видеоигры влияют на мозг. В 2002 году вышла книга «Ужасы игрового мозга» профессора Акио Мори из Нихонского университета. Мори утверждал, что из-за игр снижается активность в префронтальной области мозга. По его словам, из-за этого людям труднее сосредоточиться, держать себя в руках и сойтись с другими. Многие коллеги Мори посчитали его методы ненадежными, а выводы — безосновательными.
В 2013 году исследователи из университета Айовы выяснили, что некоторые видеоигры «держат в форме» мозг стариков. Не все доктора согласились с этими выводами. Группа из Калифорнийского университета в Сан-Франциско изучает, как видеоигры могут помочь восстановить структуры головного мозга или улучшить их работу. Тамошний нейробиолог Адам Гэззели подал заявку в Управление по контролю продуктов и лекарств США, чтобы ведомство одобрило игру для тренировки мозга пожилых людей под названием NeuroRacer.
Ученые под руководством доктора Андреа Паулы Голдин из университета Буэнос-Айреса выяснили, что школьники, которых посадили за специальные видеоигры для тренировки памяти и навыков планирования, стали получать более высокие оценки. Исследователи из Наньянского технологического университета и университета штата Флорида считают, что обычные видеоигры, Cut the Rope и Portal 2, тоже полезны для мозга.
По-видимому, все эти выводы следует читать настороженно.