5 лучших фильмов 2020. 4 место. «Довод» — еще одна безукоризненная концепция Нолана
Сегодня мы называем 4 место в нашем топ-5 лучших фильмов 2020 года. Как всегда, мы оглядывались не на популярность фильма и не на его успех у критиков и зрителей, а на, может быть, не всем очевидные достоинства в плане режиссуры, актерских работ, сценария и наличия некой сверхзадачи, которая должна быть у любой хорошей полнометражной картины.
Наша личная сверхзадача — интересно обосновать свой выбор и позицию в топе. Ваша — соглашаться или не соглашаться в комментариях!
И не забываем подводить свои итоги: выбираем лучший фильм года в конце материала.
Кристофер Нолан — далеко не первый и не единственный создатель так называемых high concept movies. То есть фильмов, посвященных одной главной идее, которую можно пересказать в одном-двух предложениях. Но в современном кинематографе он однозначно король этого формата.
В «Доводе» все технические стороны продуманы до мелочей. Концепт прост, хотя по мере просмотра и кажется сложным, и потому работает безотказно. В сердце сюжета лежит идея о некой технологии, способной инвертировать время и отправлять людей в прошлое.
Протагонист пользуется ей во благо и во спасение человечества, антагонист Сатор — в своих грязных целях, загадочный Нил работает проводником главного героя и энциклопедией, а Элизабет Дебики красиво ходит по яхте.
Если на экране экшн — то на уровне лучших блокбастеров. Если звучит имя, название предмета или локации — они будут иметь значение позже, и все ружья выстрелят. Свет, цвет, постановка кадра, каждое движение актера, все собирается в одну идеально отточенную картинку, которую Нолан расписал у себя в голове и перенес в фильм в лучшем виде.
Почему тогда «Довод» не попал на первую или вторую строчку нашего топа? Концепция, которой посвящает себя режиссер и сценарист, полностью сожрала темы и персонажей.
Если представить, что фильм — это трехмерный объект, новая работа Нолана продумана только в одном измерении.
«Начало» и «Интерстеллар» так или иначе исследовали темы времени, но не были сосредоточены только на них. В первом случае герои столкнулись с опасностью идей и навязчивых состояний. Во втором глубину персонажам (надо сказать, все равно довольно плоским) давали чувства к семье, тоска по дому, осознание того, что земная жизнь проходит без них. Даже пресловутая «Любовь, Тарс, любовь», — цитата, которая позже стала мемом, — относится к живой, человечной теме.
«Довод» стерильно чист от любых человеческих чувств, даже когда их настойчиво пихают в камеру. Не будем показывать пальцем на персонажа прекрасной Элизабет Дебики. В картине нет ничего, кроме концептов: сюжета-концепта, героев-концептов и моря символики.
А если учесть, что некоторые зрители уже привыкли к кино о перемещениях во времени, и концепт удивляет их не так сильно. Получается, один из главных режиссеров современности снял высокобюджетную серию «Доктора Кто». В чем, впрочем, нет ничего плохого, ведь серия вышла прекрасной.