5 лучших фильмов 2020. 2 место. «Тайлер Рейк: Операция по спасению» — боевик с хорошим сценарием
Пришло время огласить 2 место в нашем топе-5 лучших фильмов 2020 года. Как всегда, мы оглядывались не на популярность фильма и не на его успех у критиков и зрителей, а на, может быть, не всем очевидные достоинства в плане режиссуры, актерских работ, сценария и наличия некой сверхзадачи, которая должна быть у любой хорошей полнометражной картины.
Наша личная сверхзадача — интересно обосновать свой выбор и позицию в топе. Ваша — соглашаться или не соглашаться в комментариях!
И не забываем подводить свои итоги: выбираем лучший фильм года в конце материала.
В 2020 году вышло сразу два фильма про то, как суровый спецназовец защищает ребенка от кучи бандитов и другого спецназовца. Один — корейский суперхит «Избави нас от лукавого» — служит наглядным доказательством того, что, если боевые сцены плохо прописаны в сценарии, то на экране их не вытащить никакой режиссурой и хореографией.
Второй — американский Extraction, известный у нас как «Эвакуация» и «Тайлер Рейк: Операция по спасению», — наоборот, доказывает, как качественный скрипт поднимает посредственную режиссуру до чего-то по-настоящему выдающегося.
Самая слабая составляющая «Операции» — это ее режиссер, профессиональный постановщик трюков Сэма Харгрейв. На его фоне очень заметно, какими все-таки художниками оказались другие координаторы трюков, ушедшие в режиссуру — Дэвид Литч с его «Блондинкой» и Чэд Стахелски с его «Уиками». У Харгрейва нет этого врожденного чувства красоты кадра, умения паять музыку и движение на экране в единое целое. Он кое-как способен поставить собственный экшен так, чтобы мы понимали, что происходит на экране. Но в данном конкретном случае этого достаточно.
Сценарий Джо Руссо — очень простой, жесткий и эффективный, написанный с большим знанием места, где происходит действие фильма, и людей, которые этим действием занимаются. Главный герой — не просто неуязвимый чувак с пистолетом, как оба центральных персонажа того же «Лукавого». Это реалистичный профессионал с четко заданными нормами поведения в любой, пусть даже самой экстремальной ситуации.
На странице больше всего впечатляет скромное количество реплик Тайлера, минимальное количество слов в этих репликах, и та информационная нагрузка, которую он умудряется передать по радио фразами в духе «отменяйте эвакуацию. Перехожу в режим выживания».
Герой практически лишен эмоций. Тем интереснее конфликт между его профессиональным кодексом поведения, по которому спасаемого мальчика давным-давно надо было оставить, и его фактическими действиями, в которых он снова и снова продолжает цепляться за ребенка. Что им движет? Почему он так поступает, ставя под угрозу свою жизнь?
Благородную чистоту драматургии начинающий режиссер все-таки испортил — Хагрейв испугался, что получится непонятно, и набил фильм идиотскими сентиментальными флэшбэками с погибшим сыном героям. Чтобы никто не сомневался, ради чего он помогает похищенному мальчику!
Но с экшен-сценами справился. Все они — и драки, и перестрелки, и снятая одним планом автопогоня — прописаны в сценарии буквально по движениям. И опять-таки служат доказательством того, что если сценарист не потрудится проявить воображение, эрудицию и хороший вкус при конструировании своих боевых сцен, никто другой этим тоже не будет озадачиваться.