04 января 2021
Обновлено 05.01.2021

5 лучших фильмов 2020. 2 место. «Тайлер Рейк: Операция по спасению» — боевик с хорошим сценарием


Пришло время огласить 2 место в нашем топе-5 лучших фильмов 2020 года. Как всегда, мы оглядывались не на популярность фильма и не на его успех у критиков и зрителей, а на, может быть, не всем очевидные достоинства в плане режиссуры, актерских работ, сценария и наличия некой сверхзадачи, которая должна быть у любой хорошей полнометражной картины.

Наша личная сверхзадача — интересно обосновать свой выбор и позицию в топе. Ваша — соглашаться или не соглашаться в комментариях!

И не забываем подводить свои итоги: выбираем лучший фильм года в конце материала.

5 лучших фильмов 2020. 2 место. «Тайлер Рейк: Операция по спасению» — боевик с хорошим сценарием - фото 1

В 2020 году вышло сразу два фильма про то, как суровый спецназовец защищает ребенка от кучи бандитов и другого спецназовца. Один — корейский суперхит «Избави нас от лукавого» — служит наглядным доказательством того, что, если боевые сцены плохо прописаны в сценарии, то на экране их не вытащить никакой режиссурой и хореографией.

Второй — американский Extraction, известный у нас как «Эвакуация» и «Тайлер Рейк: Операция по спасению», — наоборот, доказывает, как качественный скрипт поднимает посредственную режиссуру до чего-то по-настоящему выдающегося.

Самая слабая составляющая «Операции» — это ее режиссер, профессиональный постановщик трюков Сэма Харгрейв. На его фоне очень заметно, какими все-таки художниками оказались другие координаторы трюков, ушедшие в режиссуру — Дэвид Литч с его «Блондинкой» и Чэд Стахелски с его «Уиками». У Харгрейва нет этого врожденного чувства красоты кадра, умения паять музыку и движение на экране в единое целое. Он кое-как способен поставить собственный экшен так, чтобы мы понимали, что происходит на экране. Но в данном конкретном случае этого достаточно.

Сценарий Джо Руссо — очень простой, жесткий и эффективный, написанный с большим знанием места, где происходит действие фильма, и людей, которые этим действием занимаются. Главный герой — не просто неуязвимый чувак с пистолетом, как оба центральных персонажа того же «Лукавого». Это реалистичный профессионал с четко заданными нормами поведения в любой, пусть даже самой экстремальной ситуации.

На странице больше всего впечатляет скромное количество реплик Тайлера, минимальное количество слов в этих репликах, и та информационная нагрузка, которую он умудряется передать по радио фразами в духе «отменяйте эвакуацию. Перехожу в режим выживания».

Герой практически лишен эмоций. Тем интереснее конфликт между его профессиональным кодексом поведения, по которому спасаемого мальчика давным-давно надо было оставить, и его фактическими действиями, в которых он снова и снова продолжает цепляться за ребенка. Что им движет? Почему он так поступает, ставя под угрозу свою жизнь?

Благородную чистоту драматургии начинающий режиссер все-таки испортил — Хагрейв испугался, что получится непонятно, и набил фильм идиотскими сентиментальными флэшбэками с погибшим сыном героям. Чтобы никто не сомневался, ради чего он помогает похищенному мальчику!

Но с экшен-сценами справился. Все они — и драки, и перестрелки, и снятая одним планом автопогоня — прописаны в сценарии буквально по движениям. И опять-таки служат доказательством того, что если сценарист не потрудится проявить воображение, эрудицию и хороший вкус при конструировании своих боевых сцен, никто другой этим тоже не будет озадачиваться.

Комментарии 10
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Иван Вротыбал
Иван Вротыбал
Заурядный тупой боевичок из серии "посмотрел и забыл". Такими ещё в 90-е все наелись.