30 главных игр 2018. A Way Out — настоящая авторская игра
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных игр этого года — лучших, худших, так или иначе самых важных. Игр, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь кооперативного экшена A Way Out.
Фразу «авторская игра» часто используют как комплимент, но на деле она значит всего лишь то, что за этой игрой стоит Режиссер со своим видением, что решения принимает не комитет продюсеров и акционеров. И качество игры будет целиком и полностью зависеть от таланта режиссера: «авторскость» игр Дэвида Кейджа им, в общем-то, мало помогла. A Way Out — игра авторская, и это, конечно, хорошо само по себе, но на качество игры совсем не влияет.
Давайте скажем честно: если бы Юсеф Фарес не раскрутил свою персону, если бы он сам не занимался продвижением этой игры, мы с вами не знали бы о A Way Out. Несколько лет назад вышла кооперативная шпионская игра Clandestine, по качеству вполне с A Way Out сопоставимая, — и мигом канула в забытье. О ней никто не знает. Потому что людям нужно, чтобы у игры было лицо. Часто одного его бывает достаточно, чтобы продать геймерам практически что угодно.
И A Way Out стала одной из важнейших игр года именно потому, что EA решила рискнуть с Фаресом — дала ему денег, позволила заняться продвижением игры. Результат — покорившее публику «fuck the Oscars» и огромный успех игры.
Именно в этом вопросе A Way Out должна стать примером всем остальным. Авторские работы могут быть какими угодно — от выдающихся до сокрушительно плохих — но они априори ценнее, чем безликая штамповка, типичная для ААА-среды. И мы должны знать создателей игр в лицо. Должны знать, что они думают, пусть это и будет матерщиной в прямом эфире. С A Way Out издатель сделал ставку на автора и не прогадал. Пусть такое случается чаще.
Что до самой игры, то тут как раз говорить особо не о чем. Громкий кино- и игрорежиссер Юсеф Фарес выдал мешанину из заезженных штампов. Игра у него вышла, спору нет, хорошая, но моментов ярких и выдающихся на ее протяжении было так мало, что на перечисление хватило бы пальцев одной руки. Практически все, что пытается сделать A Way Out в плане геймплея, Army of Two сделала лучше десять лет назад. В постановке — сплошные цитаты и отсылки, и разве что неожиданно динамичная сцена побега из госпиталя и финал как-то выбиваются из общей предсказуемости.
A Way Out — это короткая кинематографичная игра, которая хорошо годится для того, чтобы пройти ее один раз с товарищем, получить от нее порцию впечатлений и особо больше о ней не вспоминать — разве что в качестве примера того, как надо не бояться. Не бояться делать обязательным split-screen. Не бояться позволять второму игроку наслаждаться игрой без собственной купленной копии. Не бояться того, что режиссер может сболтнуть. Не бояться давать деньги на разработку экспериментальных игр «среднего класса». Пусть A Way Out и не стала шедевром — следующая игра, выпущенная по такому же принципу, имеет все на это шансы.
Split screen, для меня, главный плюс и главная причина, почему я её до сих пор не купил. Как так? Всё просто. У меня только один dualshock.
Я если честно не понимаю восторженных криков некоторой части игроков про Way Out. Геймплей скучен до безумия, а сюжет, где 50% побег из шоушенка, 50% - типичная история про неправильно осужденного и наркобаронов не способен эту геймплейную импотенцию компенсировать.