30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр
Начиная с первого декабря редакция «Канобу» каждый день будет рассказывать об одной из тридцати главных игр этого года — лучших, худших, важных для индустрии и лично для нас. Это игры, которые по-своему характеризуют год и запомнятся как его самые яркие представители. А начнем мы с Celeste — выдающегося платформера и одной из главных инди-игр года.
В августе я написал большую заметку о том, почему всем, кто устал от игр и чувствует, что даже в самых масштабных и проработанных мирах не хочется задерживаться больше, чем на пару часов, стоит обратить внимание на инди. Полный текст вы найдете по ссылке, здесь я приведу лишь его основную мысль — она нужна для понимания того, почему мы вообще включили Celeste в список самых важных игр года.
Суть такова: инди — это чаще всего дистиллированный геймплей. У авторов небольших игр попросту нет ресурсов и средств на создания сложных, «слоеных» механик, отрисовку сотен разных локаций и отработку трендов вроде кооперативного геймплея или ветвистого древа прокачки. Вместо этого их создатели уделяют все свое внимание ядру игрового процесса, оттачивая его до идеала, доводя до абсолюта.
Так вот, с этой точки зрения Celeste — воплощение инди-сцены. А еще это феноменальный платформер.
Во всей игре, не считая, стика, необходимого для перемещения, задействованы всего две кнопки. Одна — прыжок. Вторая — дэш, увеличивающий длину прыжка. Вы не получаете новых способностей, как, например, в метроидваниях, нет тут и боевой системы, да даже врагов как таковых. Вы закончите игру ровно с теми же двумя навыками, с которыми ее начали. Но то, как игра обходится с этим скромным набором, возносит ее на вершину, недостижимую для многих платформеров.
В Celeste нет вообще ничего лишнего: это чертовски хардкорный платформер, выстроенный по любимому многими принципу «Легко освоить — сложно достигнуть мастерства». Она потребует от вас концентрации, собранности и внимательности. Celeste честна: вы будете оступаться и умирать, в сотый (это не преувеличение) раз промахиваясь мимо заветной платформы, в бессилии откидываться на спинку кресла — но каждый раз продолжать. Пытаться и пытаться, четко и предельно ясно понимая, почему вы не допрыгнули. Чувствовать, что у вас вот-вот получится. Может, уже в следующий раз.
Celeste бросает игроку вызов — и это давно утраченное большинством современных игр ощущение опьяняет. Просто пройти ее — это и есть самоцель, которая будет двигать вас вперед эффективнее любого накрученного сюжета. Здесь тоже есть сюжет — но даже он лишь служит геймплею, как бы Мэтт Торсон и Ноэл Берри ни старались засунуть в игру подтекст про борьбу хрупкой девушки с депрессией. Главной героине во что бы то ни стало нужно добраться до вершины горы Селест, сражаясь с собственными страхами, с собственной неуверенностью, доказав, что она все еще на что-то способна. И этот путь для нее будет так же труден, как и для вас.
При этом Celeste не надоедает и не скатывается в самоповторы. В каждой из глав на уровнях будет появляться все новые и новые переменные, усложняющие ваш маршрут. Наполненные каким-то «звездным желе» и откатывающие дэш прямоугольники, сквозь которые можно пролетать с огромной скоростью. Золотые перья, позволяющие на какое-то время парить. Кристаллы, мгновенно дающие возможность прыгнуть повторно. Все это однажды превратит «арены» Celeste в головоломки, решить которые нужно будет еще до того, как вы совершите первый прыжок. С точки зрения геймплея, Celeste — это идеальный платформер, и уже одного лишь этого факта хватило бы, чтобы включить ее в этот список.
А еще здесь фантастический пиксель-арт: скриншоты из игры можно использовать в качестве аргумента в споре о том, что графика — это не только шейдеры и полигоны. В своей рецензии Саша Башкиров идеально описал красоту Celeste.
Прибавьте сюда отличный саундтрек, один из лучших в этом году — и вы получите еще и одну из самых атмосферных игр года.
Но главное, почему Celeste очень важна — это еще одно ярчайшее доказательство того, что для создания действительно крутой игры хватит и двух человек — просто чертовски талантливых. И пока большие издатели думают над тем, как бы в платных играх за полную цену выжать из игроков побольше денег с помощью внутриигровых покупок, пара энтузиастов, которым отчего-то больше всех надо, берет и создает маленький шедевр, вкладывая в него частичку своих душ.
Простите за пафос, но это именно то, чего не хватает сейчас игровой индустрии.
Автор: Дмитрий Петренко
Яб поиграл, но не очень платформеры люблю.
не смогу никогда понять наслаждения от игры, где ничего кроме хардкорных прыжков пиксельного персонажа с идеальными таймингами по примитивным платформам. И уж тем более никогда не пойму как такая игра, где нет ни интересных механик, ни боёвки, ни элементов метроидании ни художественного великолепия может быть феноменальной.
ЗЫ: честно сказать, это выглядит как какое-то извращение для особо одарённых
До игры я так и не добрался. И тем не менее, попробую её на Switch. Спасибо за напоминание, хорошо написано. :)