Забытые и утерянные части серии Metal Gear — от MGS Mobile до MGS Touch

Редакция
Metal Gear Solid — да и вся Metal Gear в целом — серия старая, уважаемая и очень масштабная. Хотя если сравнить ее с другими франшизами, тянущимися с 1980-х годов, или даже более молодыми, такими как Kingdom Hearts, станет понятно, что в целом в MG не так уж и трудно разобраться. Речь идет, разумеется, не о сюжетных перипетиях, а о банальном количестве наименований и их положении в общей картине. Кажется, каждая часть, номерная или побочная, заслужила свою долю внимания и продолжает его привлекать.

Ключевое слово — «кажется». В истории Metal Gear тоже были свои странные моменты — и нет, дело не только и не столько в тематическом автомате для патинко. Если желание Konami выпустить «ремейк» Metal Gear Solid 3: Snake Eater в виде игрового автомата еще можно понять, — но не простить, — то существование той же Metal Gear Solid Mobile с течением времени становится все более и более загадочным.

Metal Gear на Symbian?

Невзрачное название, равно как и скриншоты в стиле первой PlayStation, могут ввести в заблуждение — неужели Konami портировала классику на iPhone и Android? Однако это не порт для современных мобильников, а об игре для N-Gage — но не для той N-Gage, о которой вы наверняка подумали.

В 2008 году Nokia решила перезапустить бренд N-Gage и открыть одноименный игровой сервис для мобильных телефонов. Проект, получивший фанатское прозвище «N-Gage 2», был настолько амбициозным в своем желании скопировать консоли, что заслуживает отдельного взгляда. Сейчас же для нас важно лишь то, что уже через два года платформа с почти пятьюдесятью играми перестала существовать. Одной из них и была Metal Gear Solid Mobile — часть серии, развивающая геймплейные идеи Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, но обладающая графикой в духе первой MGS.

Удивительно, но Metal Gear Solid Mobile играется практически так же, как и ее идейные вдохновители. Британская студия Ideaworks3D перенесла геймплейную базу Metal Gear Solid 2 на клавиатуру кнопочного телефона настолько полно, насколько позволял метод управления. В игре нашлось место и системе камуфляжа, как в Metal Gear Solid 3, а также возможность сделать камуфляж из фотографии, снятой камерой телефона. Помимо этого, камера использовалась для прицеливания движением: в отсутствие гироскопов игра просто включала камеру и отслеживала, куда перемещаются окружающие объекты. Решение амбициозное, но крайне ненадежное: как писал Pocket Gamer, функция переставала толково работать уже с закатом солнца.

Metal Gear Solid Mobile удалось впечатлить игроков. Однако даже смелая концепция «полноценной Metal Gear на телефоне» не могла скрыть того, насколько короткой была сама игра. Мобильные приключения Снейка спокойно проходились за пару часов, а одно из достижений вообще призывало игроков потратить на игру не больше 45 минут.

В другой плоскости

Помимо Metal Gear Solid Mobile Konami выпустила на N-Gage урезанные версии тактических Metal Gear Acid с PSP. Так как геймплей «тактик» не требовал поддержки 3D-графики, игры вышли не только в трехмерной итерации для мощных телефонов, но и в 2D-версиях для устройств попроще.

Демейки первой и второй Acid примечательны не только сами собой, но и как символ состояния двухмерного направления серии уже после ее перехода в 3D. Из трех 2D-игр Metal Gear, выпущенных после Metal Gear Solid, две были упрощенными версиями урезанных портов спин-оффов. Третья же, Metal Gear: Ghost Babel для Game Boy Color, при всех своих достоинствах была сознательно поставлена в тень Metal Gear Solid.

Системы Game Boy служили домом не только для эксклюзивных игр, но и для 2D-адаптаций 3D-игр, выходящих на стационарных платформах. Не всегда это были именно демейки: нередко подобные игры не имели ничего общего с основной версией, кроме вселенной и названия.

Metal Gear: Ghost Babel решением западных подразделений Konami мимикрировала именно под такую «адаптацию» Metal Gear Solid с PlayStation: на Западе она выходила под ее именем, а в Америке — еще и с ее артом на коробке. Фактически же разработчики игры вдохновлялись частями с MSX2 — оригинальной Metal Gear и Metal Gear 2: Solid Snake. Уникальная для серии Metal Gear разбивка на уровни сделала Ghost Babel более удобной для прохождения в дороге, а возможность прислоняться к стенам и привлекать врагов стуком — привычной для тех, кто сперва играл в Metal Gear Solid.

Говоря о забытых 2D-частях серии Metal Gear, нельзя не упомянуть Snakeʼs Revenge для NES, вышедшую в Америке в 1990 году. Эта игра до сих пор официально недоступна для японских игроков — ее выпустили исключительно для того, чтобы сыграть на популярности NES-версии Metal Gear на Западе. Разработчики добавили не только те элементы, которые им пришлось упустить при портировании первой части на платформу Nintendo (например, саму машину Metal Gear), но и секции с видом сбоку.

Нередко игры, выпущенные специально для конкретного региона, разрабатываются местными студиями. В случае же со Snakeʼs Revenge речи об аутсорсе не было: Konami самостоятельно разработала игру — но без Хидео Кодзимы. Сам Кодзима не только не знал о проекте, но и вообще не планировал делать сиквел к Metal Gear. Узнав же о Snakeʼs Revenge от коллеги, с которым пересекся в поезде, он на следующий же день представил начальству проект «настоящей» Metal Gear 2.

Что же до первой Metal Gear Solid, вокруг которой плясала Ghost Babel, то к ней Konami полноценно вернулась во время разработки Metal Gear Solid 3. Результатом стала Metal Gear Solid: The Twin Snakes. Будучи ремейком Metal Gear Solid, созданным специально для GameCube, игра до сих пор вызывает споры среди поклонников Metal Gear. Многие игроки считают, что геймплейные нововведения вроде режима от первого лица попросту не подходят к нетронутому левел-дизайну MGS. Своего рода мемом стали и катсцены The Twin Snakes, в которых Снейк без особой надобности делает сальто назад и проявляет прочие чудеса акробатики. Однако объективно одно: это единственный полноценный ремейк в серии, который перенес игру одного поколения под графические и геймплейные стандарты другого.

Этих игр больше нет

Вышеперечисленные части Metal Gear до сих пор не были переизданы ни на одной из будущих платформ. Тем не менее им повезло распространяться на физических носителях для — чего греха таить — слабозащищенных и хорошо эмулируемых платформ. Это обеспечило им более завидную судьбу, чем у выпусков Metal Gear для телефонов — и да, Konami продолжила выпускать их в эпоху современных смартфонов.

Первая часть серии для iPhone вышла лишь немногим позднее игр для классических устройств, в эпоху, когда у операционной системы iPhone даже не было названия. В отличие от тизеров с буквой «i» и знаменитым «!», Metal Gear Solid Touch не сильно впечатляла воображение: это было переиздание Metal Gear Solid 4 в формате «тира».

Выпущенная в свет в 2009 году игра просуществовала в каталоге App Store до 2015 года, то есть почти на два года пережила последнюю часть Metal Gear для телефонов — Metal Gear Solid: Social Ops. Которая, при всем уважении к труду разработчиков, не заслуживает детального разговора: это типичная карточная игра-сервис, с микротранзакциями, нечестными дропами и соблазнительными артами Евы.

Куда интереснее Metal Gear Arcade, в которую можно было поиграть в японских аркадных залах. По большей части, это была обновленная версия мультиплеерного компонента Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Как и полагается любому аркадному автомату, Metal Gear Arcade заманивала консольных игроков пушками-контроллерами, очками с отслеживанием движений и, так как шел 2010 год, стереоскопическим 3D. Трудно сказать, снискала ли затея популярность, однако уже как два года в автомат поиграть не удастся — в декабре 2016-го Konami отключила серверы.

Забытые и утерянные части серии Metal Gear — от MGS Mobile до MGS Touch | Канобу - Изображение 11826

Всему причина — деньги

Услышав о Metal Gear Solid Mobile и занявшись темой заброшенных игр серии, я не ожидал увидеть, что в некоторые выпуски невозможно поиграть в принципе. Я мог ожидать это от игр Square Enix — в конце концов, кто еще мог выпустить приквел Final Fantasy VII эксклюзивно для японских раскладушек? Но Konami, тем более при Кодзиме?

В истории с Metal Gear, в которые современному игроку поиграть затруднительно или вовсе нереально, особняком стоит именно Metal Gear Solid Mobile. Дело в том, что N-Gage, насколько неудачной она ни была, спасла игру от еще более ужасной участи. Как вам идея создать Metal Gear, в которую можно было бы поиграть только в Америке, только на мобильниках и только будучи абонентом определенного оператора?

Компания Verizon не сильно задумывалась о том, насколько дико звучала эта идея. Однако она определенно думала о прибыли и собственной репутации, расхваливая себя в начале 2008 года как единственного продавца мобильных игр в США, который был готов поддерживать Metal Gear Solid Mobile. Verizon, которая была оператором, предоставляющим телефоны и услуги связи по контрактной системе, распространяла игру только среди своих текущих клиентов.

Мне не удалось найти, на каких именно телефонах компании можно было купить Metal Gear Solid Mobile. Пресс-релиз упоминает пару телефонов LG, однако это были просто текущие предложения оператора: сегодня он продвигает контракт на одну модель, завтра — на другую, а послезавтра объявляет, что первая снимается с обслуживания. В этом цикле потребитель, и без того не испытывающий сильной привязанности к прошлому, прощается с ним насильно и при этом без сожаления.

Забытые и утерянные части серии Metal Gear — от MGS Mobile до MGS Touch | Канобу - Изображение 11827

Фотография с реддита

Можно сколько угодно жаловаться на недостатки Metal Gear Survive или сожалеть, что Кодзима не сможет вернуться к Metal Gear, но куда умнее будет обратить внимание на то, что было забыто — и в особенности нато, во что все еще можно сыграть и сегодня.

Забытые и утерянные части серии Metal Gear — от MGS Mobile до MGS Touch | Канобу - Изображение 11828

Последние статьи