За что мы полюбили серию комиксов BUBBLE «Экслибриум»?
Помимо популярной серии комиксов «Майор Гром» у Bubble есть несколько других интересных проектов с неординарными сюжетами и яркими персонажами. Автор «Канобу» Светлана Кириченко решила рассказать об одном из них — о комиксах серии «Экслибриум»!
За необычный сюжет
Лилия Романова — самая обычная московская девчонка, одержимая гик-культурой. Она обожает видеоигры, комиксы, пыльные ужастики и фантастическую литературу. Однажды Лиля сталкивается с таинственной мотоциклисткой в красном и подбирает её потерянный футляр с чернилами. Чернила попадают Лиле на кожу, после чего её начинают преследовать литературные персонажи, выбравшиеся прямиком из сказки про Красную Шапочку. К счастью, на помощь ей приходят Шура и Соловей, члены тайного общества книгочеев, которое с давних пор защищает объективную реальность от персонажей вымышленных миров. Так как Лиля заражена чернилами, она должна пройти через своеобразный обряд инициации, зловещий Костяной Дом, чтобы обрести цвет и знак, и присоединиться к Ордену книгочеев.
За историю создания и творческие нюансы
К 2014 году издательство Bubble уже выпускало четыре оригинальных комикса — «Майор Гром», «Бесобой», «Инок» и «Красная Фурия». Для привлечения новых читателей было принято решение не только обновить уже существующие серии, но и запустить две новые — городское фэнтези «Экслибриум» и космооперу «Метеора». Авторами «Экслибриума» стали сценаристка Наталия Девова и художник Андрей Родин, которого позже сменила Алина Ерофеева. Именно они создали самую красивую, необычную и сказочную серию комиксов издательства, в которой волшебство в стиле «Гарри Поттера» Джоан Роулинг и магия «Песочного человека» Нила Геймана встречается с гиковской атмосферой «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна и лавкрафтианскими ужасами.
Наталия Девова: «Экслибириум» начинался так: «Наташа, напиши нам добрую, приключенческую серию», на что я ответила «Хорошо». И продержалась два выпуска. А потом у нас уже началась расчленёнка и «что может быть более объединяющим, чем непреднамеренное двойное убийство».
За атмосферу и индивидуальный подход к каждому герою
С самого начала над «Экслибриумом» трудилась очень сильная команда художников, сценаристов и колористов (художники Андрей Родин, Юлия Журавлёва, Константин Тарасов, Марина Привалова, Джамиля Зульпикарова, Анастасия Ким, Нина Вакуева и Виктория Ким). Первые создали сложный многоуровневый сюжет с большим количеством запоминающихся главных и второстепенных персонажей. Вторые — узнаваемый визуальный стиль, в котором нашлось место графическим экспериментам в стиле Мёбиуса и Майка Дрингенберга, переосмыслению ар-нуво и живописи прерафаэлитов, безумному сплаву американской, японской, европейской традиции комиксов и графических романов. Несмотря на разницу в творческом подходе художников и колористов, участвовавших в создании и разработке серии, именно стремление к сочетанию на первый взгляд несочетаемого и постоянная готовность к экспериментам стали объединяющими и движущими силами истории.
Удачной стороной «Экслибриума» является разнообразие как персонажей, так и способов их раскрытия. Характеры хипповатого и расслабленного Соловья и нервозно-сосредоточенного Шуру показывают через диалоги и их поступки. Манеры поведения и физические данные становятся основой для отражения личности Инги, стремительной и постоянно готовой сорваться бежать. Или с пассивным и склонным постоянно минимизировать энергозатраты Матвеем. Главную же героиню раскрывают через её пристрастие к поп-культуре и способность найти визуальную или вербальную цитату к любой происходящей вокруг неё ситуации.
Константин Тарасов: «Иногда на страницах комикса хочется немного пошутить, поместив куда-нибудь отсылку на что-нибудь, пародии на известных персонажей и даже собственных коллег…»
За отсылки
Источников отсылок в серии действительно очень много — народные сказки и художественная литература, знаковые видеоигры и сериалы, фильмы, культовые музыкальные группы и комиксы. Они вплетаются в повествование на разных уровнях — от прямых цитат, вложенных в речь героев и до стилизации изображения.
Отсылки и референсы помогают читателю самостоятельно выстраивать серию дополнительных смыслов и вдумчиво изучать глубину текста комикса. К тому же сама специфика рассказываемой истории дарит создателям «Экслибриума» возможность работать с литературными произведениями изнутри. Литературные маги могут проникнуть в любой текст — и графически обыгрывать его особенности — зажигать костры инквизиции в «Молоте ведьм» или буквализировать безумие «Морока над Инсмутом». Подобные трансформации внутри нарратива и интертекстуальность добавляют «Экслибриуму» оригинальности и позволяют восхититься могуществом человеческой фантазии. А встречи с персонажами или цитатами из других вымышленных вселенных только добавляют действию динамичности и любопытности — всегда приятно видеть знакомых персонажей или сеттинг в других декорациях и на страницах иных произведений.
Тенденция к путешествиям из одного литературного текста в другой, как на сюжетном, так и на формальном уровне, привела авторов «Экслибриума» к интересной идее: создать спин-офф проект. Так авторам серии удалось шагнуть ещё дальше, выпустив полноценный фэнтезийный роман «Девять жизней Агаты. Жизнь первая. Купель Дракона», раскрывающий предысторию антагонистки из второго сезона «Экслибриума». По сюжету оригинального комикса во внутренней реальности этого вымышленного мира существует второй том истории воительницы, который сумел выбраться за пределы родной фикциональной реальности в наш мир.
Ксения Шпалецкая: «На самом деле, „Девять жизней“ — это название серии, какой она была в комиксах. По лору „Экслибриума“ должно было существовать девять книг в разных жанрах — фэнтези, стимпанке, остальные не были раскрыты».
Интересно, как создатели серии будут дальше двигать сюжет, и какие эксперименты с нарративом ждут поклонников «Экслибриума» в будущем.