YouTube, исламские подростки и терроризм. 5 удивительных фильмов фестиваля «Докер» 2020
«Исчезающая деревня» / The Fading Village
Полнометражный дебют выпускника киноакадемии Meishi Лю Фэйфанга расскажет о семье, оказавшейся на грани разрушения. Китайская молодежь последние десятилетия уезжает из сельской местности в большие города, растущие как снежный ком. Молодой парень по имени Джунли — исключение из этой статистики. Он остался в заброшенной горной деревне рядом со своей семьей.
Деревня непростая, имеет собственную 300-летнюю историю. Но ввиду социальных преобразований и нарастающей урбанизации в горных краях осталось по официальной статистике всего 15 жителей, каждый из которых старается чтить традиции и бережно хранить историю этого места.
«Солнце внутри» / Sun Inside
Еще один документальный дебют, на сей раз из Бразилии. «Солнце внутри» — своего рода документальный coming of age, рассказывающий о четырех подростках, стоящий на перепутье взрослой жизни. Учебный год вот-вот закончится, впереди лето, полное страхов, надежд и… очередных отключений электроэнергии в трущобах Рио-де-Жанейро.
Да, отличительной чертой подавляющего числа документальных лент является их социальная направленность. Режиссера Джо Серфати волнует не столько удручающее экономическое состояние родной страны, сколько неопределенность взрослой жизни молодого поколения, которому эту самую страну в будущем придется менять к лучшему.
Серфати отходит от стереотипов о виктимизации бедности, поэтому ждать от фильма гиперфиксации на убогости трущоб и голодающих детях Латинской Америки не стоит.
«Принять вызов» / Accept The Call
От экзотических стран переходим к старой-доброй американской документалистике. Юнис Лау, режиссер родом из Сингапура, проживает в США. «Принять вызов» — ее полнометражный дебют (как и другие ленты в этой подборке), рассказывающий о нелегкой борьбе мусульманской семьи из Штатов, которая противостоит радикализации ислама.
Дело происходит спустя 14 лет после 9/11, когда семерых американских подростков из Сомали арестовали по обвинению в терроризме — ребята собирались покинуть Америку, чтобы вступить в ряды исламской террористической организации.
По ходу повествования Юнис Лау касается системного и институционального расизма, распространения экстремистской идеологии. Документалистка на конкретных примерах показывает, как пресловутая «война с террором», объявленная американскими политиками в 2001 году, повлияла на поколение молодых американцев, выросших в тени репрессивной национальной политики.
«Безумный Александр» / Alexandre The Fool
Парад полнометражных дебютов продолжает канадский документалист Педро Пиреш с фильмом «Безумный Александр». Это довольно интимная история о психической и душевной стороне человеческого бытия. Главный персонаж, Алекс, 15 лет назад пережил травмирующий опыт. Впоследствии парень получает диагноз «шизофрения».
И без того чувствительный и ранимый Алекс преображается, испытывая ежедневный стресс из-за непонимания того, как примириться с собой и продолжить жить. Диагноз, обусловленный наследственностью, мог бы никак не проявить себя до самой смерти, однако вмешались стресс-факторы. «Масла в огонь» добавляет бабушка главного героя, настойчиво требующая, чтобы внук наел себе девушку (бабушка хотела бы «умереть со спокойной душой»). Алекс мужественно противостоит нарастающей паранойе.
«100 миллионов просмотров» / 100 Million Views
Германо-израильский дебют Итамара Роуз, выпускника киношколы Сэма Шпигеля в Иерусалиме, покажет теневую сторону видеоблогинга YouTube с его монструозной монополией и противодействием со стороны самой корпорации.
«100 миллионов просмотров» — компиляция видеоарта Итамара, который он делал в сотрудничестве с художником Йосси Атия в 2000-х.
С помощью сатиры и едкого остроумия Роуз обнажает скрытые мотивы YouTube, раскрывая правду о пресловутых тезисах про «прозрачность» и «демократичность» видеохостинга. В рамках своего виртуального расследования документалист общается с разными звездами YouTube, от ранних героев вирусных видео до современных блогеров с миллионной аудиторией. Вместе они разбирают вмешательства алгоритмов, «скручивание» просмотров, взаимодействие с комментаторами и влияние видеохостинга на целое поколение, выросшее на нем.