03 августа 2018Музыка
Обновлено 04.08.2018

«Я мечтала стать политиком, а не певичкой». Большое интервью с Гречкой

Выскажу мнение. Гречка — одна из популярнейших русскоязычных молодых певиц. Мы приехали в Санкт-Петербург, чтобы поговорить с ней о ее новом EP, «Недокасаемость», втором альбоме, Евровидении, повышении пенсионного возраста, феминизме и личных маленьких городах.
Выскажу мнение. Гречка — одна из популярнейших русскоязычных молодых певиц. Мы приехали в Санкт-Петербург, чтобы поговорить с ней о ее новом EP, «Недокасаемость», втором альбоме, Евровидении, повышении пенсионного возраста, феминизме и личных маленьких городах.

История успеха Анастасии Ивановой началась в маленьком городке Кингисепп, в котором она ходила в школу и параллельно выкладывала в свою группу в ВК диктофонные песенки под псевдонимом Гречка. Перебравшись в Петербург, Анастасия познакомилась с Александром Ионовым и при поддержке в 20 000 рублей записала свой дебютный студийный альбом «Звезды только ночью».

Вызванная этим цепная реакция, не требовавшая дополнительного продвижения, вывела ее музыку из пабликов в духе «Родного звука» в редакции «Медузы», «Афиши» и «Вечернего Урганта». Этим летом проникновенная гитарная музыка Гречки о проблемах подростковой жизни нарасхват у всех организаторов фестивалей страны. В июле мы встретились с ней в Питере, чтобы обсудить ее новый электронный релиз, EP «Недокасаемость», и предстоящий осенью второй альбом, но затронули, кажется, все на свете.

«Я мечтала стать политиком, а не певичкой». Большое интервью с Гречкой - фото 1

О разнице между первым и вторым альбомами

Мой первый альбом — о наркотиках и о соответствующей компании людей. В нем есть лирический герой — девочка, которая сидит и поет обо всех. Я пела о своем окружении. А теперь мое окружение поменялось и, в принципе, мой второй альбом будет о каких-то более душевных темах: о ком я скучаю, к примеру, как изменилась моя жизнь. После этого хайпа как-то быстро многие мои друзья перестали быть друзьями — перешли маленькие границы. Но я все равно считаю, что второй альбом будет сильным не в плане текстов или музыки, а в плане подачи. В нем уже будет другой лирический герой.

О личных маленьких городах

Можно сказать, что в «Звездах…» я описываю один день. Я сделала это случайно, потому что все эти песни я написала в Кингисеппе. Маленькие города — это реально «день сурка». Когда каждый день один и тот же, ты можешь написать хоть десять песен за год, но все равно это будет как будто один день.

Мне нравится брать маленькие города. Даже сейчас, например, я нахожусь в Питере, и он все равно почему-то для меня маленький. Когда я выхожу на улицу, люди меня узнают и большинство из них начинает мне улыбаться, потому что я Гречка — и как-то это уже не то. Поэтому у меня сузился круг общения, стало меньше мест, где я бываю. Так я сделала Питер для себя маленьким городом.

О выпуске новой музыки

Некоторые люди выпустили что-то и сидят, радуются, ждут: «Еее, мы крутые!» А я выпускаю что-то с большой душой, сижу и мне страшно. Мне страшно не потому, что это не зайдет или что-то в этом роде, а потому, что меня могут унизить за мою же EP-шку. Где-то посмеяться над этим. Для меня это страх унижений. Опять — мой маленький мир.

Если взглянуть на мир как на школу, то в этой школе я лузер. У меня ощущение, что я лузер до сих пор. Хоть и есть люди, которым я нравлюсь, но все равно лузером себя чувствую. Но это наоборот меня подбадривает. Чем больше на меня льется грязи, тем больше мне хочется доказать, что я не лузер.

Об ощущении себя лузером

Это чувство дает о себе знать, когда я выхожу на сцену. Особенно на фестивалях, когда люди не на мой концерт купили билеты. Где-то есть моя публика, но не полностью. И когда я стою на сцене, то чувствую себя лузером и мне не хочется петь песни. Тогда мне кажется, что мои песни ужасны. Хочется просто взять и уйти со сцены. Кажется, что я выгляжу ужасно. Кажется, что говорю ужасно. Настолько лузером себя чувствую, что на сцене, бывает, полностью покрываюсь комплексами. Люди этого не замечают. Никто мне еще не сказал, что это заметно. Именно на сцене. Но я это чувствую и знаю, что могла бы спеть лучше.

О значении сериала «Хор» (Glee)

Я была фанаткой этого сериала с момента его запуска в 2009 году. В 2011-м он начал выходить в России на ТНТ.

Там же поют и людей унижают. И каждый раз, когда их унижали, они становились сильнее.

Моя мама всегда на работе была. Мы с мамой вообще не общаемся практически. То есть она говорит мне, как у нее дела, а мне ей вообще ничего не хочется рассказывать — это нормальное для нас общение. И все мои проблемы есть в этом сериале: первые отношения, ссоры с другом. В нем есть все проблемы, которые происходят с подростком. Вообще все. Нищета… Не буду перечислять, но там есть все, и мне этот сериал очень помог.

Это было лучшее, что могло случиться со мной, потому что теперь я могу найти решение любой проблемы. А самое главное — я пройду через эту проблему верой в себя, как научил сериал. Как научил Райан Мерфи, режиссер. Считаю, что это неплохая основа.

О сравнении с Монеточкой

Они меня достали очень, потому что Лиза — моя лучшая подружка. Я знаю ее тексты, знаю ее мышление. И оно отличается от моего, совершенно разный подход к текстам.

И наши тексты вообще не похожи. У меня, знаете, какой-то тупняк, у нее — очень умная взрослая дичь, сказанная тинейджерским языком. У меня же другое. Я больше по музыке люблю кайфовать.

У Гречки и Монеточки даже тату есть одинаковые — в виде таких вот динозавриков, как на картинке.

У Гречки и Монеточки даже тату есть одинаковые — в виде таких вот динозавриков, как на картинке.

О желании выступить на Евровидении

Хочу после третьего альбома подать заявку на Евровидение. То есть вообще плевать. Я слышала, что Ольга Бузова подала заявку на 2019-й. Почему я не имею право? Почему даже мечтать об этом я не имею право?

О «ненастоящем» Евровидении

Я хочу вернуть Евровидение на самый начальный его уровень. Оно ведь было создано для того, чтобы выходил один человек, выбранный своей страной, и показывал через песню душу населения. Душу своей страны. И мне хотелось бы показать душу своей страны. Я хочу идти от народа, хочу показать нашу молодежь. Хочу сказать: «Вот, это мы».

Но это стопроцентно не будет электроника. Даже если я тогда и буду попсовой, с электроникой, ее не будет в выступлении. Знаешь, почему? Когда в последнее время я смотрю Евровидение, там всякие рокеры с гитарами стоят, играют, а я приглядываюсь — и у них они даже не подключены.

Это же просто ужасно. Если они налажают, ладно, не проголосуют за них. Что здесь такого? Это же не унижение. Это обычный конкурс. Нормально, когда люди лажают. Наоборот, это даже хорошо. А они без подключенной гитары бацают. Это не душа. Это даже ты не настоящий. Это даже конкурс не настоящий. <…> И я приеду с гитарой, которая будет подключена. Устрою им скандал, если они не разрешат.

О своем стратегическом плане

Я подготавливаю публику к тому, что первый альбом — просто гитара, мой голос и еще какие-то инструменты. Я показала себя — вот, я существую. Все посмотрели, увидели. Вроде неплохо. Идем дальше. Теперь у меня уже повышается качество, потому что деньги позволяют. Такая же гитара, голос немного увереннее, потому что для первого альбома мы все записали за один день, я стеснялась перезаписывать.

Самое главное — я добавляю свои любимые мотивчики. На первом альбоме это не заметно, а на втором будет. Эта EP-шка была подготовкой к тому, что я могу сделать на втором альбоме. Там я уже вставлю бэк-вокал, который люблю, и мои мотивы будут издаваться звуками, то есть мой голос станет инструментом.

На третьем альбоме покажу все, что могу. Я покажу голос, покажу мотивы, покажу все, чему я научилась за все это время. Сделаю пару песен на английском, но не для того, чтобы продвигать себя за рубежом, а именно для Евровидения. <…> Я стратег. Мечтала стать политиком, а не певичкой. Для меня даже музыка сама по себе состоит из каких-то схем.

О пройденном пути

Я никогда не стояла на месте. Росла, детства я не помню. Потом мне купили гитару и позвали в какую-то школу, чтобы там меня научили играть. Я прихожу — и меня сразу в третий класс переводят, там скучно и я ухожу. Хочу играть на улице — иду играть на улице. Каждый раз новую точку нахожу, то есть как-то двигаюсь. Да, в своем маленьком городе, но двигаюсь по карьерной лестнице уличного музыканта, зарабатываю с каждым годом больше, больше, больше денег.

И тут я начала писать свои песенки. Пишу, пишу, пишу, а у меня все больше подписчиков. Думаю: «Блин, надо выступать». Звоню в «Ионотеку». Говорят — да, можно. Ну все, идем. Выступаем, выступаем. Там уже записываем альбом. Только записали альбом — сразу же стреляем и идем дальше. Зовут на «Вечернего Урганта» — идем. После «Урганта» — «Кинотавр». Идем. EP-шку выпустим? Выпустим. Идем, идем. Приглашают на фестивали? Давайте пойдем! Новые знакомства — идем. Новые клипы — идем. Все новое.

Надо идти, идти, идти. И экспериментировать, потому что кому будут нужны эти мои завывания, как в «Люби меня, люби», если я таких альбомов, как этот, выпущу миллион? Кому это вообще будет нужно?

«Я мечтала стать политиком, а не певичкой». Большое интервью с Гречкой - фото 3

О противостоянии треугольника «Гречка — Пошлая Молли — Монеточка» старшему поколению

Мне очень нравятся эти ребята. Считаю, что каждый из нас занимает свое место. Что бы там ни говорили всякие взрослые: «Вот, мелкие, пишут фиговые тексты». Ну как бы, блин, мы не сидим на месте, в отличие от вас. Мы как-то двигаемся, развиваемся. А самое главное — у нас нет границ и преград для того, чтобы идти дальше. Этим мы и хороши. Поэтому и треугольник этот создается постоянно.

О ситуации с трансгендером

Мне Саша (Александр Ионов — владелец клуба «Ионотека») с утра скинул новость, что кого-то не впустили, назревает конфликт. И я думаю: «Ну, Саш, у тебя постоянные конфликты в „Ионотеке“. Просто успокойся и не отвечай». И все. Потом я захожу на какой-то паблик и вижу, как там угорают над этой новостью, а про нее в тот момент еще особо никто и не знал. Тогда всем было плевать на эту проблему, все угорали.

Я не увидела, что написал Саша или что написала эта Мелисса (девушка-трансгендер, которую не пустили в клуб «Ионотека»). Я увидела одно — там был скриншот, где кто-то написал: «Что же это такое творится? Надо Гречку найти! Выйти на Гречку, чтобы Гречка взяла и решила все это». То есть чтобы «она со своим папашей там поговорила». Я, когда увидела это, просто •••••• [офигела]. Люди думают, что я пойду решать чьи-то проблемы?

О конфликте с ЛГБТ-сообществом

Я репостнула их комментарий к себе на страницу в ВК и написала: «Знаете, мне ••••• [все равно] на ваше ЛГБТ. Я бы на вашем месте просто пошла в другой клуб. До свидания». Из-за этого все посчитали меня гомофобом.

Выскажу цитату великого мыслителя, то есть Монеточки. Я с ней созвонилась после этого и все рассказала, а она: «Ничего себе. Значит, когда у Гречки проблемы — ЛГБТ все равно, а когда у ЛГБТ проблемы — Гречке должно быть не все равно».

О Западе

Не хочу, чтобы у нас было как на Западе. Я уважаю Запад, ведь и Glee смотрела, и попсу люблю. Не хочу, чтобы у нас был такой уровень толерантности, чтобы нам нельзя, ••••• [блин], было сказать что-то.

Мне что, нельзя сказать, что мне все равно на ЛГБТ? Ну почему мне должно быть не все равно? Мне все равно. Это их выбор, их движение.

О феминизме и Никсель Пиксель

Феминизм — офигенная штука, но, к сожалению, в России ее просто загнобили. И отношение к феминизму, у меня в том числе, не очень хорошее. Я видела, как феминизм на Западе развивается — там его поддерживают очень крупные, популярные люди. И они делают реально хорошие вещи. Если женщин избивают дома, то эти люди им помогают, вытаскивают их. Понимаете, они реально делают какие-то вещи.

У нас феминизм — это Никсель Пиксель. Подписана на ее инстаграм, смотрю — она «членососами» мужиков называет. Вот это girls power у нас в России! Она иногда говорит хорошие какие-то вещи, но на тех видео, которые непопулярны. Поэтому девочки 14 лет подписываются на нее и думают: «Да, мужики — членососы». Но это же не феминизм.

«Я мечтала стать политиком, а не певичкой». Большое интервью с Гречкой - фото 4

О классификации людей

На улице есть три вида людей. Если столкнуться плечами, кто-то скажет: «Извините, пожалуйста». Кто-то: «Эй, смотри куда идешь!» А кто-то: «Это потому что я транссексуал?» Я знакомлюсь с человеком, а он: «Я гей. А так — меня зовут Виталик». Это уже субкультура, а не ориентация, взгляды.

О ЕГЭ и будущем ВУЗе

Я в этом году не сдавала ЕГЭ, потому что Гречка поднялась. У меня был выбор — выступить на «Кинотавре» или сдать ЕГЭ по математике.

Пока есть карьера, надо идти, но в следующем году я сдам ЕГЭ и поступлю на факультет «Государственного муниципального управления» в РАНХиГС. Не знаю, в Питер или в Москву, может, перееду, но это РАНХиГС стопроцентно и это «Государственное муниципальное управление».

Это моя мечта с детства, от которой я когда-то отказалась. И вот сейчас, будучи музыкантом, поняла, что хочу закончить это дело. Нужно. Хочу больше узнать об этом. Буду заочно учиться, мне это интересно.

О песнях-детях

Для меня каждая моя композиция — это выращенный цветок, мой ребеночек, которого я отпустила в большой мир. И как он будет жить, я не знаю.

Вот, например, я в шоке, как живет «Люби меня, люби». Это, наверное, мой самый успешный ребенок, который поступил в топовый ВУЗ, нашел хорошую работу. Главное, что эта песня — мое чувство. Я не писала для хайпа, это было мое чувство. Грустное подростковое чувство, и оно по всей России уже прошмыгнулось! Путешественница.

«Я мечтала стать политиком, а не певичкой». Большое интервью с Гречкой - фото 5

О патриотизме

Вот ты приходишь на вписку — типичную вписку пятнадцатилеток. И если ты скажешь, к примеру, что любишь Россию, тебя там засрут. Даже если ты скажешь, что уважаешь Путина, тебя засрут. Монеточка говорила об этом в своем интервью: «Сейчас модно ненавидеть Россию». А я лично очень люблю Россию — даже думала песню ей посвятить. Я реально обожаю страну нашу. Она такая •••••••• [офигенная]! Я поездила по ней, увидела поля, увидела все. Горжусь каждым человеком, который вырос здесь. У нас свой взгляд на все. У нас свое все.

О повышении пенсионного возраста

Мне нравится, что в российской молодежи есть тяга к революции. Я была в Белоруссии пару дней назад и там у молодежи нет такого. Подходишь к нашим пятнадцатилетним — они срут Россию. А в Белоруссии все иначе.

Я там была на вписке и сказала кому-то: «Прикиньте, у нас возраст хотят повысить пенсионный! У нас даже молодежь •••••••• [обалдевает]. Куда возьмут наших мам в 50 лет? Никого не берут в 50 лет, а пенсию повышают. Да еще дожить нужно до этого возраста». Я им это говорю, а они: «У нас тоже повысили. Ну и что?» Понимаешь?

Об истории

Россия — это история. Я начала недавно смотреть на Youtube фильм о крещении Руси. В школе мне это было как-то неинтересно. А сейчас я офигела от того, что Рюрик — викинг! Я эту информацию узнала из первых пяти минут фильма, и эти пять минут просто изменили мою жизнь.

<…> Если бы учителя говорили: «Прикиньте, да мы от викингов идем, а викинги — это завоеватели!» И после такого не любить Россию? <…>

Я напишу песню о викингах, прям чувствую.

«Я мечтала стать политиком, а не певичкой». Большое интервью с Гречкой - фото 6

О неверной интерпретации песен

Мне это не нравится, но кто я такая, чтобы судить. Да, я автор, но кто я такая для какой-нибудь Василисы из Бахилова, которая сидит в своей квартирке с мамой и у нее случилась такая ситуация, с которой совпала пара слов из песни. И вот она уже воспринимает эту песню по-другому. Кто я такая, чтобы запретить ей это делать? Даже если это моя песня. В этом смысле я — никто.

О производственном аде EP «Недокасаемость»

Эта EP-шка изначально должна была стать даже не лайтовой. Она должна была стать каким-то угаром, чтобы люди не могли бы ее слушать. Чтобы люди просто зашли и такие: «Фууу! Скатилась Гречка!» Мне это так хотелось сделать. Просто для того, чтобы не было скучно.

Ну, думаю, надо выпустить какую-то фигню. Но тут началось… Первый раз записали — вышло просто отстойно. Тогда я поняла, что хочу сделать все нормально, а мне сделали отстойно. Во второй раз мне опять сделали все отстойно, хотя мы сидели и настраивали вместе. Я просто не разбираюсь в технике, не знаю, как в программках что-то делать. Люди передо мной сидели и делали все хорошо, а на сведении ужас какой-то, и я им: «До свидания».

Я уже переплатила денег и там, и там, а на третий раз пошла на другую студию, к знакомым. Просто села и делала всякую фигню. На третий раз, когда оставалась неделя до выхода, я уже просто взбесилась. Очень напрягалась из-за того, что EP-шка должна выйти, но пока ничего не готово. Бегом все делала и в результате сделала нормально одну песню — «Анимешницу».

Это стопроцентный хит, тут даже и говорить нечего. Как только ее свели, я сидела, слушала и офигевала от того, что у меня такая песня вышла на EP-шке. В ней есть какие-то маленькие недочеты, конечно, но они не особо заметны. А остальные песни — там пипец все недоделано. Просто жесть. И я даже не знаю, что с ними делать. Может быть, перезапишу когда-нибудь. Ну, если захочется.

«Я мечтала стать политиком, а не певичкой». Большое интервью с Гречкой - фото 7

О каждой песне с EP «Недокасаемость»

«Анимешница»

Я сидела и думала: «Блин, анимешников обделяют. Нет ни одной песни про аниме. Поддержу-ка я их!» И потому решила вставить слово «аниме», потому что понимаю, что анимешникам не важно, что там поется вообще не об аниме, а о том, что меня бросили. Но они все равно это услышат и им будет приятно. Я ее придумала на гитаре, но очень давно. В инстаграме выкладывала. Ее залайкали и ждали очень долго. Эта песня сама по себе хит, и она была хитом, когда я ее играла на гитаре.

«Крики»

«Крики» — самая новая песня. Я ее сочинила на укулеле и не могу на гитаре перепеть. Все остальные могу, а ее не могу. Она — об обычной «бухаловке», об обычных подростках. Даже о «взрослых» подростках — так бы я назвала их. То есть им все говорят, что они взрослые, но в душе-то они вообще не взрослые — они потерянные. Они не пошли домой, потому что там — крики. Они хотят убежать от проблем и поэтому сейчас бухают.

В этой песне поется: «Если ты теоретик, то и я теоретик». Это когда все уже бухие, и кто-то затирает тему какую-то, из-за которой вы уже ссоритесь. Ну, все эти разговоры на кухне. А в конце: «Ты блюешь». Есть такая марка indigoflow и у них есть футболка, на которой написано near. И вот в конце поется, что «ты и near свой заблевала, который надела в самом начале дня». Дальше идет «хой-хой» — это просто, чтобы поугарать над панками, которые называют меня Янкой Дягилевой.

«Крики» — это внутренние крики большинства населения России. Особенно у этих взрослых детей.

«Лето»

Это одна из первых песен. Если найти самую первую запись в группе Гречки, то это будет песня «Лето». На самом деле это не самая первая запись, конечно — когда я психовала, то удаляла многое.

Я тогда классно погуляла и написала песню «Лето». Что тут сказать — ну, перезаписала ее. Лето же.

«Каждую секунду»

Это самая недооцененная песня. Тоже одна из первых — была в одной из тех записей, которые я тогда удалила. Она была даже, наверное, раньше «Лета». Тоже про обычные гуляночки, но в ней есть кое-что новое. У меня идет электроника, на фоне которой я непонятным голосом пою: «Так меня гонит по тучам, нет тут смысла, и люди стреляют мне в спину скрывая лицо. Всем все отплатит, и всем все равно».

Знаешь, ты просто падаешь во тьме — мне кажется, в такие моменты все испытывают чувство одиночества. В этих фразах заключено именно это. А потом ты просыпаешься — и поется уже все иначе, хорошо.

О крике «Егор Крид» в конце песни «Крики»

Это угарно. Угарно же? Ну, вот и все. Песня — детская. Егору — 24. Он молодой, но так себя показывает взросло. Хотя я уважаю Егора Крида.

О значении слова «музыка»

Для меня музыка — это дополнение к жизни.

Песни неизвестных, но перспективных групп по мнению Гречки

В оформление статьи использован арт Евгении Горячевой

Instagram: @elaegnus

Больше статей о музыке

Комментарии 114
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar