Афрофутуризм в музыке: интервью с Людвигом Йоранссоном, композитором «Черной Пантеры»

Самим Сарвари
Нам удалось поговорить с Людвигом Йоранссоном, автором оригинального саундтрека к фильмам «Черная пантера» и «Крид: Наследие Рокки», сериалам «Атланта» и «Сообщество» — список продолжать можно долго. Людвиг — один из самых талантливых и успешных композиторов 2018 года. В этом материале мы кратко расскажем, как Йоранссон вообще пришел к музыке, а заодно расспросим его лично о секретах вакандской музыки.

Если в июне 2018-го кто-то еще не знает имя Людвига Йоранссона (Ludwig Göransson), то только из-за собственной невнимательности — его музыка повсюду. Вы уже поняли, что именно он создал музыкальное сопровождение к недавнему сольнику ТʼЧаллы, собравшему 1,3 миллиарда долларов в прокате, но это лишь один проект. Людвиг тесно сотрудничает с Чайлдишом Гамбино (Childish Gambino), и это сотрудничество в конце января принесло обоим статуэтку «Грэмми» за прошлогодний хит Redbone. А буквально в начале мая выстрелила очередная работа Йоранссона и Гамбино — композиция и клип This is America (126 миллионов просмотрев за первую неделю на YouTube), быстро ставшая не только хитом, но и мемом.

Людвиг — настоящий хитмейкер и к своему статусу он последовательно шел много лет.

Начинал свой путь молодой композитор в стотысячном шведском городке Линчёпинге, где в старших классах баловался музыкой и даже как-то отправил свое демо Максу Мартину (Max Martin), культовому шведскому продюсеру, на что получил свой диск обратно с надписью: «Мы не берем демо».

Желая записывать музыку к кинокартинам, в 2007-м году Людвиг осмелился на переезд в Лос-Анджелес, где окончил Университет Южной Калифорнии и почти сразу же был подхвачен телевизионщиками, не отпускающими его и по сей день. Йоранссон работал над многими известными сериалами: «Сообщество», «Новенькая», «Счастливый конец», «Атланта».

Да, залогом успеха шведа можно считать приевшиеся слуху талант и трудолюбие, но еще один момент предопределил всю его дальнейшую карьеру — дружба и продуктивное сотрудничество с еще нераскрывшимися гениями. Так, во время съемок успешного комедийного сериала «Сообщество», швед познакомился с актером Дональдом Гловером, тогда только планировавшим свой музыкальный проект Чайлдиш Гамбино.

Афрофутуризм в музыке: интервью с Людвигом Йоранссоном, композитором «Черной Пантеры» | Канобу - Изображение 1

Дональд Гловер и Людвиг Йоранссон

Второе ключевое для композитора знакомство — приятное встреча с одногруппником соседа по комнате, которым, так уж получилось, оказался будущий режиссер Райан Куглер (Ryan Coogler). Дружба с Райаном сделала Людвига непреклонным композитором всех крупных картин режиссера: «Станция „Фрутвейл“», «Крид: Наследие Рокки» и, наконец, «Черная Пантера».

Если для последнего фильма у Райана была опора в виде комиксных визуальных образов, то у Людвига стояла задача создать музыкальный мир Ваканды с нуля. Глубину погружения в тему — вот, что я хотел раскрыть во время беседы с композитором, и ее степень вы можете узнать ниже.

Афрофутуризм в музыке: интервью с Людвигом Йоранссоном, композитором «Черной Пантеры» | Канобу - Изображение 2

Райан Куглер

Самим: Начало года для тебя вышло очень ярким. Мои поздравления!

Людвиг: Спасибо!

Самим: Твое основное достижение в этом году — саундтрек к крайне успешному блокбастеру «Черная пантера». По этому поводу хотелось бы узнать, как ты интерпретируешь афрофутуризм в музыке?

Людвиг: Готовясь к работе, я записывал очень старые традиционные африканские ритмы и музыкальные инструменты, и поэтому, основа инструментального саундтрека — это традиционная музыка Африки до ее колонизации. Чтобы сделать музыку более кинематографичной, я влил в эту основу оркестр, добавив к нему современные технологии и продакшен.

Самим: Яркий пример — тема Киллмонгера.

Людвиг: Именно!

Как раз в идеальной смеси прошлого с современным я вижу музыкальный афрофутуризм.

Самим: Было ли тебе сложно отображать музыкальную культуру в музыке, учитывая, что ты сам из другого культурного пространства, из холодной Швеции? Довольно сильный контраст.

Людвиг: Да, это большой контраст, потому что я родился в одной из самых холодных стран в мире.

Вообще, один из основных аспектов современной музыки в целом — это то, что многое пришло к нам из Африки. И я испытал большой вызов и ответственность в том, чтобы я — белый человек из Швеции — максимально корректно отобразил в своей музыке африканскую культуру. Я испытывал сильное давление, так как для меня было крайне важно отнестись к делу с уважением и заранее узнать как можно больше об африканской музыке, африканской культуре.

Самим: Как думаешь, у тебя получилось?

Людвиг: Для изучения культуры я отправился в Западную Африку, где встретился с рядом великолепных музыкантов. Один из них — Baaba Maal — согласился взять меня с собой в тур. В процессе, я стал записывать музыкантов, которых встречал по дороге в Сенегал. Многие из этих записей я в итоге использовал в саундтреке, пытаясь объединить все эти ритмы.

Те люди, с которыми я встречался в Западной Африке, посмотрев фильм, звонили мне, чтобы поблагодарить за трепетное отношение к сенегальцам и африканской культуре. Для меня это был лучший способ почувствовать, что я справился со своей работой.

Самим: В своем саундтреке ты использовал говорящие барабаны, известные тем, что были среди первых инструментов коммуникации между людьми на расстоянии. Задолго до телефонов. В качестве примера, мы можем услышать имя ТʼЧаллы на языке этих барабанов в композиции Wakanda. Какие еще музыкальные пасхалки скрыты в «Черной пантере»?

Людвиг: Классно, что ты это приметил! В саундтреке очень много таких интересных моментов. Расскажу о двух из них.

Из тех ритмов, что в конечном счете оказались в фильме, можно выделить один, звучащий в первой сцене испытания у водопада. В самом начале поединка ТʼЧаллы с МʼБаку, можно услышать барабанный ритм. Это традиционный африканский ритм, которому уже 700 лет. В то время он был специально сочинен для противостояний между двумя людьми. Поэтому африканцы, знакомые с этим ритмом, с первых звуков понимают, что сейчас их ожидает сражение.

Другой пример связан с мелодией родословной ТʼЧаллы, которая является частью его общей музыкальной темы. В том же сражении у водопада, когда король Ваканды перехватывает инициативу в бою, можно услышать эту тему родословной (сразу после того, как ТʼЧалла выдергивает копье из груди). Но после окончательной победы над МʼБаку, единственный раз во всем фильме мы слышим эту мелодию в мажорном тоне, тем самым возвеличивая короля.

Главный редактор «Канобу» Максим Иванов после просмотра «Черной Пантеры» заявил, что фильм поднимает планку качества для всех фильмов Marvel. А наш кинокритик Александр Трофимов картину в целом раскритиковал, но согласился, что фильм действительно совершает прорыв для киновселенной в правильном направлении.

Фильм «Черная Пантера» с многочисленными дополнительными материалами доступен на Blu-Ray и в цифровых сервисах, например, в iTunes. Это последняя картина киновселенной перед переломной «Войной бесконечности».

Комментарии (10)
Сейчас дауны, не понимающие, что фильм основан на комиксах, будут кукарекать про то, что в Африке не может быть никакого футуризма.
Композитора расписали конечно хорошо, все же такие резкие высказывания вроде - кто-то еще не знает композитора только из-за собственной невнимательности - довольно резко мне кажется.
Фига тут у целевой аудитории гомиксов пукан треснул, лол.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE