Все-таки не одинаковые! Как менялись принцессы Disney до «Холодного сердца 2»
Материал вдохновлен Twitter-тредом Валерии
Начнем с одного из 12 принципов анимации Disney, который взял в заложники всю компанию:
Принцип 12. Привлекательность
Как это формулируют аниматоры студии Олли Джонстон и Фрэнк Томас в их совместной книге «Иллюзия жизни: анимация Диснея» (The Illusion of Life: Disney Animation):
Привлекательность персонажа в мультфильме соответствует тому, что в кино у актера назвали бы «харизмой». Привлекательный персонаж не обязательно положителен. Злодеи и чудовища также могут быть привлекательными — важно, что зритель чувствует, что персонаж получился настоящим и интересным.
Есть несколько приемов для налаживания отношений между зрителем и персонажем; для симпатичных персонажей симметричные или подчеркнуто детские лица как правило эффективны. Сложные для чтения лица также можно сделать привлекательными через выразительные позы или дизайн персонажей.
Главное, чтобы персонажи были симпатичны и/или привлекательны для зрителя. Этого легко добиться через внешность, и гораздо сложнее — через анимацию и детали. В мире, где привлекательные главные персонажи легче монетизируются, чаще избирается первый путь. Дети выбирают игрушку по внешнему виду, а не за проработанный характер, если говорить другими словами.
Больше об анимации Disney:
Одинаковые лица
Про героинь Disney чаще всего говорят, что у них одинаковые лица. Это не совсем правда, но близко к истине. Большинство девочек похожи из-за схожего типажа внешности.Для сравнения: DreamWorks vs Disney.
DreamWorks чаще играют с геометрией лица и не стесняются НЕ делать героев конвенционально прилизанными. У них практически нет определенного типажа, ведь фирменный стиль студии DreamWorks совершенно в другом (например, в годном юморе).
Disney в свою очередь создает продукт, который узнавался бы на картинках из школьного дневника. Этому способствует то, что их персонажи похожи и сразу идентифицируются как продукт одной студии.
Изначально Disney рисовал своих принцесс с помощью технологии ротоскопирования. Она была довольно популярна на заре анимации и позволяла придавать более естественные движения и мимику персонажам.
Ротоскопирование или, как ее называли в Советском Союзе, «эклер» — это техника, в которой анимированные персонажи перерисовываются с живых актеров. Эта самая примитивная форма «оцифровки» изображения — покадровое копирование мимики или полноростовых движений актера вручную, усилиями команды аниматоров.
По этой же причине у ранних героинь более естественная фигура, которую по сравнению с современными можно назвать thicc.
Знакомые черты силуэта Диснеевской принцессы появились у Авроры, но это было оправданно тем, что она была затянута в корсет. В дальнейшем Disney сведет фигуры девушек до состояния Диты фон Тиз.
«Спящая красавица» — первый мультфильм, где студия использовала общую стилизацию под определенный временной период. Фоны и персонажи нарисованы в стиле средневековых гравюр. В дальнейшем в «Геркулесе» мы увидим похожий прием, вдохновленный греческими амфорами.
Уэнди из «Питера Пэна» и Алиса из «Алисы в Стране Чудес» рисовались с одной модели, Кэтрин Бьюмонт, поэтому у них одинаковая форма лица и носа. Но, за счет разного дизайна прически и самого персонажа в действие (мимика, движения), они не выглядят как клоны
Схожая геометрия лица и других элементов не постыдны, особенно в анимации, если другими деталями персонажу придана уникальность. Это отлично показывает аниме или мультфильмы Мэтта Гроунинга («Симпсоны», «Футурама», «Разочарование»).
2D-анимация Disney фантастически передавала характер через движение и мимику. А потом пришло 3D…, но об этом чуть позже.
Настоящие одинаковые лица были у персонажей мультфильма «Черный котел». Если все остальные герои очень разнообразны, особенно ведьмы, то при взгляде на Принцессу и Тарана так и хочется воскликнуть: «Это ловушка!».
Однако у «Черного котла» есть большое оправдание — он прошел через производственный ад, смену концепции и аниматоров, так что похожие лица были наименьшей из проблем при его съемках.
В 90-х наступает эпоха Ренессанса Диснея, которая стартует с первого «блокбастера» — «Русалочки». Дизайном персонажей занимаются Глен Кин и Майкл Хэнн, которые как раз и закладывают гайдлайны поздней стилистики студии, а также создают внешность большинства известных принцесс. Им также помогает Джеймс Бакстер, который позже уйдет в «Дримворкс» и будет работать над большинством хитов студии.
Основные принцессы Диснея имеют определенный типаж, который можно считать фирменным стилем и почерком их создателей, поэтому предлагаю заострить внимание на двух, где Майклу Хэнну и Глену Кину пришлось создать нечто иное.
Покахонтас была крайне амбициозным проектом. На нее возлагались даже больше надежд, чем на «Короля Льва». Тогдашний директор «Диснея» Джеффри Катценберг считал, что принцесса может быть номинирована на Оскар, и уделял ей больше внимания, чем параллельно рисуемому Львенку Симбе.
Покахонтас отличалась от остальных —- она старше большинства принцесс и при этом не европейка. Ввиду ее совершеннолетия боссы Диснея хотели сделать самый идеализированный и слегка сексуальный образ. В ходе разработки Кин встречался с реальными представительницами индейцев — и тогда у него сложился образ.
Однако сформировать его окончательно было довольно сложно, чему соответствуют около 55 вариантов дизайна Покахонтас. В итоге, чтобы показать сильную женщину-воительницу, черты лица сделали острее, а фигуру более мощной и атлетичной.
Мулан вышла спустя три года, и ее разработка была не легче. У художников стояла задача создать не типичную принцессу Диснея, а девушку, которая не ждет своего принца, да и злодеям может дать отпор самостоятельно.
Определенные сложности сложились также с разработкой силуэта, так как по сюжету Мулан притворяется мужчиной, а с 90-60-90 это было бы сложновато. В итоге Мулан получилась намного менее женственной, чем остальные девушки. Но как сказал позже сам Кин:
Ты не можешь притвориться мужчиной в армии, если у тебя фигура как у Барби!
Также сама пластика движений была нестандартна для Диснея. Анимация «Пинга» (псевдоним Мулан в армии) была более топорной и угловатой, чем ее анимация как девушки. Иными словами — художникам пришлось очень постараться, чтобы усидеть на двух стульях и создать персонажа, который одинаково достоверно смотрелся бы в обоих гендерах.
Подводя итог: Диснеевские 2D-принцессы имели очень приятную разнообразную внешность — несмотря на принадлежность к одному типажу.
Еще о мультфильмах Disney:
Эпоха 3D-анимации
Первые полнометражные 3D мультфильмы подарила нам студия Pixar. При разработке персонажей Pixar преследовала две цели — не провалиться в «Зловещую долину» и сделать героев выразительными.
Это достигалось с помощью геометрии форм и нарочито стилизованных лиц с разнообразными акцентами. 3D несколько сглаживает черты, и если преследовать присущий классической анимации минимализм — внешность будет скучной. Так, лица Колетт («Рататуй») или Мериды «(Храбрая сердцем») нельзя назвать красивыми, но они привлекательны и характерны именно благодаря деталям и харизме.
Первая официальная принцесса, созданная вместе с Pixar, это Мерида из «Храброй сердцем». И она очень выделяется своей внешностью. Гайдлайны Pixar превалируют над гайдлайнами Disney, поэтому мы видим круглолицую, с огромной прической и слегка boyish-девушку. Ее движения уверенные, лицо искажается негативными эмоциями, а платье не отнюдь не бальное.
Позже, в 2013 году, Disney сделает редизайн Мериды, чтобы включить ее в официальный список принцесс, но он будет крайне негативно принят публикой и режиссером фильма.
По сути Мериду попытаются подогнать под тот самый типаж, добавив косметику, смягчив лицо и нарядив в блестящее платье. В итоге Disney пойдет на попятную, уберет данное изображение отовсюду, и скажет что первоначальный вариант тоже хорош.
Пожалуй самая знаменитая и любимая из всех новых принцесс — это Рапунцель из одноименного мультфильма. Созданная Гленом и Клэр Кин она сразу всем полюбилась за простоту и характер.
Изначально Рапунцель планировалась в технике классической анимации, со стилизацией под картины эпохи Рококо, но боссы Disney были согласны дать зеленый свет только если мультфильм будет в 3D. Глену, будучи ведущим аниматоров Рапунцель принял решение перенести весь дух классической анимации в CGI. Местами даже хотели соединить классическую и компьютерную анимацию.
Главная задача команда состояла в том, чтобы Рапунцель, будучи компьютерным мультфильмом все равно выглядела и была анимирована как 2D анимация. Это отразилось и на дизайне главной героини — ее лица повторяют типаж принцесс 90х.
Для передачи настроения и цветовой гаммы использовались концепты дочери Глена — Клэр.
Также, изначально Рапунцель выглядела более реалистично и взросло, обладая некими прерафаэлитскими чертами. Но тут помешало различие разных техник анимаций, так как чем реалистичнее и менее утрирована анимация — тем хуже считывают эмоции и движения. От первоначальных набросков Рапунцель сохранила отсутствие косметики, пухлые губы, и в общем довольно анатомически верное (с учетом стилизации) лицо.
Рапунцель была принята на ура, и Дисней начал планировать еще один амбициозный проект, который бы подарил детям очередную принцессу. Им стал Frozen — первое «Холодное сердце».
Вдохновение для мульта черпали из «Снежной королевы» Андерсена, и по изначальной задумке Эльза должна была стать антагонистом. Дизайны к ней разрабатывались соответствующие.
У Disney традиционно концепты злодеев выглядят лучше, и внешний вид Эльзы мог получиться намного интереснее чем-то, что мы имеем. Но в итоге было принято решение сделать Эльзу антигероем, отойти от первичной концепции «хороший vs злой» и вывести яркого персонажа, показав «серую» сторону.
В связи с этим дизайн Эльзы был переработан в более классический для принцесс. Черты лица стали мягче, и она стала больше похоже на свою сестру. Тем не менее, на концептах они больше отличались.
Именно во Frozen мы можем наблюдать основную проблему 3D анимации — сглаживание деталей в угоду технической стороне. При анимации модели мелкие детали усложняют процесс и менее заметны при конечном рендере.
Основная претензия большинства к Frozen — слабый дизайн и идентичные лица героинь как раз появилась ввиду упрощения их внешности. Их лица не искажаются при выражении эмоций, они всегда красивы. Это неплохо смотрится в статике, но в движении создает искусственность и то, что сестры выглядят как близнецы.
Внешний вид Эльзы попытались разнообразить с помощью яркого макияжа, который в отличии от большинства принцесс смотрится неуместно и совсем не по-детски. Как говорили сами создатели — сексуальность немного перешла границу. Однако в итоге публика приняла их на «ура».
Больше об анимации Disney:
Почему же к последнему фильму так все всполошились?
На самом деле возмущались еще на дизайн первого «Сердца», но ко второму это достигло апогея. Одна из причин — то, что 3D-анимация становится детальнее и проработаннее, и те же DreamWorks не стесняются пользоваться прогрессом и обновлять вид своих героев (сравните графику первого «Как приручить дракона» и последнего). Именно в плане персонажной анимации Frozen смотрится чуть ли не беднее первой части.
Персонажи не выразительны и сглажены до состояния пластиковых болванчиков. Лица буквально передают нам привет из 2000-х. И эмоций у них становится все меньше. Это застывшие куклы с большими глазами, которые выгодны для маркетинга, но выглядят крайне бедно в мультфильме.
К тому же Дисней продолжает удаляться от реализма, но вместо выразительной стилизации в духе «Пиксар» диспропорционально увеличивает глаза и уменьшает нос. У Эльзы и Анны (в меньшей степени) нет характера, они не живые, и даже старание актеров дубляжа им особо не помогает.
В итоге — довольные дети и недовольные взрослые. Анимационного совершенства Disney в мультфильмах студии остается все меньше. Disney не повредило бы посмотреть на опыт других студий и не бояться разрушить совершенство, как это было с Меридой или Мулан. Как показал опыт — это приносит и деньги и положительные отзывы. Но, судя по последним тенденциям, студии гораздо лучше делать персонажей под мерч, чем мерч под персонажей.