Врожденные пороки сиквелов, приквелов и спин-оффов
Подтверждение слухов
Сегодня стало известно, что вторым спин-оффом «Звездных Войн», выходящим за «Изгоем» Гарета Эдвардса, последует фильм про Боба Фетта, любимого фанатами наемника с джетпаком.
По слухам, ходившим еще до объявления тем спин-оффов, один из них должен был быть посвящен краже планов Звезды Смерти командой наемников, возглавляемых как раз Бобой. В результате, один выдуманный фанатами фильм разошелся на два спин-оффа – один про похищение планов Звезды, но не наемниками, а повстанцами, а второй – про Бобу и его приключения, никак, вероятно, со Звездой не связанные.
Снимать фильм про Фетта должен был Джош Транк, режиссер «Хроники» и грядущей «Фантастической четверки», но он покинул режиссерское кресло спин-оффа, причем, по слухам, не по своей воле. Продюсер, который работал с ним над «Четверкой» и должен был продолжить сотрудничество в фильме про наемника, остался недоволен непостоянством Транка и тем, как он вел работу над фильмом. Похоже, Джош показался Disney недостаточно надежным для этого важного проекта. Кто станет у руля фильма в итоге – пока неизвестно.
Причины популярности
Наемник в зеленом шлеме стал любимцем фанатов по довольно странным причинам. В оригинальной трилогии Боба был персонажем десятого плана, который присутствовал в сюжете ради одной функции – поймать Хана Соло и привезти его Джаббе. У него не было ни особых черт характера, ни запоминающихся реплик (у него их вообще было всего 4 во всей трилогии). У него была только клеевая броня и джет пак, но фанатам этого почему-то хватило, чтобы влюбиться без памяти, и теперь игрушки Фетта расхватывают не хуже фигурок Вейдера.
Главным достоинством наемника, помимо внешнего вида, было как раз то, что о нем было ничего не известно. Это делало его неким человеком-загадкой с темным (судя по настоящему) прошлым, и каждый фанат был волен придумать ему свою собственную историю, под свой вкус, напялить зеленый шлем и чувствовать себя полноценным героем «Звездных Войн».
Но со временем именно то, что сделало Бобу популярным, у него и отобрали в результате этой самой популярности. В расширенной вселенной авторы уделили ему много внимания, прописав подробную историю.
Спустя 40 лет Боба даже успел повоевать на одной стороне со старыми приятелями – Ханом Соло и Люком
Им даже не помешало то, что Хан Соло убил его, сбросив в пасть песчаного монстра – по версии «расширенной вселенной», Боба выжил в чреве монстра и сумел прогрызть свой путь к свободе. Правда, его спасение вместе со всей остальной «расширенной вселенной» недавно все равно выкинули из канона, переведя в разряд легенд, поэтому неизвестно, выживет ли все-таки Боба на Татуине, чтобы продолжить свои приключения.
Возможно, именно это мы и увидим в его фильме – спасение и дальнейшую жизнь. Возможно, это будет еще один приквел к оригинальной трилогии, застрявший где-то между 3 и 4 эпизодами, как и первый готовящийся спин-офф, «Антология Звездных Войн: Изгой».
Развитие персонажа
Сам Лукас, впрочем, тоже уделил Бобе немало времени в приквелах, показав его отношения с отцом и трагическую кончину последнего от фиолетового меча Винду на глазах у малыша-Фетта.
Затем, в мультсериале «Клонические войны» Боба появляется снова – он все еще ребенок, но уже начавший свой путь безжалостного наемника, одержимого идеей убить магистра Винду, что ему даже почти удается – дважды.
Расширенная же вселенная успела рассказать подробно и о его взрослении, и о работе на Джаббу, и о поручениях Вейдера, а также о жене, детях и внуках. Спустя 40 лет Боба даже успел повоевать на одной стороне со старыми приятелями – Ханом Соло и Люком – и потренировать дочь Соло и Леи.
После этого фанаты ожидали, что Боба появится в «Империя наносит ответный удар», что и произошло. Позже Лукас добавил Фетта постфактум во многие сцены оригинальной трилогии, включая первый фильм, где его пририсовали сбоку от Джаббы на Татуине.
Когда сюжет сиквела придумывается по принципу «что дальше, по логике, произойдет с этими героями после событий оригинала» зачастую выходит полная шляпа
Так или иначе, у Бобы было едва заметное присутствие в оригинальной трилогии, неплохая проработка характера в приквелах и мультсериале, и долгая жизнь в «расширенной вселенной» с огромным количеством приключений. Безусловно, материал для фильма есть откуда черпать. И все же, это не значит, что снимать фильм про Бобу – удачная идея.
Для того, чтобы понять это в полной мере, нам придется вспомнить о проблемах, возникающих при развитии любой удачной истории – будь то сиквелы, приквелы или спин-оффы.
Сиквелы: проблема повторения
Допустим, у нас есть абстрактное произведение, которое завоевывает огромный успех у публики, и та требует продолжения банкета. Первым логичным вариантом развития этого успеха станет сиквел.
Проблема любого развития кроется в самом оригинале. Чаще всего – это законченная история, которая уже сама по себе расставила и показала точки максимального напряжения, как в жизни основных персонажей, так и в общем сюжете, иногда даже в судьбе всего описываемого мира.
Важно понимать то, что оригинал всегда обладает преимуществом – он берет оптимальную структуру и наиболее интересных героев. Структура специально подбирается под раскрытие этих персонажей (какие сцены нужны им, чтобы показать самые важные черты своего характера, как их расставить, с какой скоростью двигать сюжет), а герои подбираются или подстраиваются под требования структуры (нам нужен кто-то, кто попадет в беду, кто-то, кто захочет спасать, кто-то, кто с ним будет спорить, кто-то, кто предаст и так далее). Этот оптимальный симбиоз повторить уже невозможно, так как выйдет слишком похоже на оригинал, а если начать что-то менять, идеальные пропорции и сочетания поедут.
Продолжение часто скатывается в одну из двух крайностей – либо, как я и написал, оно, в боязни упустить что-то из очарования оригинала, полностью повторяет структуру первой части (все части «Гарри Поттера» строились по одной и той же схеме, где Гарри страдал дома, потом в школе нечто лишало его доверия других детей и так далее), становясь бледной копией (тут Поттер – исключение, ибо повторяется аккуратно и талантливо, но «Люди в черном 2» и другие садятся в лужу), либо сиквел продолжает приключения героев в новом русле, забывая, что кайф первой части был не только в интересных персонажах, а еще и в структуре сюжета, с которой чаще всего в сиквеле начинаются большие проблемы.
Когда сюжет сиквела придумывается по принципу «что дальше, по логике, произойдет с этими героями после событий оригинала» зачастую выходит полная шляпа, так как несмотря на логичность развития истории, в ней уже не будет жизненно важных узловых моментов вроде «взросления героя», «знакомства главных персонажей», «представление злодея». Все уже было в первой части, карты раскрыты, играть уже известными дальше еще интересно, но магическое ощущение первооткрывателя пропадает, о чем я говорил еще в рецензии на «Эру Альтрона».
Сиквелы: проблема масштабирования
Вторая крайность, в которую уходят те, кто старается максимально далеко уйти от повторений – раздувание масштаба. Либо создателям приходиться увеличивать проблемы героев и эпичность битв, размер ставок, либо они будут ощущаться как шаг назад и не действовать на зрителя должным образом.
Даже оригинальным эпизодам «Звездных Войн» не удалось спастись от этого, несмотря на то, что это цельная трилогия, а не просто фильм и два сиквела. Большая часть сюжетных арок проходит через все три фильма: тайна Вейдера, становление Люка как джедая, убийство Палпатина и свержение его режима.
После того, как мы в первой части разрушаем Звезду Смерти, смотреть на то, как наши герои не могут справиться с Джаббой, каким-то несчастным вором в законе, очень странно.
Финальное сражение бок о бок с медвежатами-эвоками – тоже не слишком впечатляет после битвы при Хоте. В третьей части мы занимаемся чем? Разрушаем еще одну Звезду Смерти. В общем, оригинальная трилогия тоже пострадала и от повторений и от неравномерного роста эпичности, просто в ней было достаточно достоинств, чтобы все закрыли на это глаза.
Приквелы: проблема предопределенности
Основная проблема приквелов заключается в предопределенности. Мы уже знаем то, что произойдет в будущем, что лишает саспенса большинство напряженных сцен.
Мы знаем, что Энакин и Оби Ван выживут, потому что видели их в «Новой надежде», знаем, что Республика падет, а Палпатин добьется своего. Вот этот привкус обреченности и недостаток степеней свободы, нехватка неожиданности убивает часть удовольствия.
Безусловно, предопределенность и знания зрителя/читателя/игрока можно и нужно использовать на пользу произведения. Если бы мы не знали, что Энакин станет Дартом Вейдером, мы бы не стали с таким интересом следить за приключениями заносчивого сопляка, гниющего в рабстве космического еврея. Нам не было бы так интересно наблюдать за Йодой и еще зеленым Оби Ваном, мы не улыбались бы при упоминании Чубакки и появлении на экране того же Бобы Фетта.
В недавнем подкасте «Не занесли» я уже рассказывал о том, каким приятным открытием стали для меня мультсериалы по «Звездным войнам». Как «Клонические Войны», действие которых происходит между вторым и третьим эпизодами, так и «Повстанцы», облюбовавшие популярный промежуток между трилогиями, составляющий 20 лет.
«Клонические войны» в основном показывают нам приключения Энакина, еще глубже раскрывая его характер в отношениях с Падме, магистром Кеноби и собственным падаваном – Асокой Тано. И тут начинает раскрываться еще одна ловушка приквелов – обесценивание оригинала, высвечивание его минусов.
Смешно, но мультяшные Скайокер и Амидала обладают большей химией, чем их кинопрототипы
Приквелы показали Энакина в некой удачной пропорции: мы узнавали о его жизни на светлой стороне, видели зачатки тьмы в его гневе, мстительности, своенравии и привязанностях, затем переживали с ним трагедию потери жены и детей и следили за окончательным превращением в Дарта Вейдера. Трилогии более-менее аккуратно стыковались друг с другом.
Приквелы: проблема восприятия персонажей
В мультсериале же мы проводим с Энакином еще больше времени, привыкаем воспринимать его как героя, заботливого учителя для Асоки, верного друга для Кеноби, нежного мужа для Падме (смешно, но мультяшные Скайокер и Амидала обладают большей химией, чем их кинопрототипы), могущественного джедая и сильного лидера для клонов, которые чувствуют себя с ним в безопасности. Энакин показан взрослым и мудрым, выбирающим нестандартные пути, часто полагающимся на интуицию, которая чаще всего оказывается верной.
В свете всего этого вспоминать о его грядущей судьбе под черной маской становится попросту больно. И не потому, что в его переход на темную сторону не верится, а неизбежная смерть расстраивает. Нет, не верится в другое – что этот джедай, чьей главной отличительной чертой всегда было своенравие, станет безвольной марионеткой Палпатина, не пытающейся не то что сопротивляться – а даже делать все по-своему, как обычно. Развитие персонажа начинает создавать внутренний конфликт – Вейдер распадается, теряя убедительность и, как и «раскрытый» Боба Фетт, прелесть таинственности.
Более того, Энакин затмевает не только будущего себя, но и своего сына, который, при всех его преимуществах, куда менее интересен, чем его отец.
Люк хорош своей простотой – на его месте легко представить себя, простого деревенского парня, на которого свалилось предназначение, наследство, суперсилы, миссия спасти мир и приключения (только с красоткой его обломили). Но в плане интересных черт характера или личной истории Люку хвастаться нечем. Он прост и прекрасен как голубоглазое арийское полено, что было очень удачным решением для трилогии, но не слишком впечатляющим в контексте всей саги.
И так происходит со многими элементами: после драк на мечах и эпичных битв приквелов оригинальная трилогия смотрится уже не так впечатляюще (хотя, безусловно, все равно потрясно), после драк на мечах и масштабных боев в мультсериалах – таковые в приквелах выглядят бедно и неуклюже, как ни нелепо это звучит.
Отличия двух трилогий
Если присмотреться, то видна отчетливая разница между оригинальной и новой трилогией, и она не та же самая, что между дерьмом и радугой.
Первые фильмы отлично работали «в моменте», благодаря великолепной работе с архетипами и структурой, выверенной подаче и музыкально точному монтажу: чередование динамичных и спокойных сцен, серьезных диалогов и шуток, напряженных моментов и романтики можно считать эталонными для кинематографа.
Реализация приквелов поражает своей некомпетентностью, они как раз «в моменте» работают отвратительно
Но если смотреть на героев, то это рабочий набор архетипов, великолепно выполненных и переплетенных, но все же: молодой герой-избранный, покидающий скучный дом ради приключений, мудрый отшельник-учитель (две штуки), вор с золотым сердцем и принцесса (смелая и деятельная для разнообразия). Эти герои практически не развиваются за всю трилогию, кроме Люка, который учится и взрослеет, но это все равно не тот масштаб перемен, который мы увидим у героев новой трилогии.
Приквелы же представляют собой абсолютную противоположность классических эпизодов, они из рук вон плохр сняты: бедный киноязык, огромное количество сцен болтовни, снятой в две неподвижные камеры, как в дешевых сериалах, неработающие сцены, лежащие на восприятии зрителя мертвым грузом. Дети, которых добавили, чтобы маленьким зрителям было веселее. 300 платьев Амидалы, которые добавили, чтобы девочковым зрителям было веселее. Световые мечи, которых в фильме больше, чем ожогов на Вейдере, из-за чего вся харизма «редкого ритуального оружия» напрочь теряется. Клоны, которых не жалко и дройды, которых не боишься, ибо они ничего не могут сделать героям (этот минус, кстати, не смогли исправить и в мультсериале). И, наконец, Джа Джа Бинкс. Тупое ушастое чмо.
Даже знаменитый фантаский монтаж первого эпизода «Phantom Cut», попытавшийся вырезать из фильма все тупые шутки и по максимуму – тупого гунгана, не смог избавиться от него полностью, так как он вплелся в сюжет как баребух (не гуглите это слово, я сам жалею, что его знаю).
Некоторые моменты сценария вызывают просто священный трепет, и я даже не буду вспоминать хиты вроде «Я не люблю песок». Вдумайтесь в цепочку перепоручительства, связанного с убийством Амидалы.
Палпатин звонит Гривусу, Гривус поручает убийство Торговой Федерации, те нанимают Джанго Фетта, тот делегирует это наемнице-шейпшифтеру, которая запускает дройда, выпускающего сколопендр… в этот момент ждешь, что они просто боднут костяшку домино, которая запустит очередную связку этой нелепой машины Голдберга, которая в итоге уронит на Падме нарисованную наковальню.
Если же посмотреть на то, что новая трилогия делает для вселенной «Звездных войн», то приквелы открываются совсем с другой стороны
Иными словами, реализация приквелов поражает своей некомпетентностью, они как раз «в моменте» работают отвратительно. Герои представлены не впечатляюще, приключения не захватывают, опасность не пугает, ни за кого не переживаешь, разговоры о политике нагоняют сон, шутки вызывают ненависть. Привелы попросту не смотрятся как самостоятельные приключенческие фильмы.
Достоинства приквелов
А вот как сериалы… Если посмотреть на то, что новая трилогия делает для вселенной, они открываются совсем с другой стороны. Благодаря приквелам мы получаем шанс посмотреть на впечатляющие арки персонажей.
Оби Ван проходит путь от зеленого юнца с косичкой падавана, заглядывающего в рот своему учителю, к мудрому призраку. Мы видим его в роли учителя, затем партнера, а потом и убийцы Скайуокера. Пристыковываясь к образу отошедшего от мира отшельника из оригинальной трилогии, образ Кеноби становится одним из самых интересных во вселенной Звездных войн.
Так же углубляется и умножается образ Йоды, которого мы видим во главе Джедайского совета, в роли полководца, сражающегося в первых рядах и самостоятельного бьющегося с ситхами.
Приквелы достраивают истории многих персонажей, доделывая то, чем оригинальная трилогия практически не занималась – кропотливой работой над персонажами и вселенной. Да, политические дебаты скучны, но насколько больше благодаря сценам в Сенате мы узнали об этой вселенной.
Конечно, отдельного признания заслуживает работа людей, создававших мир новой трилогии: костюмеров, декораторов, дизайнеров, художников, создателей макетов и компьютерной графики, показавших нам эти миры, инопланетных существ и эти причудливые, но столь занятные технику и оружие.
Поиски компромисса
Так что же Disney стоило сделать со вселенной, чтобы максимально развить ее потенциал? Большая часть ходов студии была в абсолютно верном направлении – нужно было выползти из периода «до битвы при Явине» (до взрыва первой Звезды Смерти в «Новой надежде») и бесконечных приквелов, а значит снять эпизод 7, что они и сделали.
Нужно было навести порядок в лишенной творческого контроля «расширенной вселенной», что Disney решили грубо но эффективно – просто объявив «вне закона» все кроме фильмов и мультсериалов. Дальше логично было заполнить образовавшийся вакуум новыми материалами: книгами, сериалами, комиксами и фильмами, что они и намерены делать дальше.
Помимо сольного фильма Боба Фетта ожидаются еще ленты, посвященные Хану Соло и Йоде.
Но вот дойдя до спин-оффов в виде приквелов-ориджинов героев приходиться задуматься. Действительно ли это лучшее направление развития для кинораздела «Анталогия Звездных Войн»?
«Изгой» (Rogue One) был отличной идеей – новые герои-повстанцы, крадущие планы Звезды Смерти. Мы автоматически осознаем место этой истории в общей летописи событий, значимость этого момента, и нам действительно интересно заполнить этот пробел, ведь ранее никто не объяснял, как именно повстанцам удалось заполучить столь хорошо охраняемую информацию. Одна беда приквелов, правда, присутствует – мы знаем итог этой истории. Операция закончится успешно.
И все же, представление новых героев, свободных от оков предопределенности, верный ход – за них можно будет переживать, ведь нет гарантий, что до финала доберутся все в полном составе. Может, вообще никто не выживет, отправив файл на последнем издыхании, хоть это и маловероятно.
С ориджинами ситуация совсем иная. Помимо сольного фильма Боба Фетта ожидаются еще ленты, посвященные Хану Соло и Йоде.
Фанаты разделились: некоторые радуются этой идее, некоторые говорят о том, что видеть сопливого Хана Соло в годы мелкого воровства или молодого и горячего Йоду им не хочется – это может убавить харизму персонажа, а то и нарушить цельность образа внутренними конфликтами, как вышло с Бобой и Энакином.
Приквел о Йоде
В случае Йоды это может быть только приквел, так как он умирает в оригинальной трилогии. Ему, к счастью, на тот момент уже 900 лет, поэтому у создателей его фильма будет достаточно временных промежутков на выбор.
Мне было бы интересно заглянуть в далекое прошлое этого мира, поэтому я бы отмотал время назад к самой юности зеленого джедая, но не ради самой истории его взросления, а для того, чтобы показать Республику другой эпохи.
К сожалению, Республике 25 тысяч лет и к самому расцвету этого режима Йода нам перемотать не позволит – даже его долголетие не дотянется до этих времен.
Второй вариант – показать становление ордена Джедаев с помощью Йоды. То, как он стал его главой и как изменил его. С чем ему пришлось столкнуться – возможно, мы увидим его конкурента с абсолютно иным взглядом на роль светлой стороны Силы и ее представителей. Если его конкурент склонялся к тому, чтобы Джедая оставались в стороне от любой войны, то милитарист-Йода и его решение возглавить армию Республики в любом случае предстанет в новом свете.
Сольный фильм о Хане
Хан Соло, начинавший как сирота, бродяжничающий и промышляющий мелким воровством (еще один Аладдин вроде Азры из «Повстанцев»), может позволить нам взглянуть на другую сторону этого мира – бедные кварталы, преступный мир, страдания обычных людей. Никаких эпичных битв и геройства, но несколько личных трагедий и историй преодоления вполне понятных бед: голода, безденежья, отсутствия крыши над головой и близких людей, способных помочь.
Еще один вариант – сделать из этого лихой фильм-ограбление, показать как Хан летает на ведре, затем выигрывает Сокол и проворачивает крупное дело, обкрадывая Имперцев. Все это звучит до боли вторично, как смесь «Изгоя» и «Индианы Джонса», но все же может сработать на чистом фане.
Третий сюжет – оставить в Хана Соло все того же Форда и придумать «приключение на старости лет» для нашего любимого контрабандиста и его вуки. Да, «Индиана Джонс 4» вышел довольно паршивым, но проблемой там был больше сценарий, чем сам тот факт, что старый Индиана уже теряет свое обаяние. Соло в этом плане проще – от него не требуется махать кнутом, убегать от булыжников и драться на кулаках, ему достаточно вести Сокол, шутить и палить из бластера, пригнувшись. Это Форд еще в состоянии делать лет десять, дай бог.
Update: Абрамс, похоже, прочитал сегодня эту статью и поторопился заверить, что полагаться на фансервис и аллюзии не собирается.
Опасность сольных фильмов, завязанных на любимых героев в том, что создатели заиграются в фан-сервис, как некогда Лукас. Вы любите световые мечи – держите, пачками, в каждом кадре, к месту и нет. Хотите Бобу Фетта – держите целую линию о его детстве. И так далее. Нельзя сказать, что эти «ответы на молитвы фанатов» в итоге сделали фильм лучше.
Если Disney попытается вытащить сольники, цепляясь только за известное и любимое фанатами, бросая на экран каноничные костюмы и корабли, писки астродройдов, музыкальные темы, «Чуи, мы дома» вот это все, то фильма может и не получиться.
Но если они догадаются использовать знакомых персонажей лишь как свадебных генералов, топор для каши, которой на самом деле нужен там только для инициации процесса, а не для самого рецепта – может выйти очень интересно.
Если сольник Йоды это просто фильм о другой эпохе, использующий знакомого героя как якорь для ориентации зрителя, если фильм Соло не будет циклиться на нем и поможет представить новых героев, которые потом могут быть задействованы в других частях новой «расширенной вселенной», если байопик Бобы Фетта позволит посмотреть на знакомый мир с другой стороны (наемников, мандалорцев, имперцев – кого угодно, чью точку зрения мы ранее не рассматривали подробно) – «Антология» станет прекрасным инструментом для раскрытия потенциала этого великолепного мира.