22 сентября 2020
Обновлено 22.09.2020

В пролете над гнездом кукушки. Рецензия на первый и крайне неудачный сезон «Сестры Рэтчед»

18 сентября на Netflix вышел первый сезон триллера «Сестра Рэтчед» (Ratched), в котором Райан Мерфи и Эван Романский попытались представить предысторию той самой медсестры из книги Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименной экранизации режиссера Милоша Формана. Перспективный на уровне идеи проект удачным не получился, а все потому, что не выполнил главной своей задачи. Восемь эпизодов за плечами, а зритель все еще не понимает, кто же она такая — сестра Рэтчед.
18 сентября на Netflix вышел первый сезон триллера «Сестра Рэтчед» (Ratched), в котором Райан Мерфи и Эван Романский попытались представить предысторию той самой медсестры из книги Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименной экранизации режиссера Милоша Формана. Перспективный на уровне идеи проект удачным не получился, а все потому, что не выполнил главной своей задачи. Восемь эпизодов за плечами, а зритель все еще не понимает, кто же она такая — сестра Рэтчед.

1947 год. Штат Калифорния потрясен громким делом о невообразимом в своей жестокости убийстве четырех священников. Виновного в преступлении мужчину вот-вот должны привезти в психиатрическую больницу недалеко от крохотного поселения под названием Люсия.

В это же время в местном мотеле селится Милдред Рэтчед. Амбициозная дама с военным прошлым всеми правдами и неправдами (в основном неправдами) добивается места медсестры в психбольнице. Вскоре становится ясно, что Милдред оказалась в Люсии не случайно: убийца священников приходится ей братом, и женщина пойдет на все, чтобы его признали невменяемым и избавили от перспективы смертной казни.

Проекты Райана Мерфи неизменно выходят стильными и местами шокирующими. Создатель «Американской истории ужасов» умеет преподнести отвратительные и пугающие сцены с лоском и нарочитой красочностью.

В плане стиля и красочности «Сестра Рэтчед» не стала исключением. Атмосфера середины века выдержана, цвета такие ядреные, что после пары серий кажется, будто в глаза насыпали конфетти. Похоже, окружив себя командой перфекционистов, Мерфи не допускает ни одной складочки на костюмах главных героинь, ни одного выпавшего из прически волоска.

Но как и многие творения природы с ярким окрасом, «Сестра Рэтчед» пользы не приносит никакой. Потому что цвет цветом, но о сценарии все же забывать не стоило.

В пролете над гнездом кукушки. Рецензия на первый и крайне неудачный сезон «Сестры Рэтчед» - фото 1

Главная претензия к сериалу — хроническая непоследовательность в раскрытии центрального персонажа. Поступки Милдред от серии к серии становятся более необъяснимыми, образ скачет от бессердечной манипуляторши до сопереживающей и способной на глубокое чувство романтической барышни.

Примечательно, что эта перемена в Рэтчед происходит молниеносно: то она с упоением наблюдает за лоботомией, то жалеет двух женщин и спасает их от бесчеловечной процедуры. Еще вчера Милдред с презрением сообщала пациентке, что та больна «лесбиянством», а сегодня сама с головой бросается в отношения с помощницей местного губернатора.

Назвать характер главной героини смазанным или не проработанным до конца нельзя, ведь характера у нее в принципе нет. Милдред изображают такой, какой она нужна в конкретный момент повествования. Создается ощущение, что сценаристы то ли не совещались во время работы, то ли выходили писать по сменам.

Пришел один — Рэтчед злая, пришел другой — добрая. Как письмо Дяди Федора родителям, к которому приложились и кот, и пес. Начинается все хорошо, а к последней серии от дисгармонии Милдред у зрителя на нервной почве вполне может ломить лапы, а то и отвалиться хвост.

В пролете над гнездом кукушки. Рецензия на первый и крайне неудачный сезон «Сестры Рэтчед» - фото 2

На этом фоне проникаешься глубоким сочувствием к исполнительнице главной роли Саре Полсон. Словно следуя призыву «пятилетку за три года», она вертится в центре сюжета как юла, только успевая прикрывать своим талантом огрехи авторов.

И с такой занятостью умудряется выдавать один восхитительный перфоманс за другим. Она достоверно хладнокровна и столь же достоверно душевна. Полсон вкладывает в свою героиню максимум, но это, к сожалению, труд напрасный. Даже очень хорошая актриса не сможет рассказать историю, которую попросту не написали.

В пролете над гнездом кукушки. Рецензия на первый и крайне неудачный сезон «Сестры Рэтчед» - фото 3

Со второстепенными персонажами все тоже плачевно. Запланированные как веселая компания психов разного сорта, изначально они выглядят многообещающими. Здесь и невротичный главврач, и малоприятная старшая медсестра с несчастной любовью, и пациентка с излюбленной кинематографистами множественной личностью, и эксцентричная миллионерша с обезьянкой на плече.

Их истории вроде как должны обрамлять и дополнять линию Милдред, но они слишком быстро заканчиваются или не раскрывают даже частично заложенный в них потенциал.

Есть и удачи, например отвратительный во всех отношениях губернатор и его помощница, которую сыграла Синтия Никсон. Они стали единичными случаями, когда сценаристам удалось создать объемных персонажей, способных вызвать негодование или симпатию. Остальные же выглядят набросками, которые еще не успев приобрести четкость, отправляются в утиль.

В пролете над гнездом кукушки. Рецензия на первый и крайне неудачный сезон «Сестры Рэтчед» - фото 4

В сериале несколько симпатичных художественных приемов и даже парочка разбросанных по хронометражу «мясных» сцен, но без характеров и общей цельности сюжета они ситуацию не спасают.

В итоге «Сестра Рэтчед» выглядит как здание с красивым фасадом, но разрушающимся фундаментом. И целесообразность появления шоу вызывает вопросы, ведь к концу сезона Милдред оказалась еще дальше от образа медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки», чем была в первых сериях.

Остается только надеяться, что во втором сезоне характер героини исправят или вовсе перезапустят. Если все пойдет как сейчас, то в истории о становлении монстра собственно становления монстра мы так и не дождемся.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Филипп Загрядский
Филипп Загрядский
Проблемы примерно как у Ганнибала - 90% бюджета и сценария вбухано в визуальный сюр и прочий психологизм, а детектива с гулькин нос. Вангую что и этот сериал не проживет дольше пары сезонов.
Павел Леонидович
Павел Леонидович
Это АХС на очень сильных минималках. Мерфи уже исписался.
Artur  Mouradian
Artur Mouradian
Ну не знаю. Общий посыл рецензии понятен, но почему Милдред должна деградировать в монстра? Она ворвалась, как торпеда спасать брата, проехалась катком по людям и что ей надо было сукой оставаться до конца 2-го сезона? Это медсестра прошедшая войну, где из жалости эвтаназией в том числе занималась. Как раз в жизни люди с такой судьбой вот такими качелями и бывают.