В пролете над гнездом кукушки. Рецензия на первый и крайне неудачный сезон «Сестры Рэтчед»
1947 год. Штат Калифорния потрясен громким делом о невообразимом в своей жестокости убийстве четырех священников. Виновного в преступлении мужчину вот-вот должны привезти в психиатрическую больницу недалеко от крохотного поселения под названием Люсия.
В это же время в местном мотеле селится Милдред Рэтчед. Амбициозная дама с военным прошлым всеми правдами и неправдами (в основном неправдами) добивается места медсестры в психбольнице. Вскоре становится ясно, что Милдред оказалась в Люсии не случайно: убийца священников приходится ей братом, и женщина пойдет на все, чтобы его признали невменяемым и избавили от перспективы смертной казни.
Проекты Райана Мерфи неизменно выходят стильными и местами шокирующими. Создатель «Американской истории ужасов» умеет преподнести отвратительные и пугающие сцены с лоском и нарочитой красочностью.
В плане стиля и красочности «Сестра Рэтчед» не стала исключением. Атмосфера середины века выдержана, цвета такие ядреные, что после пары серий кажется, будто в глаза насыпали конфетти. Похоже, окружив себя командой перфекционистов, Мерфи не допускает ни одной складочки на костюмах главных героинь, ни одного выпавшего из прически волоска.
Но как и многие творения природы с ярким окрасом, «Сестра Рэтчед» пользы не приносит никакой. Потому что цвет цветом, но о сценарии все же забывать не стоило.
Главная претензия к сериалу — хроническая непоследовательность в раскрытии центрального персонажа. Поступки Милдред от серии к серии становятся более необъяснимыми, образ скачет от бессердечной манипуляторши до сопереживающей и способной на глубокое чувство романтической барышни.
Примечательно, что эта перемена в Рэтчед происходит молниеносно: то она с упоением наблюдает за лоботомией, то жалеет двух женщин и спасает их от бесчеловечной процедуры. Еще вчера Милдред с презрением сообщала пациентке, что та больна «лесбиянством», а сегодня сама с головой бросается в отношения с помощницей местного губернатора.
Назвать характер главной героини смазанным или не проработанным до конца нельзя, ведь характера у нее в принципе нет. Милдред изображают такой, какой она нужна в конкретный момент повествования. Создается ощущение, что сценаристы то ли не совещались во время работы, то ли выходили писать по сменам.
Пришел один — Рэтчед злая, пришел другой — добрая. Как письмо Дяди Федора родителям, к которому приложились и кот, и пес. Начинается все хорошо, а к последней серии от дисгармонии Милдред у зрителя на нервной почве вполне может ломить лапы, а то и отвалиться хвост.
На этом фоне проникаешься глубоким сочувствием к исполнительнице главной роли Саре Полсон. Словно следуя призыву «пятилетку за три года», она вертится в центре сюжета как юла, только успевая прикрывать своим талантом огрехи авторов.
И с такой занятостью умудряется выдавать один восхитительный перфоманс за другим. Она достоверно хладнокровна и столь же достоверно душевна. Полсон вкладывает в свою героиню максимум, но это, к сожалению, труд напрасный. Даже очень хорошая актриса не сможет рассказать историю, которую попросту не написали.
Со второстепенными персонажами все тоже плачевно. Запланированные как веселая компания психов разного сорта, изначально они выглядят многообещающими. Здесь и невротичный главврач, и малоприятная старшая медсестра с несчастной любовью, и пациентка с излюбленной кинематографистами множественной личностью, и эксцентричная миллионерша с обезьянкой на плече.
Их истории вроде как должны обрамлять и дополнять линию Милдред, но они слишком быстро заканчиваются или не раскрывают даже частично заложенный в них потенциал.
Есть и удачи, например отвратительный во всех отношениях губернатор и его помощница, которую сыграла Синтия Никсон. Они стали единичными случаями, когда сценаристам удалось создать объемных персонажей, способных вызвать негодование или симпатию. Остальные же выглядят набросками, которые еще не успев приобрести четкость, отправляются в утиль.
В сериале несколько симпатичных художественных приемов и даже парочка разбросанных по хронометражу «мясных» сцен, но без характеров и общей цельности сюжета они ситуацию не спасают.
В итоге «Сестра Рэтчед» выглядит как здание с красивым фасадом, но разрушающимся фундаментом. И целесообразность появления шоу вызывает вопросы, ведь к концу сезона Милдред оказалась еще дальше от образа медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки», чем была в первых сериях.
Остается только надеяться, что во втором сезоне характер героини исправят или вовсе перезапустят. Если все пойдет как сейчас, то в истории о становлении монстра собственно становления монстра мы так и не дождемся.