Впечатления от сериала ТНТ «Территория». Интригующая чертовщина
12 сентября стартовал новый проект сериал «Территория» от ТНТ. Действие сериала проходит примерно в наше время, но, как говорится, за МКАДом — в районе реально существующего города Пермского края Кудымкара.
Пейзажи и операторская работа не такие красивые, как в недавней «Игре на выживание», но русскую душу виды ветшалых деревень все равно затрагивают. Место действия — это какая-то невероятная глубинка, где один автобус и один участковый на 300 километров. И у того даже машины нет, не то что компьютера. Но именно в такой глуши в наши дни и может водиться то, что показано в «Территории»: шаманы, ведьмы и пермяки.
Местные верят во всякую мистику и язычество, говорят на коми-пермяцком языке. Если верить комментаторам и гуглу, такой язык действительно существует, но в сериале говорят на нем неправильно: не окают и акцент не тот.
Главного героя, Егора Чудинова, играет Глеб Калюжный, известный по множеству сериалов — от «14+» до «Водоворота». Правда, актерская игра Глеба — это одно выражение лица на всю карьеру (см. выше). Но, пожалуй, впервые в жизни это выражение идеально подходит под героя — ведь он не думает ни о чем, кроме поисков пропавших родителей. В этих поисках Егору помогает его дядя Коля (Андрей Мерзликин), городской патологоанатом, и две студентки, собирающие местный фольклор, Надя (Анастасия Чистякова) и Таня (Ксения Отинова).
Роль безуспешного скептика к происходящему, естественно, играет человек науки — патологоанатом Мерзликина. Второе место по скептицизму забирает Татьяна, в которую по ходу сюжета вселяется Икотка. Что это за чудо такое, за неделю прогуглили более 11,5 тысяч раз по данным Wordstat. Это дети ведьм, которых поселяют внутрь человека, чьей кровью они и будут питаться. Помимо этого, Икотка начинает портить носителя, контролировать его жизнь, а также предсказывать будущее и находить людей. Изгнать ее можно, но сложно, и об этом в сериале тоже говорится.
Надя верит во все мифы, молится за подругу Таню и выступает единственной в этой четверке, разбирающейся в пермском фольклоре.
Сериал Игоря Твердохлебова, не снявшего ничего особенного кроме «Мажора 3», основан на конфликте современности и язычества: городские с рациональностью и наукой против местных с поверьями, обычаями и, иногда, религиозным фанатизмом. Несмотря на желание «Территории» быть поближе к действительности нашего мира, он скорее мистический, а не реалистичный. Из-за этого развязку сериала сложно предугадать, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что все это не закрутится в историю с вирусом и зомби.
Много вопросов до сих пор не раскрыто до конца: какова истинная история история шрама Егора? Поверит ли его дядя в существование мифического, что же будет с Таней, в которую вселилась икотка, и выйдет ли замуж на медвежьего шамана Надежда?
В целом в вышедших сериях творится настоящая отечественная чертовщина — в самом лучшем смысле этого слова. Хоть русский фольклор давно никого не может напугать, он вызывает интерес. Страна у нас огромная и с давней историей, уходящей в язычество, так что фольклора для наших сериалов запасено не меньше, чем рассказов Стивена Кинга для американских. И подход у «Территории» к экранизации правильный — ближе к «Твин Пиксу», чем к очередной попытке в русские «Секретные материалы».
По первой половине сезона можно выделить явные плюсы «Территории». За счет небольшого разнообразия в российских фильмах жанра фолк-хоррор смотреть сериал интересно, это вполне перевешивает минусы вроде не самой лучшей актерской игры и неспешно раскручивающегося сюжета про поиски родителей.
Если у вас вызывают любопытство вполне правдоподобные описания пермской фольклористики то сериал можно посоветовать к просмотру.