Впечатления от трёх серий «Андора»: маленький человек в большой Империи, которая обязательно падёт

Читай нас
Обложка: фрагмент постера сериала «Андор»
Обложка: фрагмент постера сериала «Андор»

На Disney+ с 21 сентября выходит «Андор» (Andor), сериал о персонаже «Изгоя-один: Звёздные войны. Истории». Судьба Кассиана Андора в исполнении Диего Луны известна заранее всем, кто смотрел фильм. Редактор «Канобу» Мари Григорян описала свои впечатления от первых трёх эпизодов и объяснила, почему предопределенность не мешает сериалу быть одним из самых самобытных произведений на основе «Звёздных войн».

О чем сериал «Андор» (Andor)

Действие шоу-приквела начинается за пять лет до событий «Изгоя-один». Кассиан Андор (Диего Луна) живёт на пустынной планете Феррикс, где почти все работают на свалке и одновременно промышляют нелегальной торговлей. У руля на тот момент по-прежнему Галактическая империя, но на отдельных планетах – например, на Морлане-один – за порядком следят корпорации.

После «визита» на Морлану-один Андор вызывает негодование местной корпорации, из-за чего его начинает преследовать местная служба безопасности – Preox-Morlana. Во главе отряда стоит помощник инспектора Сирил Карн (Кайл Соллер), который одержим идеей поймать нарушителя и выслужиться перед начальством.

Гонятся за Андором не просто так: он не только убил двух охранников, но и вывез важный артефакт. Его подруга и коллега по контрабанде Бикс (Адриа Архона) вызывает на Феррикс загадочного покупателя, готового отвалить за товар огромную сумму. Но в жестоком мире Андора никому нельзя доверять на сто процентов – а люди могут быть совсем не теми, кем кажутся.

Плюсы

Действительно оригинальная история

Впечатления от трёх серий «Андора»: маленький человек в большой Империи, которая обязательно падёт - фото 1

При просмотре «Андора» примерно на половине первого эпизода (или хотя бы к концу) зрителей может нагнать ощущение, что они ничего не понимают. И если поначалу это чувство кажется странным, пугаться не стоит: это ощущения от интересных и оригинальных шоу, которые не паразитируют на вселенной, а развивают её.

Перед новым сериалом Disney+ даже не придётся смотреть «Изгоя-один»: достаточно в общих чертах понимать, что Галактическая империя – жёсткая диктатура, планеты стремительно беднеют, а подданные становятся всё более отчаянными и озлобленными.

Феррикс выглядит как провинциальный город, Морлана-один – как огромный бизнес-центр, только все они расположены на разных маленьких планетах. А начало истории Андора – это сюжет про одного конкретного человека, который изначально не готов прогибаться под систему. Даже если сопротивляется он якобы в мелочных, эгоистичных целях: зарабатывать не только на еду, уехать из разрухи и лишний раз обвести вокруг пальца ненавистные ему институты.

Не будучи приложением к «Мандалорцу» или трилогиям Джорджа Лукаса, «Андор» не становится и пустой агиткой тоже. Например, в нём есть классовое неравенство, особенно в моменты противопоставления Морланы и Феррикса – но нет преувеличенных страданий низших классов. Все сделано очень тонко, трезво и адекватно, и на три серии почти не пришлось пафосных монологов о тяжёлой судьбе. Возможно, они появятся дальше, по мере развития сюжета и знакомства Андора с Альянсом.

Отдельно интересны и враги из первых трёх эпизодов – не штурмовики и ситхи, а самые обычные охранники. Карн запоминается не только своим лизоблюдством и желанием присутствовать. Он с самого начала показан как трус, пусть и очень преданный своему делу: именно из-за трусости и осознания своей слабости он ожесточается, как только получает серьёзное задание (и чуточку власти).

Живой, как никогда, мир «Звёздных войн»

Впечатления от трёх серий «Андора»: маленький человек в большой Империи, которая обязательно падёт - фото 2

Если не брать «Мандалорца», новые шоу по «Звёздным войнам» бывают максимально скупы на локации: в обзоре «Книги Бобы Фетта» уже ставилась проблема скучного и пустоватого Татуина. Не сильно исправились и авторы «Оби-Вана Кеноби», где планеты и города выглядели картонными – хотя основной проблемой шоу стало не это.

На контрасте с другими вышедшими сериалами «Андор» кажется удивительно живым. В нём есть старички, ворчащие на транспорт и задранные цены; постоянно ломающаяся, древняя техника и заклинивающие роботы; недовольные, уставшие рабочие, которые перешучиваются и переругиваются с узнаваемыми, человеческими нотками.

Кассиан Андор выживает не в картонных декорациях, будто бы списанных с апокалиптического «Бегущего по лезвию». Наоборот, зрителя постоянно погружают в нужную среду и атмосферу – топят в интимном полусумраке борделя на Морлане-один, «провозят» за стареньким очаровательным B-2EMO, показывая городскую суету глазами маленького дроида.

Интересная задумка с флэшбэками

Впечатления от трёх серий «Андора»: маленький человек в большой Империи, которая обязательно падёт - фото 3

Часть хронометража «Андора» уходит на очень размеренную второстепенную линию – флэшбэки к детству Кассиана. Герой рос на планете Келари, покрытой лесами и, по-видимому, обитаемой только местными племенами. Но об этом можно лишь догадываться.

Авторы показывют маленького Андора в окружении юных соплеменников, но не дают никакой конкретной экспозиции. Более того: все жители Келари говорят на родном языке – не на английском. Субтитров во флэшбэках тоже нет.

Удивительно, что это совсем не мешает пониманию происходящего. Основной сюжетный поворот становится ясным уже на втором эпизоде, а разговоры между Кассианом и другими детьми понятны интуитивно. Пока не ясно только, почему на Келари будто бы нет никаких взрослых, но именно эти мелкие загадки заставляют смотреть на детство героя с интересом.

Минусы

Долгая раскачка и отсутствие атмосферы триллера

Впечатления от трёх серий «Андора»: маленький человек в большой Империи, которая обязательно падёт - фото 4

Единственный реальный минус сериала «Андор» – его темп. «Звёздные войны» в целом некогда не претендовали на непрерывный экшен, но тут сценаристы полностью перешли в стелс-режим.

Основные динамичные сцены приходятся только на третий эпизод, а до этого тянется очень медленная – пусть и интересная – экспозиция-знакомство с Кассианом и другими действующими лицами. Зрителям придётся запастись терпением, иначе основной отправной точки сюжета и довольно крутых перестрелок после него можно и не дождаться. Остаётся только уговаривать аудиторию «остаться» разными забавными заявлениями вроде того, что «Андор» наконец привнёс во вселенную «Звёздных войн» секс — и нет, речь не только о Диего Луне.

Стоит ли смотреть дальше: как один из самых интересных экспериментов со времен «Изгоя-1»

Впечатления от трёх серий «Андора»: маленький человек в большой Империи, которая обязательно падёт - фото 5

«Андора» тяжело рекламировать людям, которые не сильно заинтересованы в лоре «Звёздных войн»: так ли интересно формирование Повстанческого альянса, если мы заранее знаем, что он победил, а Империя пала? Что вообще шпионский триллер забыл в мире преувеличенно старомодных размышлений о доблести и чести, ламповых сражений и цветных мечей, смешных дроидов и семейных подрядов? Это вполне справедливые вопросы, особенно потому, что за три эпизода в сериале набралось не так много сюжета.

Но стоит учитывать, что обычные сериалы, не завязанные на крупнейших франшизах в мире — это игра вдолгую. «Андор» действительно не прячется за очаровательными маскотами, не давит на ностальгические чувства за счёт фансервиса: он вообще больше похож на отстранённую sci-fi историю больше, чем на «Звёздные войны». Именно поэтому его хочется советовать больше, чем любой другой сериал Disney+ — это попытка действительно отойти от наследия саги Скайуокеров, даже если фактически приключения Андора будут приквелом к эпизодам I-III.

Читай нас