Впечатления от «Конца света»: Князь тьмы шагает по Москве с шутками про ликвидацию «Санлайта»
На «Кинопоиске» вышли первые два эпизода «Конца света» – сериала, сюжет которого очевиден из названия. Сатана в исполнении Юрия Колокольникова приходит в современную Москву, чтобы устроить апокалипсис, но всё идёт не по плану. Редактор «Канобу» Мари Григорян придирчиво отсмотрела две серии и рассказывает, как смотрится сериал на фоне своих зарубежных «близнецов» – от «Благих знамений» до «Догмы».
О чем сериал «Конец света»
Жизнь Демьяна (Семён Трескунов) не идеальна. Сосуществование в одной квартире с мамой Марией (Ксения Кутепова), бабушкой и сестрой в конце концов доводит его невесту Галю до отчаяния. Работу кассиром тоже сложно назвать пределом мечтаний, но Демьян не жалуется и даже крестится в церкви, чтобы отблагодарить бога.
В тот же день к мужчине вдруг является Сатана (Юрий Колокольников). Он сообщает, что Демьян – антихрист, которому пора наконец запустить апокалипсис. Но сын почему-то не торопится открывать семь печатей и отказывает Сатане – а заставить его силой никак нельзя.
Так начинаются долгие приключения Дьявола в современной Москве. Пока Демьян не согласится ему помогать, Сатана забирает все имущество бандита Белова (Даниил Воробьёв), вызвает на службу демона-тиктокера Азика (Владимир Канухин), воссоединяется со своей невестой Нелли (Ксения Рапопорт)… А воцариться так просто ему помешают не только воины света, но и Света – сотрудница полиции, которая берётся расследовать очень странные дела в столице.
Плюсы
Шутки на грани гениальности и кринжа
Своей первой же сценой «Конец света» вселяет очень странное чувство: смеяться над многочисленными актуальными шутками в нём вроде бы стыдно, но очень хочется. Поводы сценаристы перебирали самые разные, некоторые вполне безобидные. Сатана регулярно шутит dad jokes, которые на русский лучше всего адаптировать как «батины шутки»; среди связанных с ним гэгов проскакивают и искренне смешные, вроде сцены с белым пальто. Еще сценаристы удивительно адекватно интегрировали в свою историю TikTok. Вышло не так хорошо, как в сериале «Капельник», но неуместный танец Азазелло в квартире у Демьяна знаком любому, кто хоть раз залипал в тренды в приложении.
Местами шутки излишне разжевываются: зритель вполне может уловить, какой именно «Петя» должен стоять на фейс-контроле у врат Рая. Мы ведь знаем тематику сериала!
Но с некоторыми отсылками к современной России авторы как будто решили быть особенно эпатажными – как минимум, если знать их контекст. Первый эпизод открывается шуткой о похоронном бизнесе и неком журналисте, который проводит расследование; чтобы заткнуть репортера, ему предлагают подбросить наркотики. Местный стереотипный русский бандит Белов (отличный сам по себе) возражает, что «наркотики журналистам уже три года не подбрасывают».
Подсказывать кому-либо, как относиться к юмору, не хочется – он субъективен. Если зрители привыкли к тому, что реальность вокруг них и так похожа на сюрреалистический балаган, злободневные шутки о политике даже покажутся смелыми.
Фактурные герои
Не то чтобы у кого-либо были сомнения после роли Аида в «Петровых в гриппе», но из Юрия Колокольникова получается идеальный злодей. Сравнивать его с персонажами из зарубежных шоу не хочется, но если нужно – харизматичный и саркастичный Сатана не уступает даже своему коллеге из сериала «Люцифер» (Lucifer). Колокольников играет смешно, ярко и так эффектно, что крадёт внимание в каждой сцене. Да, в его исполнении даже худшие шутки звучат отлично!
Пара вопросов к игре актёров в «Конце света» есть, но слабые сцены всегда вытягивает кто-нибудь запоминающийся. Это и уже упомянутый Белов в исполнении Воробьева, и невероятно фактурный, изрядно уставший старший ангел (здесь ангелов разделили на Ветхого и Нового, как заветы) – Николай Шрайбер, которого часто можно встретить во второстепенных ролях на ТВ.
Нельзя не упомянуть камео «Дукалиса» – Сергей Селин играет ворчливого начальника Светы, который не разделяет её тягу к борьбе со злом. Есть в его появлении на экране что-то обнадеживающее и родное, даже если вы не чувствуете особой любви к отечественным детективам нулевых.
Искренние моменты среди фарса
По большей части, этот пункт относится ко второму эпизоду; ближе к финалу авторы параллельно показывают две печальные сцены, которым многие будут близки. Например, в «Конце света» внезапно есть тема школьного буллинга, раскрытая через сестру Демьяна – поверхностно и очень мельком, но видеть её где-то вне подростковых медиа всё равно приятно.
На разговоре с бабушкой у зрителей вообще может защипать в глазах, особенно у тех, кто сталкивался с подобной темой. И в этом «Конец света» будто научился лучшему, что умеют делать в хороших российских сериалах: вывести абсурдный юмор во что-то неожиданно серьёзное.
Минусы
Неровный CG
Нехваткой качества и бюджета в той или иной степени страдают все сериалы (да и кино тоже), даже производства Disney – об этом «Канобу» беседовал отдельно со специалистом по VFX. Создатели «Конца света» выкручивались, как могли: с эпизодическим персонажем Маркони, которому буквально засунули голову в задницу, явно помогли костюмеры, а часть трансформаций нечисти все-таки проиходит за кадром.
Грим, дизайн героев, декорации – российские сериалы давно стали выглядеть вполне себе на уровне того, что выпускают крупные зарубежные стриминги. Но там, где нужна хорошая компьютерная графика, отставание всё-таки чувствуется. Хотя плохим CGI иногда грешит и Netflix.
Очередная «женщина в холодильнике»
Единственное, что по-крупному напрягает в сериале от сценариста «Горько!» Дмитрия Нелидова и автора «Выпускного» Александра Незлобина – легкий флёр мизогинии, от которой отечественные сериалы пока не избавились. Надо признать, что его в «Конце света» гораздо меньше. Но все женские персонажи, за исключением Светы, здесь мотивированы примерно одним и тем же; во втором эпизоде Мария и Нелли вообще устраивают настоящую драку за Сатану, как бы странно это ни звучало.
Хуже всего с образом Гали – всепрощающей идеальной девушки, эдакого ангела, который в конце первой серии… Становится просто сюжетным движком, который подталкивает Демьяна ближе к его отцу и тёмным делам.
Убийство возлюбленной главного героя, из-за которого он будет бесконечно страдать и совершать все необходимые по сюжету действия – давно известный троп. У него даже есть название – «женщина в холодильнике», или «фриджинг» (опять же, от слова «холодильник»).
Объяснять этот парадокс какой-то особой ненавистью к героине или к женщинам в целом было бы преувеличением – обычно это просто лёгкий сюжетный ход, который вроде бы разом объясняет все эмоции персонажа. Можно даже сказать, ленивый ход. Остаётся надеяться, что в следующих эпизодах он оригинально обыгран – а учитывая концецию и действительно неплохой юмор, это возможно.
Смотреть ли дальше: ради отличной задумки и злободневных шуток
Можно ли сказать, что «Конец света» — отечественные «Благие знамения» (Good Omens)? Это сравнение кажется излишним: да, в сериале есть много явных заимствований из творчества Пратчетта и Геймана, а заодно из «Догмы», «Чудотворцев» и других размышлений на ту же тему. Но адаптация в российские реалии все равно получилась достаточно добротной, чтобы перестать постоянно сопоставлять «нашу кринжовую» версию с «их эталонной».
Авторы вложились в шоу достаточно, чтобы посадить дьяволицу собирать души в пенсионном фонде, раздавать листовки о конце света на Патриарших или даже просто селить антихриста в тесной «бабушкиной» двушке – и поэтому смотреть этот библейский фарс интересно и смешно.
Двух эпизодов из восьми, впрочем, для каких-то прогнозов мало: сериал за оставшиеся эпизоды может как скатиться, так и стать значительно лучше. Остается только надеяться, что второе случится раньше, чем «Конец света» попытаются судить за оскорбление чувств верующих (и олигархов).