Впечатления от «Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: чем аниме-сериал уступает великим предшественникам
Кто снял сериал
В теории «Бегущий по лезвию: Чёрный лотос» (Blade Runner: Black Lotus) выглядит как коллаборация мечты: креативный продюсер Синъитиро Ватанабэ – живой классик японской анимации, автор «Ковбоя Бибопа», «Самурая Чамплу» и короткометражки «Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022»; у режиссёров сериала Кэндзи Камияма (два сериала во вселенной «Призрака в доспехах» и «Восточный эдем») и Синдзи Арамаки (режиссёр культового киберпанк-аниме «Яблочное зёрнышко» и научно-фантастической полнометражки «Космический пират Харлока») большой опыт работы с киберпанком.
На практике Арамаки-Камияма работали вместе над анимационным сериалом «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2045» для Netflix, и результат получился плачевным — его разгромили как зрители, так и критики… Теперь режиссёры решили попробовать себя в мире Blade Runner, главной киберпанк-вселенной всех времён. Сериал получился не такой провальный, как «Синдром одиночки 2045» — но проблем у него масса, и внимания он заслуживает с большими оговорками.
Сюжет
В 2022 году репликанты уничтожили все цифровые базы данных в мире, после чего корпорация Tyrell обанкротилась, а производство андроидов объявили незаконным (эти события были показаны в аниме «Бегущий по лезвию: Блэкаут»). Лишь десять лет спустя компания Wallace добивается права выпускать репликантов, и в том же году стартует сюжет «Чёрного лотоса».
Девушка по имени Эль (в английском дубляже её сыграла Джессика Хенквик, она же Нимерия Сэнд из «Игры престолов» и Коллин Винг из сериалов Marvel Television) просыпается в залитом неоном Лос-Анджелесе, практически полностью потеряв память. В её сознании мелькают флэшбеки: что-то жестокое произошло в пустыне за городом, но что — неясно. На плече — татуировка с изображением цветка чёрного лотоса, а в кармане — устройство с зашифрованными данными, в содержимом которого героиня надеется найти ответы на мучающие её вопросы.
В переулке Эль подкарауливают грабители. Они намерены отобрать девайс с ценными данными, но героиня, к своему удивлению, с лёгкостью расправляется с ними. К этому моменту зритель легко догадается, что Эль — репликант. Сама она узнает правду, лишь когда на неё откроет охоту полиция Лос-Анджелеса и корпоративная элита, использующая андроидов для садистских развлечений.
Плюсы
Интригующая завязка
В сюжете есть раздражающие моменты: второстепенные персонажи пока навевают скуку, а тот факт, что Эль — репликант, становится неожиданностью только для неё самой. Однако «Лотос» интригует, в первую очередь, благодаря семейке злодеев Уоллесов, появляющейся во второй серии. Сериал расскажет предысторию юного Ниандера Уоллеса, персонажа Джареда Лето из «Бегущего по лезвию 2049», который готовит проект по созданию искусственных воспоминаний.
Его отца Ниандера-старшего, президента компании Wallace, сыграл Брайан Кокс — идеальный кандидат на эту роль, если судить по роли могущественного и сурового магната в «Наследниках» (за эту роль актёр получил «Золотой глобус»). Ниандер-старший поставляет репликантов политикам в качестве дичи для загородной охоты и участников подпольных боёв — из такой личности должен получиться действительно зловещий антагонист.
В итоге «Чёрному лотосу» удаётся пробудить любопытство: хочется узнать, как Ниандер приведёт мир «Бегущего по лезвию» к его состоянию в фильме Вильнёва, на какие ещё преступления пойдёт корпорация Wallace, чтобы политики поддерживали производство репликантов, и как Эль удастся противостоять своим создателям практически в одиночку.
Минусы
Слабая графика и вторичная режиссура
Главная беда нового «Бегущего» — резкие перепады в качестве картинки. Если детализация окружения выглядит достойно, то модели персонажей и лицевая анимация навевают воспоминания о CG-роликах из игр 15-летней давности. Уж лучше бы режиссёры применил сел-шейдинг — намеренно нефотореалистичный и стилизованный под плоскую картинку вид трёхмерной графики, который часто используют в японских играх, Наглядный пример — популярная The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Араками уже делал это в «Яблочном зёрнышке» — и даже в вышедшем 17 лет назад аниме лица героев выглядят более реалистичными, чем в«Лотосе».
Новое аниме во всём подражает «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта: вплоть до светящихся ручек зонтиков, лавок с азиатской едой и голографической красавицы на билборде. Но при этом упускает одну важную вещь: архитектуру города будущего. В «Чёрном лотосе» нет грандиозных, давящих пирамидальных зданий, которые в фильме визуально обозначают контраст между низами и верхами общества. Равно как нет и городских панорам: камера здесь никогда не поднимается выше трущоб, отказываясь показывать пейзажи анти-утопического Лос-Анджелеса с лучшего ракурса.
Особенно блекло новый аниме-сериал смотрится в сравнении с вышедшей в 2017 году короткометражкой Синъитиро Ватанабэ «Бегущий по лезвию: Блэкаут». Своё 15-минутное аниме Ватанабэ начинает со стилизованной под чёрно-белую кинохронику сцены, в которой агрессивная толпа людей убивает репликантов во время уличных беспорядков. Затем, перед штурмом здания Tyrell, один из репликантов вспоминает боевые действия на инопланетной колонии, и здесь анимация становится экспериментальной, импрессионистской. Солдаты превращаются в расплывчатые фигуры с рваными движениями, контуры окружения размываются, напоминая не то карандашный набросок, не то неаккуратный рисунок пастелью.
В «Чёрном лотосе» таких эксперимериментов нет — как нет любых самобытных решений в режиссуре и визуальном повествовании. Если короткометражное аниме творчески использовало инструменты традиционной анимации, чтобы показать субъективные переживания героя или трагические события из пролога, то в сериале создатели впустую растратили потенциал CGI.
Заурядный экшен
Аниме по «Бегущему по лезвию» — это, конечно, не сёнэн (подростковые аниме, ориентированные на непрерывные бои между главными героями), но по меркам франшизы Blade Runner здесь действительно много драк. Что в фильме Ридли Скотта, что в фильме Дени Вильнёва повествование медлительное и медитативное, и экшен в привычном понимании там почти не встречается — в основном отталкивающее и натуралистичное насилие. В аниме за две серии мы увидим сразу три схватки. Авторы явно хотят сделать драки важной частью «Чёрного лотоса», но каждая из них получилась заурядной.
В первом бою Эль только осознаёт навыки репликанта и тестирует их на бандитах… затем она во второй раз встречает тех же самых врагов, которым всё также нечего ей противопоставить! Авторы отвели под экшен немалый хронометраж, но не прописали обеим экшен-сценам интересные условия.
Повторная схватка совершенного андроида и кучки гопников не может быть напряжённой и интригующей. И уж тем более для героини не должен быть помехой пожилой сенатор, с которым она — по одним режиссёрам известной причине — сражается с большим трудом, хотя минутой ранее парой ударов разобралась с двумя охранниками.
В боевых сценах не хватает пауз, акцентов и смены темпа, а ракурсы и освещение иногда мешают считывать движения. Креативным продюсером сериала выступает автор «Ковбоя Бибопа» и «Самурая Чамплу», боевые сцены в которых — эталон японской анимации и боевой хореографии. На фоне имени Ватанабэ банальный и невзрачный экшен ещё больше разочаровывает.
Стоит ли смотреть дальше?
«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос» почти полностью воспроизводит облик города из фильма Ридли Скотта и выглядит замечательно, если не считать проблемы с детализацией персонажей.
Ко второй серии за похождениями Эль становится интересно следить, во многом потому что впереди её ждёт парочка многообещающих злодеев, а сам эпизод завершается эффектным твистом. У сериала есть потенциал расширить вселенную и рассказать предысторию одного из ключевых героев фильма Вильнёва. Экшен-сцены, хоть они и заурядны по меркам японской анимации, всё ещё зрелищнее, чем в большинстве голливудских блокбастеров.
Однако перед просмотром стоит отбросить высокие ожидания: сериал не дотягивает ни до лучших работ собственных создателей, ни до фильмов Ридли Скотта и Дени Вильнёва. Если фильмы, сделавшие «Бегущий по лезвию» классикой, рассказывают историю через детали фантастического окружения и умеют погружать зрителя в своеобразный киберпанк-транс, то «Чёрный лотос» выглядит небрежно оформленным и технологически устаревшим.