Впечатления от 2 сезона «Утреннего шоу»: как сериал ушёл от темы харассмента и стал ещё интереснее
Сюжет
Первый сезон «Утреннего шоу» — номинанта на «Золотой глобус» (как лучшая драма) и «Эмми» (в актёрских категориях) — был полностью посвящён теме сексуальных домогательств и харрасмента на рабочем месте. Сериал рассказывал о телеканале UBA, на котором уже 15 лет шло самое популярное утреннее шоу с ведущими Алекс Леви (Дженнифер Энистон) и Митчем Кесслером (Стив Карелл). Когда Митча обвиняют в домогательствах к сотрудницам и увольняют, Алекс находит новую соведущую — провинциальную журналистку Брэдли Джексон (Риз Уизерспун).
В финале первого сезона погибла одна из жертв Митча, продюсерка телеканала Ханна (Гугу Эмбата-Ро): она не смогла справиться с травмой и умерла от передозировки наркотиками. Алекс не выдерживает и в прямом эфире утреннего шоу обвиняет в случившемся руководство UBA и лично президента телесети Фреда Миклена. В начале второго сезона зрители узнают, что после этого Алекс уволилась и уехала за город, писать автобиографию. Брэдли же осталась работать в шоу с другим ведущим.
После скандала исполнительный директор Кори Эллисон (Билли Крудап) сохранил должность и пересобрал новостной отдел. Но рейтинги телеканала продолжают падать. Чтобы удержать их, Кори предлагает Алекс вернуться в шоу. На фоне этого вот-вот должна выйти книга о событиях в UBA, автор которой хочет разоблачить Алекс и обвинить её в поддержке Митча. А тем временем в китайском городе Ухань начинается эпидемия нового вируса.
Плюсы
Удачная смена темы
В первом сезоне «Утреннего шоу» были несколько разноплановых историй с Митчем: от домогательств и преследования сотрудниц до покрывательства со стороны начальства. Были и примеры здоровых отношений между коллегами, которые попали под раздачу из-за общей нездоровой культуры, как у стажёрки Клэр и ведущего прогноза погоды Янко Флореса. Авторы «Утреннего шоу» дали голос очень разным героям и героиням, и те подробно рассказали свои истории, благодаря чему тема харассмента была исчерпана.
При создании второго сезона сценаристы не пытаются выехать на теме первого: теперь «Утреннее шоу» (The Morning Show) сложно назвать сериалом о домогательствах и вопросах согласия. Это набор историй, проблем и деталей медийного мира, которые редко рассматриваются на ТВ так подробно. Единственное серьезное исключение — «Служба новостей» Аарона Соркина, которая на 2008 год стала самым просматриваемым сериалом HBO; с тех пор повторить успех шоу о журналистике не удавалось.
- «Зритель устал от сказки»: продюсер «Хрустального» и «Клиники счастья» о будущем сериалов для женщин
Жизнь телеканала UBA — как и любого другого медиа — постоянно похожа на хаос, мешанину из событий, которые норовят выйти из-под контроля. Сотрудники UBA пытаются одновременно торжественно встретить Алекс; утешить обиженную Брэдли, которая не простила коллегу за уход из программы; правильно осветить выборы и учесть угрозу от пандемии. При этом каждый герой ощутимо мучается с личной травмой. Алекс впервые в жизни чувствует себя слабой и уязвимой, не зная, что о ней напишут в грядущей книге. Брэдли никак не может доказать свою ценность для телеканала, чувствуя, что испытательный срок по-прежнему продолжается, а зрители её не любят. Кори смог сохранить работу, но страдает от чувства вины перед подчинёнными и родственниками погибшей Ханны.
Авторам сериала удаётся грамотно переплетать сюжет о судьбе UBA с личными линиями героев. И у всего, что происходит в «Утреннем шоу», есть контекст, цель и точное попадание в реальность: пока коллеги ссорятся, а конкуренты подрезают друг у друга сенсации, в стране происходит кошмар в виде вероятного импичмента президенту, надвигающихся выборов и тревожных сообщений о COVID-19, которые все усиленно игнорируют. Новые сюжеты достаточно увлекают зрителя, чтобы не сожалеть об оставленных темах первого сезона.
Интересное развитие персонажей
В «Утреннем шоу» нет ярких декораций, экстремальных ситуаций или интересного лора — это сериал, который полностью строится на сильных героях. Немаловажен актёрский состав: Дженнифер Энистон, Риз Уизерспун, Билли Крудап, Стив Карелл, Карен Питтман уже второй сезон подряд показывают очень живых, харизматичных, почти гипнотизирующих персонажей, перестать внимательно следить за судьбой которых практически невозможно.
Но именно сценаристы выводят их за рамки привычных архетипов. Например, в новых сериях они не забыли про Митча — харассера и буллера, фактически антагониста первого сезона. После встряски от прессы и откровений от близких он уезжает в Италию – переосмыслить свою жизнь и отдохнуть от всеобщего внимания. И авторы «Утреннего шоу» не рисуют его как абсолютного злодея, дают ему право на собственную травму: он не может найти работу, боится открываться новой женщине, готовой принять его со всеми ошибками прошлого, сторонится вообще любых связей и постоянно пытается понять, как мог допустить то, что случилось в UBA. У героя есть реальный потенциал для исправления.
Не менее внимательно относятся и к главным женским персонажам. Алекс в первой серии второго сезона показана полной противоположностью того образа, который создала в первом. Дива с центрального телевидения колет дрова, играет с собакой и переживает перед звонком своему агенту, как в первый раз. На протяжении всего сериала ей добавляют больше деталей, рисующих разбитую, потерянную женщину — в четвертом и пятом эпизоде у неё почти всё время болит спина. Как бы она не крепилась и не пыталась показать себя сильной, Алекс страдает физически и морально. Чем-то это удивительно созвучно с историей самой Дженнифер Энистон, суперуспешной актрисы, которой постоянно приходится держать лицо и отбиваться от дурацких вопросов.
То же самое касается Брэдли, Кори и даже некоторых второстепенных персонажей сериала. Во втором сезоне «Утреннего шоу» каждый получил интересные сюжетные линии, которые сложно раскрыть без спойлеров.
Минус: герои, не выведенные из сюжета
Авторы «Утреннего шоу» завершили сюжет первого сезона и вместе с этим почти полностью убрали нескольких персонажей. Милен в основном появляется в виде голоса за кадром, стажёрка-возлюбленная ведущего Янко, Клэр, ушла на другую работу, и так далее. Но часть героев всё же осталась — как сам Янко, как уволенный и позже вернувшийся продюсер Чип, как продюсерка Миа.
И если в предыдущих сериях они играли важные роли, то в новых эпизодах они сводятся к функциям, например, для проговаривания шуток. Янко досталась роль козла отпущения: он неудачно шутит в прямом эфире и становится жертвой культуры отмены в твиттере. Коллеги пытаются поправить его репутацию, хотя Янко искренне не понимает, что сделал не так.
С одной стороны, это забавный сюжет, разбавляющий основную драму. С другой, если бы сценаристы предложили выбрать между несколькими персонажами, которые дотянут до второго сезона, зрители могли бы выбрать более интересные кандидатуры. На фоне сильных, интересных сюжетов других героев эти кажутся блёклыми и придуманными наспех.
Стоит ли смотреть дальше?
В новом сезоне «Утреннее шоу» продолжает обсуждать важные проблемы — политику, продажные медиа, положение современных женщин, дискриминацию — в том же отлично подобранном тоне. Авторы говорят обо всем открыто и честно, в любом конфликте дают высказаться обеим сторонам. Это один из немногих современных сериалов, где даже в самых тяжёлых и неудобных ситуациях героев не демонизируют, не сводят к «хорошим» и «плохим».
И в то же время сценаристам удалось логично перейти от более узкой темы харассмента к более масштабным; в этом сериал начинает напоминать гениальную «Службу новостей» Аарона Соркина. Только вымышленный телеканал UBA вещает на развлекательные темы, в отличие от общественно-политической направленности ACN у Соркина, так что и градус серьёзности в «Утреннем шоу» ниже. Но по уровню продуманности деталей, раскрытия персонажей и честности «Утреннее шоу» всё ближе к идеалу сериала о медиа и журналистике.
Обложка и фото в материале: пресс-портал AppleTV+