Влияние Ганса Рудольфа Гигера на игры: от Mortal Kombat и Alien: Isolation до Scorn и Gears of War
Образ космического монстра с кислотой вместо крови в «Чужом» — один из самых узнаваемых образов не только в кино, но и в играх. Разработчики ведь не могли устоять перед возможностью использовать ксеноморфа в качестве одного из самых жутких противников в истории.
Еще в 1980-х появилась первая более или менее удачная игра с монстром Ганса Гигера. На волне успеха блокбастера «Чужие» в 1986 году на Commodore 64 вышел экшен Aliens: The Computer Game. Настоящий прорыв для своего времени — нечто вроде шутера от первого лица, но с пиксельной 2D-графикой и возможностью управлять лишь прицелом, переключаясь между персонажами. Игра удивительно точно передавала атмосферу фильма Кэмерона: мрачные декорации, быстрые и смертельно опасные монстры, знакомые лица героев фильма в интерфейсе.
Capcom тоже обращалась к наследию Ганса Гигера. В 1994 году она выпустила Alien vs. Predator — игру для аркадных автоматов. Хищники и земные морпехи пробивались с боем через владения ксеноморфов. Автоматы с Alien vs. Predator можно было отыскать даже на станциях метро Москвы… или Минска, где я и познакомился с этой игрой. В ней, кстати, была отличная графика: стаи хищных монстров выглядели почти как в кино — по крайней мере, именно так и казалось тогда! А сам автомат был примечателен сразу тремя (в оригинальной версии) стиками-контроллерами для игры втроем.
В 1999 году студия Rebellion выпустила шутер Alien vs Predator, продолжение которого, разработанное Monolith, мы назвали одним из лучших FPS всех времен. Три стороны конфликта: земляне, Хищники и старые добрые Чужие. И три совершенно разные по механике стиля игры. Чужим досталась невиданная в шутерах того времени способность бегать по стенам и потолку. Все эти чудеса, подумать только, с честным видом «из глаз»! Эта серия прославилась аккуратной работой с исходным материалом — полнометражным кино и комиксами компании Dark Horse Comics.
Также стоит отметить уместную брутальность и несколько отдельных незабываемых сцен: в Alien versus Predator 2, к примеру, мы управляли грудоломом, который прогрызал себе путь в большой мир через грудную клетку человека-носителя.
Если говорить об играх именно по вселенной «Чужого», то нельзя не вспомнить и хоррор Alien: Isolation, вышедший в 2014 году. Главная героиня, дочь Эллен Рипли, пытается выжить на космической станции, по коридорам которой, конечно же, бродит ксеноморф. Чужой в этой игре запомнился в первую очередь мощным искусственным интеллектом: он и впрямь охотился за героиней, выслеживал ее и руководствовался своей собственной хищной линией поведения, чем по-настоящему нагонял жути.
Популярность ксеноморфа в играх оказалась столь велика, что монстр добрался даже до Mortal Kombat: в DLC для Mortal Kombat X поклонники файтингов смогли оценить бойцовские качества Чужого. И пришелец оказался своим на этом празднике оторванных конечностей! На арене Чужой орудует смертоносным хвостом, плюется кислотой и кусает врага знаменитой «телескопической» челюстью.
Уникальный стиль Ганса Гигера, впрочем, отразился на играх не только как образ Чужого. Работы художника угадываются и в причудливых монстрах из игры The Astyanax (1989), и в подводных обитателях из серии Ecco the Dolphin. В серии Metroid также водятся опасные инопланетные создания, отсылающие к творчеству дизайнера. Да и Contra: Hard Corps вызывает в памяти его картины — некоторые боссы будто сошли с его полотен. Большинство тварей при этом даже не влезали в экран целиком, состояли из десятка отдельно анимированных частей и напоминали оживший ночной кошмар. Тем веселее было начинять их пулями и лазерными лучами.
В серии Gears of War человечество сталкивается с Саранчой — монстрами, на облик которых определенно повлияло творчество Гигера. Гигантские пауки — увеличенные версии лицехватов, длинные лапы у них также растут под разными углами относительно тела и имеют массу сочленений. Брумак тоже вызывает в памяти работы Гигера: художник эффектно использовал соединение бионики и механики, а у Брумака в тело как будто вживлены и оружие, и доспехи. В третьем акте Gears of War 2 Маркус и Дом сражаются с огромной рыбиной, и у монстра этого есть и щупальца, и острый гребень, и пасть сложной конструкции, прямо как у Чужого.
Кроме того, в разработке уже довольно давно находится инди-игра Scorn. Студия Ebb Software заявила, что за вдохновением обратились именно к творчеству Ганса Гигера (а также работам польского художника Зджислава Бекшиньского). О его влиянии напоминают не только существа, населяющие мир хоррора, но и сам этот мир. Ролики и скриншоты выглядят убедительно: мрачно, стильно, страшновато. Впрочем, Гигер работал для взрослой аудитории, не стоит этого забывать.
Ганс Рудольф Гигер стал настоящим мастером жуткой красоты и эффектных образов. Без его работ многие фильмы и видеоигры выглядели бы совсем иначе. Не так страшно. Не так круто.