Человек, который создал Чужого. Каким был Ганс Рудольф Гигер

Сергей Веденский
5 февраля 1940 года родился Ганс Рудольф Гигер, представитель фантастического реализма. Художник известен по дизайну декораций и пришельца из фильма «Чужой». В этой статье мы расскажем не только о революции, которую Гигер устроил в кинофантастике, но и о его первых работах, связях с музыкальной индустрией — а также о влиянии на видеоигры и детские мультфильмы.

Детство и страхи

Слышали ли вы когда-нибудь о Некрономиконе? Любители творчества Говарда Филлипса Лавкрафта знают, что это придуманная им книга, способная повредить не только психическое, но и физическое здоровье читающего. Вслед за своим кумиром Эдгаром По писатель ссылался на вымышленную литературу в мифах о Ктулху, когда читатели отыскивали или даже создавали собственные вариации книг.

Одно из таких изданий — «Некрономикон» Гигера, культовый сборник иллюстраций. Посмотрев на картины в нем возникает мысль, что они воплощение безумных кошмаров. Отчасти так и есть, ведь на протяжении всей жизни Ганс страдал от страшных снов и справлялся с ними, перенося на бумагу. Он называл свое творчество само-психиатрией.

Художник считается родоначальником биомеханической живописи — в фантастических сюжетах картин узнаются зооморфные и антропоморфные существа с механическими частями тел, в них сочетаются металл и плоть. Картины можно отнести к сюрреализму, кроме того, Гигер был поклонником Сальвадора Дали.

Ганс родился в начале Второй мировой в городе Кур. И хотя ужасы войны Гигера не коснулись, так как Швейцария сохраняла нейтралитет, он не мог не столкнуться с этим в сводках новостей и телевизионных сюжетах.

Мальчика впечатлили атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — единственные в истории человечества случаи боевого применения ядерного оружия. Война не могла не оставить след на увлечениях Гигера.

В раннем детстве сестра Айрис повела его в исторический музей, где он сильно испугался мумии. Сестра посмеялась над ним, но после этого мальчик приходил смотреть на бальзамированное тело, чтобы побороть свои страхи. Художник стал одержим костями и гильотинами, начал заниматься раскопками в местах, где когда-то казнили преступников, а находки он прятал под кровать. Гигер даже собрал собственную гильотину в натуральную величину, заказав у плотника необходимые материалы. К счастью для всех, лезвия у нее не было.

Любимой игрушкой художника был череп, подаренный отцом. Мальчик буквально держал смерть у себя в руках. Он подвесил его на веревку и брал с собой на прогулку.

Родители Ганса рассуждали, что рано или поздно увлечения пройдут, и он успокоится. Так оно и сложилось, неизменными оставались только ночные кошмары. Мать поддерживала творчество сына, как только могла. Когда он закончил первый по-настоящему хороший рисунок, она вставила его в золотистую рамку. Сын был важнее всего на свете.

Первые публикации и общественное мнение

Художник публиковал работы в журналах еще обучаясь в школе, в том числе и в подпольных изданиях. Затем он выпускал сборники рисунков с говорящими названиями: «Атомные дети», «Поезд призраков» и «Праздник для психиатра». Образы и названия возникали из детства. По окончанию школы, Ганс переехал в Цюрих, где изучал архитектуру и промышленный дизайн.

С 1966 по 1968 год швейцарец работал дизайнером офисной мебели, одеваясь во все черное, словно Джонни Кэш. Гигер рисовал картины тушью и маслом, а в свободное время создавал скульптуры из полиэстера. У художника открывались персональные выставки, но подлинная слава к нему пришла с выходом «Некрономикона». Об авторе ходило множество слухов, и некоторые считали, что Гигер — художник зла.

Некоторые люди говорят, что в моих картинах изображен мир будущего, но я пишу с реальности. Я складываю несколько вещей и идей вместе, а когда заканчиваю, они могут показаться грядущим». — Гигер.

Их мнение можно понять: с ранних лет дизайнер коллекционировал предметы, использовавшиеся в ритуалах черной мессы и селился в проклятых домах, даже участвовал в сатанинской выставке.

Гигер и кинематограф

Первый короткометражный фильм под названием «Убийца домов» он снял в возрасте двадцати семи лет. Следом появился фильм «Высшая точка», состоящий из картин Гигера, а спустя два года он снял еще один — «Сделано в Швейцарии 2069», в котором впервые встречается образ ксеноморфа.

В фильме рассказывалось о гуманоиде, путешествующем по Земле вместе с инопланетной собакой. Пес носит специальный костюм, показывающий то, насколько сильно загрязнена планета. Дизайнер использовал настоящего пса и собирал костюм из кожи, полиэстера черного цвета и хоккейного костюма. Если в очередном сиквеле или приквеле «чужого» появится собака-ксеноморф, знайте — это было за десять лет до первой киноленты.

В это же время шла работа Дэна ОʼБэннона над сценарием картины «Чужой». Сценарист ранее специализировался на сатире, но когда он снимал фильм «Темная звезда», то решил написать схожий сценарий, вычеркнув из него юмор. С этой работой ему помог продюсер Рон Шусетт.

Перед творцами появилась огромная сложность в реализации Чужого. Дизайнеры предлагали свои варианты и концепции, но режиссер фильма Ридли Скотт отвергал их. Нарисованные существа не походили на монстров, возникших у него в голове.

Тогда Рон вспомнил о художнике, с которым познакомился во время работы над экранизацией фильма «Дюна». Кинолентой должен был заниматься Алехандро Ходоровски («Святая гора», «Святая кровь»), но проект отменили, а наработки и идею об экранизации отложили в долгий ящик. Продюсер сообщил Гигеру о съемках нового фильма и получил от него «Некрономикон», опубликованный в 1977 году.

Долгое время художник работал исключительно с помощью аэрографа, и люди, которые видели Гигера за рисованием, говорили, что его рукой словно водила неведомая сила из потустороннего мира. Правда, в последние годы жизни он отказался от инструмента. Однажды таможенники задержали художника в аэропорту и приняли работы за фотографии, но экспертиза подтвердила, что они нарисованы. «Где, интересно, они думали, я это сфотографировал, в аду?» — Возмущался Гигер.

Когда продюсер показал этот сборник и в особенности картину «Некроном IV» режиссеру, Ридли Скотт не мог оправиться от шока. Ему показалось, что кто-то залез к нему в голову и изобразил все именно так, как он хотел реализовать в киноленте. Продюсеры были против привлечения Гигера к работе над «Чужим», но режиссер убедил коллег заключить с художником контракт.

За несколько месяцев он написал более двадцати иллюстраций с чужими и отправил их в Великобританию, где по ним должны были составить фигуру существа в полный рост. Позже художник отправился в Англию, где Скотт настоял на том, чтобы Гигер работал не только над оформлением Чужого, но и над интерьером брошенного корабля космических жокеев.

Для работы над костюмом Гигеру потребовалось четыре месяца труда. Ридли желал подобрать для роли такого человека, чтобы зритель не понял, что перед ним костюм существа, а не реально существующий монстр. Несмотря на то, что на оригинальных иллюстрациях у чужого были глаза, швейцарец настоял на том, чтобы в фильме ксеноморф был лишен органов зрения. Сначала Скотт собирался взять в качестве актера Питера Мэйхью, игравшего роль Чубаки из саги о Звёздных войнах, но передумал, когда совершенно случайно увидел тощего и высоченного Болажи Бадежо в баре.

Человек, который создал Чужого. Каким был Ганс Рудольф Гигер | Канобу - Изображение 0

Болажи Бадежо

Над созданием Чужого приходилось много работать: во-первых, из-за четырех стадий развития: яйцеморф, лицехват, грудолом и наконец взрослая особь. А во-вторых, из-за сексуального характера определенных деталей, которые наблюдались и в других работах Гигера. Если вы вспомните бананообразную голову ксеноморфа, то в оригинале она была еще более… символичной. Для создания инопланетных яиц художник использовал не только пластик, но и неоново-зеленую игрушку 70-х годов «слайм» (он же лизун), который вновь обрел популярность в последние годы.

Если вы хотите подробнее узнать о создании тетралогии, я бы настоятельно порекомендовал ознакомиться с Alien: The Archive: Ultimate Guide to the Classic Movies. Ее написал Марк Солсбери — постоянный автор Empire и Time Out.

Там содержатся интервью с создателями картины, в том числе с Гигером, рассказывается о неиспользованных идеях, включены ранние концепции и раскадровки Ридли Скотта. Марк опубликовал ее в 2014 году и посвятил Гансу Рудольфу Гигеру. Компания «Эксмо» издала книгу как «Чужой: легендарное коллекционное издание».

Проделанная Гигером работа вызывала восхищение, и в 80-м году он заслуженно получил премию Оскар в номинации лучшие визуальные эффекты.

Популярность и музыка

Художнику стали приходить всевозможные предложения, в том числе он принял активное участие в создании дебютного альбома солистки группы Blondie. Исполнительница предложила разработать вариант обложки для альбома. Дебби Хэрри была настолько красива, что он был не в силах ей отказать. Творческие отношения зашли еще дальше, и он не только оформил обложку альбома, но и выступил режиссером двух ее клипов.

Гигер создал, ни много ни мало, около 20 музыкальных обложек, плюс спроектировал микрофонную стойку для солиста группы Korn Джонатана Дэвиса. А панк-группу Dead Kennedys засудили за использование картины «Пейзаж XX» (она же «пенисный пейзаж») в качестве постера, включенного в третий альбом «Frankenchrist».

После успеха «Чужого» художник желал вернуться к работе над «Дюной». Когда режиссер, продюсеры, да и сама студия поменялась, Гигер отправил Дэвиду Линчу наброски, но он от них отказался. Причина у отца «Твин Пикса» была простой: после успеха «Чужого» стиль Гигера стал слишком узнаваемым. Это и стало самой главной проблемой биомеханической живописи.

За свою жизнь он участвовал в создании фильмов «Полтергейст 2: по ту сторону», «Особь» и «Презерватив-убийца» (да, среди его работ есть и такая, вы удивлены?), он также рисовал эскизы для третьего «Чужого». Гигер даже выполнил наброски бэт-мобиля для третьей экранизации Тима Бертона «Бэтмен навсегда», однако режиссер покинул проект, а его место занял Джоэл Шумахер, которому набросок не понравился.

Художник интересовался теориями оккультиста Алистера Кроули, а по мотивам его идей он даже написал произведение «Иероглифы». Что тут говорить, если он нарисовал вариацию карт Таро Тото. Гигер даже не прошел мимо Михаила Булгакова и на одной из карт изобразил кота Бегемота из романа «Мастер и Маргарита».

Игровые разработчики приметили биомеханический стиль Гигера. В конце 80-х и начале 90-х наследие художника отразилось в культовых видеоиграх, которые тогда никто не заметил.

Например, в последнем уровне Contra фигурируют существа, напоминающие лицехватов — личиночные формы ксеноморфов. В Super Contra на том же финальном уровне встречаются полноценные чужие (ну или очень сильно смахивающие на них твари). Концовка приключенческой Ecco the Dolphin для Sega Mega Drive выполнена в биомеханическом стиле Гигера.

На одном из уровней Battletoads пользователи сталкиваются с робо-манусом, напоминающим Чужого. Этого мало? Держите еще: в Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time встречаются желтые ксеноморфы, которых назвали пицца-монстрами. Они появились в эпизоде The Case of the Killer Pizzas — первой экранизации комиксов. Интересно, съедобны ли они?

Таких проектов много и все не перечислить, не говоря уже о том, сколько игр было создано самой вселенной чужих. Взять в пример тот же Alien: Isolation. Поклонники художника наслышаны о квесте Dark Seed. Игра наполнена отсылками, существами и сюжетами художника, Гигер даже сам нарисовал для Dark Seed несколько работ.

Несколько лет ожидается релиз шутера Scorn, вдохновленного творчеством Ганса Рудольф Гигера и художником и фотографом Здзиславом Бексиньским, чьи работы были не менее мрачными и интересными. Первый эпизод Scorn обещали выпустить еще несколько лет назад, однако новостей о проекте все меньше и меньше. Да и по геймплейному ролику игра кажется устаревшей.

Кажется, что Гигер в своих картинах рисует инопланетян. Но чем больше вы вглядываетесь в них, тем сильнее понимаете, что на самом деле он рисует людей в искаженных версиях. — Клайв Баркер, известный писатель и режиссер, создатель «Восставшего из ада».

В доме Гигера не сложно потеряться — настолько он большой. Вы можете увидеть его в документальной киноленте «Тёмная звезда: Мир Х. Р. Гигера». Когда художник желал остаться один — это было легко устроить, и его было сложно заметить. Дом заполнен огромным количеством работ и эскизов, которые мог никто и никогда не видеть ранее. Совместная жизнь с Гансом была какой угодно, но ни за что не скучной и не обычной. Трусы и носки художника лежали в духовке, в ванне находились стопки книг, а вернуться домой и увидеть перед дверью скелет льва было в порядке вещей.

Создатель «Чужого» занимался творчеством до самой смерти, пока не погиб 12 мая 2014 году, упав с лестницы в возрасте 74 лет. Неизвестно, мог ли Ганс Рудольф Гигер видеть будущее, ведь при жизни лестницы снились ему в кошмарах не раз. Он оставил за собой огромное количество незавершенных и невыпущенных проектов. Живопись художника далеко не всем понравится, но вряд ли найдутся те, у кого его картины не вызовут никаких эмоций. Если вы будете в Грюйере или Куре, то обязательно загляните в The Gigers Bar — его антураж целиком и полностью выполнены в биомеханическом стиле.

Последние статьи