Весеннее настроение: Подборка фильмов о любви, меланхолии и красоте весны
В честь 8 марта и начала весны мы собрали подборку фильмов, которые смогут скрасить этот непростой переходный период между холодом и теплом. Меланхолия, дух свободы и взросление: в фильмах из нашей подборки герои ищут себя, впервые влюбляются, стараются забыться, вспомнить, пережить временные трудности и не сойти с ума от перемен.
«Уроки вождения» (Driving Lessons)
Год: 2006
Режиссёр: Джереми Брок
Жанр: драма, комедия
В ролях: Руперт Гринт, Джули Уолтерс, Николас Фэррел, Лора Линни
Семнадцатилетний подросток Бен (Руперт Гринт) рос в консервативной религиозной семье со строгой матерью и отстранённым отцом-викарием. Однажды он устраивается помощником к престарелой бывшей звезде кино и телевидения Эви (Джули Уолтерс). Эви – яркая женщина с сильным характером помогает Бену противостоять влиянию родителей. Наперекор материнскому указу, Бен вместе с Эви отправляется в Эдинбург на театральный фестиваль, где Эви должна представить свой перформанс. У героев завязывается дружба и доверительные отношение, что придаёт прежде замкнутому и стеснительному юноше сил и уверенности, а Эви – справиться с одиночеством и чувством потерянной славы.
Фильм Джереми Брока явно вдохновлён революционным кино 70-х: «Гарольд и Мод», который в своё время пошёл против традиционной формулы ромкома, представив на экране дружеские отношения пожилой женщины и мальчика-подростка, которые переросли в романтическую связь. В «Уроках вождения» повествование странствует вдоль шотландских полей и пригородов, чтобы рассказать довольно трогательную и наивную историю взросления и раскрепощения.
«Одержимость» (Wicker Park)
Год: 2004
Режиссёр: Пол Макгиган
Жанр: драма, детектив
В ролях: Джош Хартнетт, Дайан Крюгер, Роуз Бирн, Мэттью Лилард
Запутанный романтический фильм, погружённый в зимние холода и весеннюю оттепель. Молодой финансист Мэттью прощается с женой Ребеккой в аэропорту – ему предстоит деловая поездка в город, где он раньше жил и был страшно влюблён в другую. В декорациях прошлой жизни Мэттью преследует образ своей первой любви Лизы – танцовщицы, которая бросила его ради карьеры в Европе. Он погружается в свои воспоминания и пытается восстановить связь с любимой в настоящем. Нахлынувшее вновь старое чувство заманивает героя в западню: он маниакально ищет встречи с бывшей возлюбленной, приезжает на старую квартиру Лизы, но встречает там другую девушку, но с тем же именем. Между новыми знакомыми рождается связь, а у зрителей закрадываются подозрения: она не та, за кого себя выдаёт.
«Одержимость» исследует свойства памяти и силу искренних чувств, режиссёр старательно запутывает своего героя, чтобы путь к истине был тернист, но стоил каждого пройденного шага. Сложный любовный детектив о жестоком разрушении чужих судеб под влиянием красивых чувств.
«Трущобы Беверли Хиллз» (Slums of Beverly Hills)
Год: 1998
Режиссёр: Тамара Дженкинс
Жанр: комедия, драма
В ролях: Наташа Лионн, Брина Уайс, Алан Аркин, Дэвид Крэмхольц, Кевин Корригэн
Вивьен (Наташа Лионн) – не по годам развитая девочка-подросток живёт с отцом и двумя братьями. Семья кажется ей совершенно ненормальной: они постоянно переезжают с места на место, порой с одного дома – в дом напротив. Но главная беда в том, что отец семейства нигде не работает, все они живут за счёт средств его брата – богатого дяди Микки. Из-за частых переездов у Вивьен не получается настроить контакт со сверстниками и завести друзей, усугубляет ситуацию отсутствие уверенности в завтрашнем дне и разгар пубертатного периода. Вивьен жизненно необходим наставник, который поможет познать и принять её сексуальность. И вот, она уже влюблена в соседского парня. А на пороге её нового дома появляется двоюродная раскрепощённая сестра Рита, и благодаря ей Вивьен постепенно обретает уверенность в себе.
«Трущобы Беверли Хиллз» – независимое кино, которое балансирует на стыке комедии и драмы. Взгляд на отношения растущей девушки и её семьи довольно чуткий, но не лишённый иронии. Тамара Дженкинс оставляет в фильме много неловкостей, непристойностей, сентиментальностей и наивности, что в совокупности и создаёт странный комический эффект. А антураж калифорнийских трущоб, прохладные южные ночи настраивают на ожидание тёплого лета.
«Леди Бёрд» (Lady Bird)
Год: 2017
Режиссёр: Грета Гервиг
Жанр: драма, комедия
В ролях: Сирша Ронан, Трейси Леттс, Лори Меткаф, Лукас Хеджес, Тимоти Шаламе
Кристин «Леди Бёрд», ученица выпускного класса католической школы в Сакраменто, готовится к поступлению в колледж и переезду в большой город. Но её планам пока не суждено сбыться: отец остался без работы, а матери-медсестре едва ли хватит зарплаты на исполнение амбициозных надежд дочери.
Но пока идёт учебный год, Кристин успевает влюбиться, устроиться на работу, поглумиться над учительницей-монахиней, встретить очередную «любовь всей жизни», разочароваться в любви и снова влюбиться, разругаться с подругой и помириться. Её жизнь по привычке состоит из подростковых неудач и промахов, но всё же ей удаётся добиться своей мечты: героиня смогла поступить в один из колледжей Нью-Йорка. На фоне погружённости в свои тинейджерские дела и грядущего отъезда отношения Леди Бёрд с матерью становятся всё хуже и хуже. Юношеский максимализм воспринимает материнскую заботу и любовь с упрёком и злостью. Но всё меняется, когда Кристин начинает по-настоящему взрослеть.
«Мне двадцать лет» / «Застава Ильича»
Год: 1964
Режиссёр: Марлен Хуциев
Жанр: драма
В ролях: Валентин Попов, Станислав Любшин, Николай Губенко, Зинаида Зиновьева, Марианна Вертинская, Светлана Старикова
Фильм-символ оттепели и шестидесятников посвящён историям молодых ребят, которые переживают переход во взрослый, ответственный мир на фоне серьёзных политических изменений в государстве. Сергей Журавлёв возвращается с армии домой в Москву, в коммуналку к сестре и матери. В родном городе его ждут верные друзья: Николай Фокин и Слава Костиков. Слава уже обзавёлся семьёй и ребёнком, хотя скучает по буйным беспечным дням. Николай занят работой на заводе и старательно отстаивает свою честь. А Сергей пока в поиске своего места и большой любви. Однажды он знакомится с девушкой Аней, но встреча и новое сильное чувство скорее вскрывает социальные раны, чем лечит его юношескую печаль.
Чувство меланхолии пронзает кадры фильма Хуциева солнечными линиями и бликами, тревога перед будущим бьёт по экрану строительством новых домов, а свобода играет заокеанными песнями из магнитофонов. Здесь сотни деталей переплетаются вместе, создавая образ эпохи зародившихся перемен, однако кино Хуциева откликается на зов любого поколения, всегда оставаясь актуальным и таким необходимым глотком свежего воздуха.
«Мария-Антуанетта» (Marie Antoinette)
Год: 2005
Режиссёр: София Коппола
Жанр: драма, история
В ролях: Кирстен Данст, Джейсон Шварцман, Стив Куган, Рип Торн, Джуди Дэвис
Молодая австрийская принцесса Мария Антония попадает в Версальский дворец в качестве будущей жены наследника французского престола Людовика XVI. Теперь она – Мария Антуанетта. Девушка постепенно привыкает к жизни при чужом дворе, заводит подруг и тайные любовные связи. Взрослея, она всё чаще находит утешение в роскоши и азартных играх. Политический и экономический кризис, дворцовые сплетни делают положение королевы шатким, но Мария полностью погружена в созданный ею рай, не замечая как вокруг неё сгущаются тучи. София Коппола обращается к этой исторической женской фигуре не ради достоверного изображения её жизни, а ради погружения в её удивительный мир, одинокий, прекрасный и гедонистический. Ей удалось представить путь не той, что погубила французскую монархию, а той, что лишилась родного дома, что старалась оправдать чужие ожидания до тех пор, пока не нашла свой собственный нескромный путь к удовлетворению.
Режиссёрка создаёт почти что панковый мир вокруг Марии Антуаннеты с помощью анахронизмов, например, оставляет в убранстве королевы символ современности – пару кед конверсов, небрежно брошенных на полу. Её камера внимает красоте версальских садов, утомительным, но прекрасным прогулкам на лодках по озеру. Нежность её героини подчёркивает тёплый солнечный свет, страстность и жизнелюбие – пышные декорации её покоев, шуршащие платья из дорогого шёлка. Быть историком, чтобы влюбиться в это кино – необязательно, оно чутко не к фактам, а к не найденному в исторических архивах опыту. Коппола оставляет неозвученным и процесс казни над Марией, но дух смерти присутствует на протяжении всего фильма, меланхолично скрываясь в розовых кустах, в бокалах шампанского, в весеннем праздничном солнце.
«Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind)
Год: 2004
Режиссёр: Мишель Гондри
Жанр: драма
В ролях: Кейт Уинслет, Джим Керри, Кирстен Данст, Марк Руффало
Грустный и пронзительный фильм-лабиринт памяти открывает нам романтические отношения Джоэла и Клементины, которые остались жить лишь в воспоминаниях и на картах памяти. После долгой и интенсивной любви оба героя решили стереть себе память с помощью фантастической процедуры. Но сидя во врачебном кресле, Джоэла атакует его бессознательное – всё его нутро сопротивляется исчезновению образа Клементины из его души. Его сознание погружает героя в настоящий романтический фильм, состоящий из записанных в памяти сцен «милого знакомства» (meet-cute), ярких свиданий и боли, грусти, которые всегда сопровождают любовь.
Фильм снят по сценарию Чарли Кауфмана в растиражированном романтическими комедиями Нью-Йорке, где на этот раз бушует солнечный предвесенний антициклон, а лёд ещё не успел растаять. Это хаотичная фантастическая история об одиноких людях, об одном печальном человеке, который хватается за прошлое, как за единственную возможность вновь пережить мгновения счастья. Самая романтичная, весенняя история любви снятая в декорациях экспрессивного и авангардного бессознательного.
«Весна, лето, осень, зима и снова весна» (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom)
Год: 2003
Режиссёр: Ким Ки Дук
Жанр: драма
В ролях: Со Джэ-гён, Ким Ён-мин, Ким Ки Дук
Философская притча о цикличности жизни и времён года, о повторяемости грехов и искупления рассыпается на четыре сюжета о детстве, юности, зрелости и старости. Брошенный семьёй мальчик с десяти лет живёт вместе с буддистским монахом. Весной он учится доброте и созиданию. Но вот наступает лето – расцвет, мальчику уже семнадцать и он влюбляется в девушку, приехавшую к монаху за помощью. А осенью тридцатилетнего героя ждут сумерки – суровое время покаяния за совершённое убийство и принятие ответственности за свои страшные грехи. Зимой – лёд и холод водной глади, зрелость и встреча с возможностью смерти. И вновь наступает весна: у монаха теперь новый ученик – такой же ребёнок, оставленный госпожой-зимой.
Сложная драматическая история об ужасах человеческой натуры, встроенная в выразительное полотно пейзажа, по которому плывут герои на пагоде. Ким Ки Дук очарованно снимает статичные линии природы, чтобы зрительский взгляд мог увидеть в её орнаменте внутреннее движение.
«Банши Инишерина» (The Banshees of Inisherin)
Год: 2022
Режиссёр: Мартин Макдона
Жанр: комедия, драма
В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Барри Кеоган, Керри Кондон
Ирландский остров Инишерин. Порик и фолк-музыкант Колм были когда-то друзьями, но однажды Порик пришёл на порог дома Колма, но тот сделал вид, что его не заметил. В местном пабе Колм отныне отсаживается со своей пинтой подальше от давнего друга, устроив ему бойкот. Не понимая, что происходит, Порик решает выяснить отношения с лучшим другом, узнать, что вдруг изменилось: почему они больше не говорят друг с другом? Оказывается, отвергнутый герой довольно скучный даже для этих забытых мест. Он часами болтает о ненужных мелочах своих будней, а Колм больше не в силах тратить на это своё драгоценное время. Так старые друзья превращаются в заклятых врагов.
Фильм Макдоны помещает анекдотическую драму в живописные зелёные дали Ирландии. Пока герои скучают вокруг них бушуют волны, светит яркое солнце, кричат чайки. Словно сама природа заставляет Порика и Колма пробудиться от надоевшего сна на краю мира и отстоять свои личные границы и даже выйти на тропу войны.
«Магазин “Империя”» (Empire records)
Год: 1996
Режиссёр: Аллан Мойле
Жанр: мелодрама, комедия
В ролях: Лив Тайлер, Рене Зельвеггер, Максвелл Колфилд, Энтони ЛаПалья
Группа друзей работает в магазинчике пластинок «Империя». Впереди насыщенный и непростой рабочий день под ритмы и звуки музыки. Совсем скоро «Империю» поглотит сеть музыкальных магазинов. Владелец лавки, Джо, надеется найти деньги, чтобы не дать своему бизнесу уйти на дно. Но один непутёвый работник, Лукас узнаёт о грядущем закрытии и решает взять деньги из кассы и поднять на них крупную сумму в казино, чтобы спасти своё самое любимое место. Конечно, он всё проигрывает. У Джо опускаются руки, а у других сотрудниц и сотрудников «Империи» свои личные катастрофы: признания в любви, метафорические похороны и мечты о собственной рок-группе.
Empire Record, возможно, не о весне, он скорее о важном для этого времени года ностальгическом переживании времени и эпохи, к которым зритель мог никогда не принадлежать. Пускай это кино и провалилось в прокате, и горело в огне кинокритиков, но оно всё же осталось в качестве знакового фильма эпохи поколения X. Здесь нет классической для подросткового кино темы выпускного года и поступления в колледж. Время и пространство не сжимают целый год в короткий метраж, а растягивают один день, позволяя героям пережить главные ступени своего становления. Очень милое, чудаковатое кино о жителях самого хаотичного десятилетия.
«Солнце моё» (Aftersun)
Год: 2022
Режиссёр: Шарлотт Уэллс
Жанр: драма
В ролях: Пол Мескаль, Фрэнки Корио
В кино с 16 марта!
Это очень весеннее кино о летнем отдыхе вписывается в общее меланхоличное настроение сезона. Девочка Софи (Фрэнки Корио) вместе с отцом Колумом (Пол Мескаль) проводит лето на турецком резорте под песни Blur и R.E.M… Родители Софи развелись, отец переехал из Шотландии в Англию, и эти каникулы для них стали возможностью наконец провести время вместе, узнать друг друга получше. Фильм состоит из кротких сцен, в которых отец заботливо учит дочь самообороне, укладывает спать или приглашает на танец. Порой молодой отец замолкает и впадает в грусть – он переживает непростой опыт, пока ещё чуждый для ребёнка одиннадцати лет. Но Софи старается понять и услышать отцовское молчание, учится принимать перемены его настроения, а заодно разгадывает свой собственный внутренний мир.
Это кино обращается к общему для всех опыту детства и взрослости, осмысляя период детской фрустрации и зрелой депрессии. Поддержать психологизм позволяют две камеры – одна в руках режиссёрки Шарлотты Уэллс сохраняет свою объективность, обращаясь к невидимым для героев моментам опыта: теням на стенах, метафорично расползающимся отражениям лиц в блестящих поверхностях, мерцанию улыбок на лицах героев и к их трогательным объятиям. Другая камера – портативная VHS, на которую Колум и Софи снимают свои каникулы, на неё записываются разговоры отца и дочери о прошлом и будущем. Камера становится проводником в прошлое, Софи уже выросла и поняла причины отцовской меланхолии, которые когда-то казались такими странными и непонятными.
Бонус: «Маленький лес: зима и весна» (Ritoru foresuto: Fuyu/Haru)
Год: 2015
Режиссёр: Дзюнъити Мори
Жанр: драма
В ролях: Аи Хасимото, Ёити Нукумидзу, Маю Мацуока
Японскую провинцию Тохоку замело снегом, туда из шумного и пыльного города переезжает Итико. В окружении природы у девушки получается задуматься о жизни, вспомнить своё детство и извлечь важные уроки из увиденного и пережитого, например, старые мамины рецепты вкусных пирогов.
Полнометражный кулинарный фильм – весьма странная, но невероятно уютная затея режиссёра Дзюнъити Мори. Анарративная история этого кино прерывается шоустопперами с готовкой сезонных, зимних и весенних, блюд. Героиня фильма с головой погружается в древние традиции японской кухни и пытается применить их в жизнь, невзирая на модернизированную современности. Это кино ничему не обязывает своего зрителя, но завораживает бытом, таянием снегов и приходом весны.