Ведьмы, книги и любовные треугольники: каким получилcя «Каталог оккультных услуг» Лесли Уолтон
Лесли Уолтон впервые стала известна благодаря книге «Светлая печаль Авы Лавендер» – это странная история о семье, любви и одержимости. Уолтон удалось заставить тысячи читателей плакать и переживать за героев. Неудивительно, что от «Каталога оккультных услуг» ожидалось что-то не менее сильное.
В центре сюжета книги Нор Блэкберн – потомственная ведьма, которая хотела бы быть обычным подростком, жить в нормальной семье и не иметь волшебных способностей, передавшихся ей по наследству. Мать Нор бросила девочку в детстве и ни разу не давала о себе знать. Главная героиня непримечательно живет вместе с бабушкой, работает в семейном книжном магазине и старается лишний раз не привлекать к себе внимания. Однажды в руки к Нор попадает «Каталог оккультных услуг» – книга, написанная ее сбежавшей матерью.
В одном из интервью Уолтен отметила, что Нор – это не «типичная главная героиня». Нор – «могущественная ведьма, которая пытается усмирить своих демонов». Мотивация и основная метафора Уолтон понятны – во внутреннем конфликте главной героини показать, как люди учатся жить и справляться с депрессией и другими ментальными расстройствами. Однако уже на этом моменте начинаются вопросы к книге – даже если не брать в расчет крайне плохо описанную проблему селфхарма.
Нор – очень пустой персонаж. Можно предположить, что Уолтон пыталась показать, что девушка всеми способами старается не привлекать к себе внимания, но получилось плохо. В итоге, героиня просто оказалась неинтересной.
Логика ее поступков так и остается неясной – почему она не рассказывает о своих способностях бабушке и близким? Почему она так долго и спокойно игнорирует реалистичные сны, хотя в них происходят страшные вещи? Уолтон убеждает наc, что героиня разбита, потеряна и запутана в детской травме. Однако есть неприятный нюанс – делает она это не через описание поступков и поведения Нор, а прямым текстом, будто мы должны поверить на слово.
Книгу можно было вытянуть хорошо проработанным миром и мифологией, но и с этим у Уолтон совсем не вышло. Лучшая и самая интересная часть «Каталога оккультных услуг» – это пролог. Мы узнаем историю Роны Блэкберн, с которой и началось проклятие семьи Нор. Однако все, что мы получаем на первых страницах, не имеет никакого значения. Если вам кажется, что в прологе были какие-то намеки на необычное колдовство и сложное разделение между белой и черной магией, не надейтесь, что получите ответы в следующих главах.
В нужные моменты в сюжете появляются новые заклинания и способности. Откуда они, как Нор поняла, что нужно делать – это загадка. Все это, разумеется, очень удобно и красиво, но оставляет в замешательстве. Уолтон делает из главной героини непобедимую воительницу – из-за этого конфликт с отрицательным персонажем кажется абсурдным. В чем смысл большого финального босса, если в сравнении с протагонистом он кажется бесполезным и слабым созданием?
Отдельного обсуждения заслуживает романтическая линия. Из-за проклятия Нор боится влюбляться – женщины в ее роду могут провести с мужчиной только три дня (это важный и забавный момент, который немного обыгрывается в книге – одна из героинь находится в счастливых отношениях с женщиной). Потом он уходит к другой навсегда. Под конец мы неожиданно и из ниоткуда получаем любовный треугольник, хотя на протяжении всего повествования внимание Нор было направлено на одного человека. И вот мы опять сидим и ничего не понимаем.
Обиднее всего было в конце осознать, что Уолтон удивительно красиво пишет, а русский перевод это отлично сохраняет. Ее описания природы, еды и острова, на котором живет Нор, очень точно и ярко передают атмосферу и позволяют на время отключиться от того, что происходит вокруг. Но все это на фоне странных действий героев, которым ты вообще не сопереживаешь.
В «Каталоге оккультных услуг» мы получаем очень много вопросов, на которые вряд ли когда-то найдем ответы. В конце очевиден намек на продолжение – возможно, Уолтон сделает работу над ошибками. Пока у нас на руках история, которая забывается на следующий день.