12 октября 2020
Обновлено 12.10.2020

Рецензия на сериал «Призраки поместья Блай» Netflix

9 октября на Netflix вышли все 9 серий сериала The Haunting of Bly Manor, название которого у нас перевели как «Призраки поместья Блай». Это второй сезон антологии, стартовавшей как «Призраки дома на холме» (The Haunting of Hill House) и наделавшей много шума в 2018 году. Ниже я расскажу, почему у шоураннера Майка Флэнэгэна получился куда более слабый сезон, в котором вам стоит посмотреть лишь первую и последнюю серии — а также один эпизод в середине.
9 октября на Netflix вышли все 9 серий сериала The Haunting of Bly Manor, название которого у нас перевели как «Призраки поместья Блай». Это второй сезон антологии, стартовавшей как «Призраки дома на холме» (The Haunting of Hill House) и наделавшей много шума в 2018 году. Ниже я расскажу, почему у шоураннера Майка Флэнэгэна получился куда более слабый сезон, в котором вам стоит посмотреть лишь первую и последнюю серии — а также один эпизод в середине.

Генри Джеймс — родившийся в Америке писатель из 19 века. Он всю жизнь прожил в Европе и Великобритании и писал очень скучные романы о таких же, как он сам, американских эмигрантах, живущих в Париже или шикарных британских поместьях. Сейчас бы о существовании Джеймса мало кто помнил — если бы не его гениальная повесть The Turn of the Screw, известная у нас как «Поворот винта».

Это классический, насквозь английский рассказ о призраках, где весь ужас держится не на сюжете, а на своеобразной манере изложения. Она настолько вычурно-нейтральная, что от первой до последней фразы непонятно, кто в произведении жив, а кого воображает главная героиня, которая то ли сходит с ума, то ли «в самом деле» (насколько это возможно у настолько уклончивого автора, как Джеймс) угодила в особняк с двумя привидениями.

На экран этот стиль перевести невозможно, но сама завязка в повести достаточно привлекательная, чтобы ее много раз экранизировали. Даже в этом году вышел бездарный триллер The Turning (у нас, чтобы далеко не ходить, «Няня»), пытающийся перенести действие в 90-е годы 20 века вместо 90-х 19-го.

Странный аристократ нанимает ничего не подозревающую гувернантку, чтобы она приглядывала за парой детей на территории огромного поместья. Вскоре выясняется, что предыдущая гувернантка умерла при загадочных обстоятельствах — заодно с любовником из числа прислуги. Новая гувернантка начинает видеть их призраки — и вскоре начинает подозревать, что эти привидения контролируют порученных ей детей.

Все, можно снимать — чем не Стивен Кинг, правда же? Но на самом деле в повести так мало всего происходит, что авторам экранизаций (включая самую успешную, The Innocents Джека Клейтона, известную у нас как «Невинные») приходится все додумывать и прописывать самостоятельно. Из-за этого история неминуемо скатывается в дешевую мелодраму или очень скверный и предсказуемый триллер. Которым была бы и оригинальная повесть, если бы не литературный талант автора, сумевшего обвести вокруг пальца вообще всех критиков, когда-либо пытавшихся навязать описанным событиям любую интерпретацию.

Флэнэгэн в своем сериале берет бережно выстроенный мир (точнее, мирок) Джеймса — и сходу бьет по нему кувалдой, чтобы потом 9 серий пересобирать получившиеся осколки. Получаются причудливые и страшные изображения, большая часть которых не предусматривалась автором оригинала. Два года назад он уже проделал такое с «Призраками дома на холме» — не менее гениальным (и лишь самую малость менее затасканным) произведением Ширли Джексон.

В 2018-м получилось очень хорошо. Флэнэгэн использовал жуткие и эффективные визуальные техники. На подсознание зрителя давила каждая часть подвижного и насыщенного кадра, большую часть призраков мы при первом просмотре не считывали и сами не понимали, от чего с первой серии становится настолько не по себе. А уж когда дело доходило до внезапного выпрыгивания нечисти… Тут и самым бывалым любителям хоррора приходилось смотреть на происходящее в одном наушнике или закрывать часть экрана рукой, чтобы не дернуться на очередном внезапном, но неизбежном «скримере».

Рецензия на сериал «Призраки поместья Блай» Netflix - фото 1

В 2020-м шоураннер использует тот же визуал, но куда менее эффективно. С первой серии «Призраков поместья Блай» нас ждут большие и мелкие проявления сверхъестественного, на часть которых ни камера, ни герои не обращают внимания.

А те призраки, которых все-таки не заметить трудно — вроде отражения молодого человека с горящими линзами очков! — старательно игнорируются завешивающей все встречные зеркала героиней. И так гораздо страшнее, чем если бы герои вели себя, как везде, бегали бы с криками по поместью и пытались прибегнуть к услугам экстрасенсов.

Другое дело, что по второму кругу мы всего этого ждем — и криповатых деталей, и неизбежного первого скримера. Флэнэгэн и сам прекрасно понимает, что новизна приема утрачена, но не знает толком, чем ее заменить. В результате скримеров становится все больше, а реакции на них — все меньше. Тем более что настоящий монстр в поместье Блай всего один, атакует всегда одним и тем же приемом и, если честно, довольно глупо и нестрашно выглядит.

В сценарной части «Призраков дома на холме» Флэнэгэн тоже сочетал самые дешевые и самые изысканные приемы. Он не только перенес историю Джексон в двухтысячные. Он населил ее мир живыми, настоящими, современными людьми — психами, наркоманами и экстрасенсами. Из их числа особенно выделялась никому на тот момент не известная Виктория Педретти в роли наиболее сильно пострадавшей от призраков Хилл-Хауса девушки.

Рецензия на сериал «Призраки поместья Блай» Netflix - фото 2

В наше время Педретти — звезда потрясающего второго сезона You («Ты»), возможно, лучшего шоу 2019 года. В «Призраках поместья Блай» ей тоже отдали главную роль тихой с виду американской гувернантки, современной экспатриатки, разгуливающей по Лондону с рюкзаком и живущей в хостелах.

В первой же сцене — прекрасно написанном разговоре с потенциальным работодателем, — Педретти показывает, что могла бы сыграть эту роль и в классической адаптации «Поворота винта». Диалог совершенно джеймсовский, обе стороны ходят вокруг до около вместо того, чтобы прямо задавать и отвечать на неудобные вопросы. А почему никто не отзывается на ваше столь заманчивое объявление? А что американская девушка забыла на посту няни для английских детей в уединенном поместье?

Уже в следующей сцене происходит тот самый удар кувалдой, из-за которого Генри Джеймса, поди, хватил бы сердечный приступ. Гувернантка и работодатель случайно встречаются в баре, напиваются и открытым текстом, как нормальные люди, выкладывают друг другу всю подноготную! Это очень смешно, эффективно, свежо и заставлять понять, насколько Флэнэгэн крутой сценарист и как он нас способен развлекать на протяжении сезона.

Но тут все упирается в то, что в первом сезоне в распоряжении шоураннера был толстый роман, насыщенный деталями, событиями, персонажами, которые если не использовались прямо, то хотя бы вдохновляли его на собственный креатив. А во втором — небольшая повесть, в которой практически ничего не происходит.

Рецензия на сериал «Призраки поместья Блай» Netflix - фото 3

Со второй серии «Поместье Блай» мощно бьет по тормозам — фактически видишь, как переключатель в голове у главного сценариста смещается с «хорошо писать» на «господи, до финала еще восемь часов, их надо чем-то занять, выручай меня, сценарная группа». Главной героине и опасным для окружающих тараканам в ее голове отводится минимум экранного времени, на первый план выходят остальные жители поместья.

Дети — из которых криповый мальчик играет очень хорошо, а бесконечно повторяющая одну и ту же фразу девочка сначала кажется милой, но уже ко второму часу знакомства жутко выбешивает.

Прислуга — образы которой опять-таки предстают неординарными и хорошо написанными в первом эпизоде. Но при последующих крупных планах на каждую мельчайшую деталь их жизни становится понятно, почему рассказ начинался все-таки с американской гувернантки — следить за этими британцами зрители просто не стали бы.

И чем дальше во флэшбэки и прошлое героев углубляются авторы, тем менее интересным становится сериал. Если бы события в поместье были по-настоящему напряженными, нам бы не приходилось высиживать увесистые двухтомники про жизнь второстепенных персонажей, на это просто не было бы времени. Доходит до идиотизма — скажем, пару эпизодов связанная героиня просто лежит кулем на полу, пока окружающие, небрежно перешагивая через нее, выясняют отношения. Это не просто халтура — создатели сезона оказались пленниками собственной структуры, им нужно было чем-то занять чистые страницы, чтобы накрутить действия на требуемый хронометраж. Ну, прекрасно, заняли.

Рецензия на сериал «Призраки поместья Блай» Netflix - фото 4

В сезоне всего одна гениальная серия, посвященная одному из жителей поместья, который одновременно видит и прошлое, и настоящее, и будущее. Эта тема сейчас модная на ТВ (помните «Хранителей»?), а в первом сезоне был очень похожий камерный эпизод, в котором Флэнэгэн играл не с пространством, а со временем. Но эта серия все равно впечатляет продуманностью сценария и изяществом переходов между сюжетными арками.

Самый отвратительный эпизод — предпоследний. Он черно-белый и целиком посвящен истории происхождения главного монстра сезона. Тут Флэнэгэну и его сценаристам все пришлось придумывать с нуля самостоятельно, а креатив к этому времени кончился начисто. К общей ненужности часового эпизода примешивается раздражение от того, что нам приходится проводить столько времени с новым набором героев. Да еще под самый занавес сезона!

Но с самим финалом все в порядке — там авторы поняли, что объем сделан, Netflix примет проект, и можно наконец-то двигать сюжет и давно намертво вставшую арку главной героини. За последние полчаса происходит больше событий, чем во всем остальном сезоне, они по большей части захватывающие и непредсказуемые. А главное — что они соответствуют основной идее первого сезона о том, что самое страшное с посетителями всяческих особняков с привидениями происходит после того, как они покинули этот особняк.

Рецензия на сериал «Призраки поместья Блай» Netflix - фото 5

Ведь, раз пережив такое и повстречавшись со сверхъестественным, вечным, необъяснимым, как ты будешь дальше смотреть на свою жалкую короткую жизнь?

Не станут ли мертвые для тебя реальнее живых, будешь ли ты верить в то, что все-таки выбрался, что тебя больше не окружают иллюзии — или даже в то, что они не окружали тебя раньше, до того, как ты все-таки приехал в тот проклятый особняк, где наконец-то зажил (если это можно так назвать) по-настоящему?

Все это в последние минуты «Призраков поместья Блай» сделано на очень высоком уровне — думаю, сам Джеймс их посмотрел бы с удовольствием. Но даже сериалу Netflix должно быть стыдно, если из 9 часового проекта 8,5 часов оказываются лишними.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
codenameray
codenameray
Идиот писал, так что по прежнему ничего не понятно. Нужно другие рецензии читать или смотреть самому.
d.t.
d.t.
Стесняюсь спросить, читал ли Александр тот самый «толстый роман, насыщенный деталями, событиями, персонажами», основа которого легла в сценарий 1 сезона? Насколько я помню, там новелла на условных 200 страницах, второстепенные персонажи широкими мазками написаны и все происходит довольно шустро и последовательно. Прочитал буквально за вечер, перед просмотром сериала.
tardus
tardus
Второй сезон действительно неудачный, но за что так автор с Генри Джеймсом? он классик вообще-то )) И его фирменным тонким психологическим стилем в сериале даже и не пахнет, к сожалению. Думаю он скорее посмотрел бы на это с ужасом, чем с удовольствием )