02 сентября 2020Жизнь
Обновлено 02.09.2020

«В новом учебном году изменится абсолютно все». Как российские школы пережили коронавирус

Коронавирус в этом году поменял все сферы жизни, но мало где к дистанционке были не готовы так, как в российских школах. Мы решили разобраться, как учителя провели последнюю четверть прошлого учебного года, и как они начинают новый.
Коронавирус в этом году поменял все сферы жизни, но мало где к дистанционке были не готовы так, как в российских школах. Мы решили разобраться, как учителя провели последнюю четверть прошлого учебного года, и как они начинают новый.

Об этом «Канобу» рассказал Кирилл Загустин, создатель Telegram-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» и подкаста «Учительская». Кирилл уже пять лет ведет историю и обществознание с пятого по девятый класс в одной из питерских школ.

Кирилл Загустин, фото из личного архива

Кирилл Загустин, фото из личного архива

В последнюю неделю перед школьными весенними каникулами объявили свободное посещение. Так что мы понимали, что после каникул все будут учиться уже по домам. У нас были целые каникулы на то, чтобы подготовиться к удаленному обучению.

И все равно поначалу все учителя оказались в жопе. Сперва я начал принимать домашние задания на почту и получил за неделю 563 письма с домашкой. Я очень хорошо запомнил эту цифру. И это мне еще повезло, в истории и обществознании ты можешь определить, что у тебя дети не поняли в целом, и рассказать об этом. А вот учителя математики так сделать не могли: все делают ошибки на разных этапах решения, и каждому нужно что-то своё объяснить.

В итоге у учителей математики и, например, языков процесс преподавания стал не то что удаленным, а, скорее, индивидуальным. Ты должен каждом конкретно сказать, что «вот здесь, когда ты раскрывал скобки, ты тупанул». И они это делали.

В итоге количество часов на работе у учителя увеличилось, и это приводило к самым разным последствиям. Например, у меня проблемы со зрением. Но от 12 часов за компьютером, появились еще и проблемы со спиной. Раньше в школе я нахаживал километры между кабинетами, а здесь сидел и чувствовал, как всё тело начинает болеть.

В какой-то момент у меня рухнул режим дня. Я работал до 15:00, заканчивал уроки, ложился спать. Спал до полуночи, вставал и начинал снова работать до трех.

Эти переработки никто не считал. С другой стороны, повторюсь, у нас были целые каникулы, чтобы подготовиться к онлайн-обучению. И я уверен, что были крутые методисты, которые смогли организовать в первую очередь свое время таким образом, что сразу стали тратить времени меньше, чем если бы они ходили в школу. Но это же не значит, что мы им должны платить за ту же работу меньше.

Как мы учили детей из дома

Администрация школы нам дала полную свободу выбора инструментов, которыми мы бы пользовались на уроках. Рекомендованный минимум был таким: дети должны получать задания, дети должны получать материал на уроках, должна быть обратная связь и система оценивания. А как уж это реализовать — на усмотрение учителя. Я, например, вел большинство трансляций через YouTube, чтобы их можно было пересмотреть в записи. Zoom не пользовался: зачем нужны 30 детей с шипящими микрофонами и ходящими на фоне родителями? Так что они видели меня и текстовый материал, а я их — нет.

В Zoom проводили уроки, в основном, те учителя, на уроках которых важен живой диалог. Например, учителя иностранных языков, где устный ответ — основной элемент обучения.

Большое уважение нашему районному отделу образования, которые, во-первых, прикрутили удаленный доступ учителей к журналам, а, во-вторых, сделали собственную платформу для онлайн обучения. Раньше доступ к электронным журналам для учителей был закрыт, потому что всегда была опасность утечки персональных данных, ведь в этих журналах и администрация, и бухгалтерия работает. Теперь эту часть базы закрыли от посторонних, и учителя смогли получать доступ к выставлению оценок уже из дома, без рисков информационной безопасности.

Что касается платформы, то администрация школы развернула ее на базе Moodle.org. Зарегистрировали всех учеников, всех учителей, всем раздали логины. Более того, администрация даже собрала несколько шаблонов для уроков, чтобы учителям не нужно было верстать каждый урок с нуля. У меня примерно 300 учеников и проблемы с платформой были только человек у пяти.

Кирилл со своими учениками, фото из личного архива

Кирилл со своими учениками, фото из личного архива

Что изменилось на удаленке

За два полных месяца дистанционного обучения, я заметил несколько важных особенностей такого формата обучения.

  1. Учителя готовы были работать даже ночью. Я в прошлом году стал классным руководителем у шестого класса и много общался с предметниками по русскому и математике. И они мне часто звонили, мол, ваш Такойто Такойтович до сих пор не прислал домашнее, а скоро дедлайн, и завтра я не успею проверить, ведь завтра у меня уже другой класс. Я звоню родителям и говорю, чтобы присылали домашнее. Они присылают, но прошло уже несколько часов, и учителя проверяют его глубокой ночью.
  2. Техническая грамотность и возможности очень неравномерны. Так много, как за эти месяцы, я не общался с родителями никогда. Кто-то не мог зарегистрироваться, у кого-то дома нет компьютера, есть только телефон с ограничением по трафику, были возрастные родители, которые не умели пользоваться почтой, и так далее. Собирать со всех учителей задания, чтобы переслать бабушке в WhatsApp, а потом получить решения и рассылать обратно по учителям — это проза дистанционки.
  3. Дистанционное обучение — это не «как школа, только онлайн». Оно гораздо шире. Например, родители жаловались на учителей, которые не проводили уроки в привычном формате: то есть не сидели над ними и ждали, пока те закончат упражнения. Вероятно, им казалось, что от того, что им просто задали сделать ряд упражнений без присутствия учителя, теряется какой-то образовательный компонент. Но учителя тоже не пальцем деланные, а в учебной программе всегда есть элемент самообразования. Которому, почему-то, уделяют мало внимания. Но в обучении присутствие учителя даёт не так много: можно открыть человеку дверь, но нельзя за него войти в неё.
  4. На хороших учеников приходится обращать меньше внимания. Иногда родители звонили и спрашивали, почему их ребёнку учителя не звонят и не дают обратную связь. Я тогда задавал этот вопрос учительнице. А она отвечает: «А мне ему сказать нечего. У него же пятёрка». У неё тысяча писем в неделю. Она может тратить время на тех, кто молодец, а может сосредоточиться на тех, у кого проблемы, и выделить им на 30% больше времени.
  5. Если наловчиться, то на дистанционке работаешь меньше. К концу учебного года мой рабочий день изменился полностью. Сперва, например, я тратил часов шесть на проверку домашнего задания у одного класса. Но потом научился составлять такой хитрый опросник с множеством критериев прямо внутри образовательной платформы, что тратил на него самого два часа, зато на проверку — всего 30 минут. В итоге к концу года я уже работал не по 12 часов в день, а по четыре.

Как начинается новый год

В новом учебном году изменится абсолютно все. Все классы переходят в формат начальной школы: каждый класс сидит только в одном кабинете, а учителя перемещаются между ними. По расписанию классы разведены, в том числе и посещение столовой, так что пересечение людей из разных групп сведено к минимуму. На входе у всех измеряют температуру, классы дезинфицируют. Самое смешное, что учителя должны проводить десять минут с классом после звонка на перемену, а потом за пять минут до начала урока прийти в другую классную комнату. С учётом того, что перемены всего 15 минут, как ходить в туалет — непонятно.

На днях мы впервые с марта проводили настоящий педсовет. Разумеется, все в масочках и на безопасном расстоянии. На нём мы в том числе подвели итоги дистанционки. И в целом учителя и родители остались довольны, а жалобы, если и были, то несерьёзные.

Конечно, наши регионы обширны, а моя школа в Санкт-Петербурге, но тем не менее, это самая обычная школа: не гимназия, не лицей. Эталон среднестатистической школы. И когда я вижу, как хорошо всё можно организовать в обычной школе, то мне и уходить никуда не хочется.

Да, в стране есть и сельские школы, где даже с интернетом может быть беда, не то что с компьютерами. Так что были и учителя, и школы, которые не справились.

Но если брать в целом, то, например, по многим предметам в этом году средний балл ЕГЭ был выше. Можно предположить, что нагрузка на выпускников резко уменьшилась, им стало не нужно ходить в школу, и они больше времени уделили подготовки.

К этому году мы сократили количество платформ, которые мы используем, до двух, провели ряд других оптимизаций для удаленки. Думаю, что теперь мы полностью готовы к новому этапу дистанционного обучения, если он понадобится.

Сентябрь начинается с совершенно новым уровнем компьютерной грамотности среди родителей, учеников и учителей. Если в апреле я проводил по двенадцать часов за компьютером, то к концу года это были уже четыре часа, а то и меньше. Но достигнуты они были ценой многих часов переработок весной.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
error404error
error404error
Про 12 часов за компьютером было смешно, спасибо.