Три часа с Kingdom Come: Deliverance — разбираем свежий билд
Kingdom Come: Deliverance одним своим существованием доказывает, что смелые идеи все еще находят отклик. Иначе проект Warhorse не поддержали бы на кикстартере, он не пережил бы четыре года разработки.
Вы только представьте: в мире, где полностью одиночные игры выходят все реже, а те, что выходят дополнительно монетизируются через лутбоксы, скоро появится большая RPG с упором на историю и реализм. Ролевка, в которой можно зайти в любой дом, у каждого NPC свой распорядок дня, в которой нужно спать, есть, а если не почистишь броню с тобой просто откажутся говорить в магазинах. Ролевка, где мир и сюжет основаны на реальных событиях, одежда простых людей, экипировка и снаряжение бойцов исторически достоверны.
Игра мечты любых разработчиков из начала нулевых.
Историческая достоверность усложняет понимание сюжета
Поскольку это игра мечты, разработчики не стремятся угодить всем, а хотят донести идею. Взять тот же сюжет. Действие Kingdom Come разворачивается в средневековой Богемии. На глобальном уровне тут рассказывают о кровавых распрях наследников престола: Вацлава IV и Сигизмунда. На локальном — о мести юноши (попробуйте выговорить имя вслух) Индржиха наемникам, которые убили его семью и разрушили дом.
Местная война за престол основана на истории Чехии. Уже в этом она не для всех. Уверен, на многих одно слово «история» в научном смысле навевает скуку. А тут еще и Чехия — много политики и незнакомых имен. Если вас во втором «Ведьмаке» и книгах Сапковского угнетали разборки королей, то Kingdom Come будет еще сложнее понять. Все же не каждому будет интересно читать дополнительную литературу или справочник в игре, чтобы выяснить почему правители за кружкой пива или на поле боя оспаривают право на власть и владение землями.
Но проработка эпохи впечатляет
Поражает стремление Warhorse сделать игру достоверной во всем.
Исследовательскими работами студии даже интересовались представители из Голливуда.
Разработчики, например, не могли успокоиться, пока не нашли письмо, подтверждающее, что Сигизмунд в 1403 году пребывал в Богемии. А одна миссия появилась только потому, что штатный историк команды запретил делать вход в Сазавский монастырь открытым для всех. Разработчики просто взяли и придумали задание, в котором нужно пройти обряд посвящения в послушники, чтобы отыскать преступника среди служителей монастыря.
Реалистичные правила и детали наполняют мир приключениями. Или нет
Kingdom Come ощущается, как авторская игра Даниэля Вавры. Того, который написал сюжет первой «Мафии» и настоял на реалистичных деталях в игре вроде штрафов за неправильное вождение. В этот раз он еще больше заморочился.
Мир игры не пытается развлекать каждые пять минут — но что-то случиться может всегда. Он работает, как, вероятно, работал бы в настоящем средневековье.
Путешествие от села до города — не приключение, в котором обязательно что-то случится по дороге. Вполне возможно, что вам просто придется скакать или топать по пустой дороге. Но что-то может и произойти — заранее никогда не знаешь! В этом плане игра снова не для всех.
Или такая ситуация: гуляю по местному городу ночью, меня останавливает охранник и хочет содрать штраф за то, что я нахожусь на улице в позднее время. Комендантский час, времена опасные — все дела. Но у моего героя прокачано красноречие, и я легко вру, что нахожусь на секретном задании. Такого могло не произойти, или же закончилось бы все не так мирно.
Вскоре персонаж устает, и я по привычке иду в таверну, чтобы там скоротать время, а она закрыта. Она тут просто не работает круглосуточно, как в большинстве RPG. Приходится ютится в чьем-то шатре у ворот, а на утро есть похлебку из висящей над костром кастрюли — голод мучает, а последний кусок хлеба покрылся плесенью.
Разработчики стараются избегать условностей и это делает мир более правдоподобным. Позовешь девушку на прогулку в дождь, а она откажется, сославшись на непогоду — не хочет простыть и заболеть. Если запоздно прийти к сюжетному персонажу, то его не будет на привычном месте. Он дома, спит и напрочь откажется вставать, когда попробуешь его разбудить. Но до того к нему в дом еще нужно проникнуть, предварительно взломав замок. Попадешься кому на глаза — позовут охрану. И будьте уверены: когда по заданию нужно будет отправиться в вечерний патруль со стражниками — это будет обыкновенный патруль. Предстоит прогнать нескольких попрошаек с улицы и затем до конца дня рубиться в кости за кружкой пива на посту.
Боевые дуэли тактичные, массовые сражения — сумбурные
Kingdom Come выросла из идеи сделать максимально реалистичные сражения на мечах. Поэтому броня тут не просто добавляет циферку к защите — она спасает от порезов и проникающих ударов, каждый из которых может стать смертельным. Каждым оружием нужно научиться фехтовать и защищаться, выбирая направление для удара или блока. Ближайший ориентир — Chivalry.
В одиночных дуэлях это работает прекрасно. Камера фиксируется на противнике, и вы с ним начинаете обмениваться выпадами, пока кто-то серьезно не ошибется. Неприятеля, одетого в гамбезон, достаточно рубануть пару раз, и он свалится. По кольчуге меч скользит, а латник здесь вовсе сродни танку — меч от него отскакивает. Приходится искать бреши в броне или ковырять ее молотом.
Дуэли проходят непривычно медленно. В попытке ошеломить противника быстрыми выпадами боец быстро выдохнется и не сможет даже защищаться. Постепенно привыкаешь просчитывать каждый удар и тогда в ход идут любые приемы. Можно схитрить и в последний момент изменить направление атаки — к этому обычно не готовы. Или ткнуть острием меча в лицо — верная смерть. Мало кто прикрывает лицо забралом и когда сам надеваешь шлем с ним понимаешь почему. Оно закрывает обзор, остаются только небольшие прорези для глаз. Реализм, как он есть.
А массовые сражения слишком сумбурные. Противники подчас не понимают, с кем вообще хотят сражаться. Когда вместе с отрядом бойцов штурмуешь форт, то не раз сталкиваешься с одной и той же ситуацией. Атакуешь противника, он начинает с тобой биться, а потом отвлекается на кого-то еще и отворачивается. В игре, где каждая дуэль напряженный поединок, не хочется подло убивать ударами в спину.
Потому приходится выбирать одиноких противников вне основного замеса или брать лук и помогать товарищам дальними атаками. Но к последнему еще нужно приноровиться. Хотя лук и убивает с одного меткого выстрела — лишь от лат стрелы отскакивают — у него нет прицела, даже точки в центре экрана нет, стрелять приходится на глазок.
Игра не подсказывает практически ничего
В Kingdom Come есть маркеры, важные по сюжету персонажи отображаются на карте, но за ручку игра не ведет. Инструктор по фехтованию, с которым нужно поговорить по заданию не будет ждать вечно. Он может отлучиться по делам и пойдет спать ночью.
А когда тебя просят избавиться от лучников на стене, никто не подскажет, что проще всего поджечь стог сена и дым сгонит их вниз.
Миссия в Сазавском монастыре практически целиком состоит из диалогов. Нужно поймать беглого преступника. Известно только, что это один из трех послушников, а дальше как хочешь, так и вычисляй его. Предстоит несколько дней жить по правилам монастыря — ходить на молитву и регулярно работать — а между тем общаться со всеми, искать зацепки. Возможно, удастся что-то выведать из разговоров или найти какой-то предмет, который выведет на след. А может преступник сам выдаст себя после того, как расскажешь послушникам о своей миссии.
В этом вся Kingdom Come: сложная, старомодная RPG мечты с неконтролируемой тягой к реализму и исторической достоверности. Ее сложно понять, но именно уникальным подходом разработчиков из Warhorse она и цепляет. Да и сделана на уровне — это не кривая инди за три копейки. Если любите историю, реализм во всем, режим «выживания» в Fallout: New Vegas и классический подход к построению квестов в духе Morrowind — не упускайте игру из виду.