Тоска по солнцу и неполиткорректности: пять причин посмотреть второй сезон «Белого Лотоса»
Погода в месте вашего проживания (или пребывания) может быть разной, но зима близко в любом случае – ровно в этих условиях в «Амедиатеке» начал выходить второй сезон сериала «Белый лотос» (The White Lotus). На этот раз действие чёрной комедии разворачивается в другом отеле, и единственным связующим звеном стала героиня Редактор «Канобу» Мари Григорян рассказала, как устроен новый сезон антологии о том, что богатые тоже плачут – даже на солнечных берегах Сицилии и с обязательным бокалом «апероля» в руке.
О чем второй сезон «Белого Лотоса»
Первый сезон «Белого Лотоса» – драмеди о том, как богачи пытаются отдохнуть на дорогом спа-курорте – принес создателям десять премий «Эмми» и похвалы критиков. Тогда история планировалась как мини-сериал, и сюжет был полностью раскрыт и завершен в шести эпизодах. Но зачем останавливаться на достигнутом, если шоу так удалось – вскоре после выхода первого сезона HBO продлил сериал, сделав его антологией.
В новых эпизодах фигурируют другие гости, которые приехали в ещё один отель сети «Белый Лотос» – уже не на Гавайях, а на острове Сицилия в Италии. Голливудский продюсер Доминик Ди Грасси (Майкл Империоли) приехал отдыхать с отцом и сыном после серьёзной семейной ссоры. Супруги Итан (Уилл Шарп) и Харпер (Обри Плаза) резко разбогатели после того, как им удалось продать технологическую компанию Итана. В честь этого они приехали в отпуск с университетским другом Итана, Кэмероном (Тео Джеймс) и его женой Дафной (Мэган Фэйхи).
Единственная ниточка к первому сезону – очаровательная, но глубоко травмированная женщина Таня Маккуойд (Кулидж), которая за прошедшие месяцы успела выйти замуж. Таня безуспешно пытается поддерживать отношения с Грегом (Джон Грайз), так что её ассистентка Порша (Хейли Лу Ричардсон) слоняется по курорту без дела.
Отелем вместо Арманда управляет неприветливая и нервная Валентина (Сабрина Импаччииаторе). В первой же серии ей докладывают, что вблизи «Белого Лотоса» начали одно за другим находить тела погибших, таинственным образом накопившиеся всего за неделю пребывания новых гостей.
Причина 1: солнце, море и красота Сицилии
Какая бы беда ни случилась с постояльцами «Белого Лотоса», одно остаётся неизменным: потрясающая атмосфера летнего курорта. Коктейли до обеда, шумный пляж, вездесущее солнце, минимум одежды и море, в которое герои окунаются просто непростительно редко – смотреть на это в начале ноября кажется то ли пыткой, то ли терапией.
Но выбор Сицилии как основного места действия даёт авторам (а значит, и зрителям) не только красивую картинку. Сериал наполнился приятными культурными мелочами, причём непосредственно связанными с персонажами – и при этом погружающими нас в кинематографичный итальянский мир. То Таня пугается статуй «мужчин с женскими прическами», которыми декорирован отель, то один из гостей устраивает своей семье культурную экскурсию на места съёмок «Крестного отца» – а заодно лекцию о том, почему это лучший фильм в истории.
При желании, зрителям можно покопаться в каждой из этих мелочей. Например, за традиционными статуэтками с головами мужчин действительно стоит пугающая история. В 11 веке девушка из Палермо поддалась ухаживаниям незнакомого мужчины, но позже узнала, что у него есть жена и дети. Одержимая местью, она отрезала изменнику голову и превратила её в цветочный горшок, чем вдохновила всех местных жителей на создание керамических горшков в виде голов.
Причина 2: быстро затягивающий сюжет
Описание первых серий «Белого Лотоса» всегда простое: сюжет в нём почти линейный, не считая флэшфорварда в начале. Гости приезжают в отель, заселяются, ссорятся, мирятся, узнают неприятные секреты и совершают жуткие открытия, а потом возвращаются домой – уже в неполном составе.
Поначалу эпизоды вообще состоят из длинных, почти бесконечных диалогов, которые постепенно знакомят зрителей с героями. Причём в большинстве своём это либо безнадежные нарциссы, либо люди с огромным количеством жалоб на жизнь. Исключения редки – например, та же Харпер или журналистка Рейчел (Александра Даддарио) из первого сезона; но и у них есть некоторые раздражающие нюансы характера.
Как не отвалиться от шоу с первого же затянутого разговора избалованных богачей за обедом? Дело в том, что сценаристы сходу аккуратно переплетают линии всех персонажей. Это могут быть два героя, встретившиеся взглядами на пароме по дороге в отель, путаница с номерами, абстрактные совпадения и случайности – но оторваться от просмотра бывает действительно сложно. Причем некоторые моменты сначала могут показаться банальными, но тут стоит вспомнить первый сезон: вряд ли кто-то мог предсказать безумие, которое творилось в последней паре эпизодов.
Причина 3: идеально раздражающий актёрский состав
Как уже упоминалось выше, персонажи «Белого Лотоса» не созданы для того, чтобы сопереживать им. Со временем можно проникнуться эмпатией ко многим – к невротичной Тане, и к самодовольному, избалованному Кэмерону, и к нерешительному Альбы, который всегд хочет поступить, как лучше. Но изначально герои могут вызывать у вас раздражение или непонимание: на это и рассчитан кастинг.
Остались самые неприятные воспоминания о Тео Джеймсе из «Дивергента»? Он как раз играет зарвавшегося, неприятно тщеславного красавчика. Ф. Мюррэй Абрахам отлично отыгрывает роль заносчивого и консервативного старика, позволяющему себе любые вольности.
Для Обри Плазы – способной вытащить любую комедию, даже «Самый счастливый сезон» – вторы выбрали отличный противоречивый образ. Чем дальше, тем больше раскрывается её завистливость, неуверенность в себе и подавленность желаний. Это псеводинтеллектуальность в худшем смысле слова, которая смотрится куда хуже наигранной легкомысленности Кэмерона и его жены. И каждая сцена, где Харпер ловят на подобных мелочах, становится маленьким бенефисом Плазы.
А с появлением Тома Холландера и Лео Вудалла происходящее вообще превращается в неописуемый карнавал – и лихо закручивается вместе с сюжетом.
Причина 4: возвращение героини Дженнифер Кулидж
Сложно не выделить отдельно гениальную игру Дженнифер Кулидж, многим до сих пор известной как мама Стифлера из «Американского пирога». Её Таня – глубоко трагичный, очень страдающий от тяжёлого детства и постоянного несправедливого обращения персонаж. К немалому возрасту она так и не смогла избавиться от собственного удушающего характера, который часто отталкивает окружающих. Вся личность и поведение Тани только подтверждают тезис о том, что счастье за деньги не купишь.
Но Кулидж с её запоминающейся, неизменно яркой внешностью, забавной манерой говорить и выверенной подачей реплик сделала Таню ещё и невероятно смешной. Эта женщина переключается с комедии на трагедию почти мгновенно, с искренне вызывающей жалость развалины – снова в привычный сексуализированный, вызывающий сатирический образ. Таня не гнушается любых способов «купить» внимание окружающих, а Кулидж играет беспардонно смешно, окуная зрителей в море обаяния – за что мы их и любим.
Причина 5: смешное и неполиткорректное без отвратительного
Все эпизоды «Белого Лотоса» написал и поставил создатель «Школы рока» и «Мёртвых до востребования» Майк Уайт. Продление сериала как антологии явно позволило Уайту поразмышлять ещё немного на те темы, которые его волновали. К третьей серии они вырисовываются более-менее чётко, и вопрос «зачем “Белому Лотосу” второй сезон» отпадает сам собой.
В сериале стало гораздо больше разговоров о мужчинах и мужественности, о цене секса и человеческой телесности. Удивительно, что непосредственно секса в эпизодах не так уж и много – но оптимальное количество зрители для себя определят сами.
Уайту при этом отлично удаётся вворачивать абсолютно неполиткорректные образы и панчлайны так, что они не вызывают возмущения даже у самых толерантных зрителей. Одна из главных сюжетных линий разворачивается вокруг продюсера-сексоголика и двух красивых молодых итальянок, которые хотят продвинуться по жизни с помощью секс-работы. Можно ли обсуждать проституцию в 2022 году в комедийном контексте? Оказывается, можно – с европейской непосредственностью, совсем не присущей европейским комедиям, отлично прописанными героинями и действительно смешными ситуациями.
То же самое касается любых разговоров, будь то обсуждение токсичной маскулинности или споры насчёт «Крёстного отца». Уайт безжалостно сталкивает сторонников старых и новых моральных ценностей, не становясь ни на одну сторону. Похотливые пожилые мужчины обязательно должны будут оглянуться на свою неправедную и очень грустную жизнь – но и их осторожного, робкого и зубодробительно про-феминистского потомка сценарист обязательно выкинет на лёд. И именно поэтому «Белый Лотос» отлично подходит для широкого круга зрителей: если смеяться над всеми, никто не уйдёт по-настоящему обиженным.