Топ-6 лучших фильмов Гая Ричи — не считая «Джентльменов»
Почетное упоминание: «Меч короля Артура» (King Arthur: Legend of the Sword), 2017
Еще один непонятый и недооцененный фильм Гая Ричи — но этому режиссеру не привыкать! Хотя в 2017-м King Arthur: Legend of the Sword с треском провалился в кинотеатрах и не был разруган только самым ленивым критиком, я уверен, что уже лет через 10 эта картина станет культовой фэнтези-классикой уровня The Beastmaster или Dragonslayer.
Перед нами, конечно, не «Властелин колец» и не «Конан-варвар» Джона Милиуса — Ричи, как обычно, загубил всю литературную работу сценаристов сверхбыстрым монтажом.
В результате огромные куски фильма проносятся мимо зрителя, не задевая его ни интеллектуально, ни эмоционально. Но остаются прекрасные актерские работы Чарли Ханнэма и его шайки подручных (одного из которых играет мой любимый британский актер, Нил Маскелл из сериала «Утопия»), идеальное соответствие видеоряда саундтреку как в боевых, так и в мирных сценах, и общее знание жизни, криминальной среды и городского окружения, которое Ричи проносит из фильма в фильм и которое в «Артуре» он смог применить в историческом контексте.
В результате получился уникально-реалистичный гибрид фэнтези с криминальным триллером, подобного которому никогда раньше не снимали и вряд ли когда-либо снимут в будущем.
Отдельные сцены тут пробирают до глубины души — вроде мучительно-медленного прохода тяжелораненного персонажа Маскелла через весь город после большой облавы, — и напоминают не об ироническом кинематографе Ричи, а о чем-то в духе «Трудно быть богом» Алексея Германа.
Да, в других сценах тут случаются эксцессы вроде нашествия гигантской змеи, но на мой взгляд, со временем это только добавит фильму загадочности и культовости. В каждом хорошем фэнтези-фильме должен быть здоровый элемент «Святого Грааля» Монти Пайтонов, чтобы его можно было многократно пересматривать в компании (еще один отличный повод подарить этот Blu-ray). А уж в «Короле Артуре» таких сцен пруд пруди.
Автор: Александр Башкиров
В оригинале опубликовано в материале «Что дарить на Новый год 2018»
6. «Револьвер» (Revolver), 2005
Когда боевик называют в честь огнестрельного оружия — это кажется дурным вкусом. Когда оказывается, что он на самом деле про шахматную игру и восстание против себя, — это уже куда интереснее. «Револьвер» Гая Ричи как раз об этом. Почему его так назвали? Все очень просто: потому что не было еще на тот момент картин с таким названием.
Злоключения Джейка Грина начались за семь лет до событий фильма, когда его насильно заставили играть в азартные игры на преступного босса Маку. Справлялся он неплохо, но во время одной из игр все пошло не по плану. В итоге люди Маки убили жену брата Джейка, а сам он оказался в тюрьме. В ней Грин познакомился с неординарными заключенными Заком и Ави, от которых узнал о существовании «универсальной формулы», позволяющей побеждать в любой игре. Выйдя на свободу, герой твердо решил отомстить Маке.
Казалось бы, классическая завязка для криминального триллера, в котором центральный персонаж прорывается сквозь все невзгоды, постепенно разбирается с жуткой и опасной криминальной организацией, чтобы в финале уйти в закат. Или же ради «See You Space Cowboy».
Но «Револьвер» на деле оказывается бесконечно далек от любой истории о преступниках, с которой вы когда-либо сталкивались. В один момент фильм перестает быть и боевиком со Стэйтемом, и драмой, и триллером, и даже неонуаром, превращаясь в умную головоломку, выворачивающую наизнанку человеческую сущность.
Вернее, в шахматную партию, где каждый персонаж — это отдельная фигура, а каждая сцена — новый ход. На создание подобной метафоры даже цветовая палитра и положение камеры работает. Часто ли мы видим боевики, в которых нам специально демонстрируют медленно растекающуюся лужу крови под музыку Бетховена и Вивальди? Даже случайно брошенная фраза или необычный подбор слов могут оказаться очередной отсылкой, глубже раскрывающей суть картины.
Но только зритель решает, что раскусил общий замысел, почувствовал собственное превосходство, как Гай Ричи вновь все выворачивает таким образом, чтобы поразить. Победа в фильме — это не просчитанная последовательность ходов и тактик, а простой выход из игры, отказ следовать правилам. Даже финальная стычка со злодеем оказывается актом милосердия и прощения, из-за чего стереотипный Мака даже и не знает, как ему реагировать.
Еще один смысловой пласт кино — это восстание против себя и своих низменных влечений, отказ от мирской суеты ради чего-то возвышенного, но не всегда праведного. Режиссер адаптирует под современные реалии немецкую ветвь психологии и пытается донести ее до зрителей. Местами слишком прямолинейно и грубо, но иногда настолько филигранно, что сам себе удивляешь — как такой фильм можно было воспринимать боевиком?!
«Револьвер» — кино многих смыслов и неоднозначных решений. Возможно, не лучший фильм Ричи, но точно самый экспериментальный.
Автор: Никита Казимиров
В оригинале опубликовано в материале «Лучшие фильмы Джейсона Стэйтема»
5. «Рок-н-рольщик» (RocknRolla), 2008
Когда «Рок-н-рольщик» только вышел, его встретили не с распростертыми объятиями, а с ковшами критики. Мол, Ричи кончился. То мрачный и заумный «Револьвер», то вот это неудачное возвращение к корням. А на самом деле фильм хороший.
В нем есть все, что Ричи так любит и грамотно использует. Колоритные бандиты, знаменитые харизматичные актеры (на тот момент малоизвестный Том Харди тут сыграл самого забавного персонажа из шайки Джерарда Батлера), криминальные разборки, меткий юмор и очень крутые русские, которые спокойно могут в трусах отплясывать под Сектор газа, заправляясь водкой и готовя мачете к работе.
Гай Ричи решил снять историю, где слово «рок-н-рольщик» обретает не совсем типичное воплощение. По сюжету местный криминальный авторитет Ленни решает посотрудничать с нечистым на руку русским бизнесменом, чтобы провернуть очень крупную сделку, но простейшая на словах инициатива оборачивается кошмаром.
Его людей дважды грабят при доставке денег, потом крадут картину, подаренную на время миллиардером Омовичем. Сотрудничество под угрозой. И во все это вплетены мелкие воришки, продажный чиновник, роковая бухгалтерша, которая участвует одной из самых лучших постельных сцен в истории кино, а также рок-звезда.
Кроме того, что фильм сам по себе веселый и динамичный, он может похвастаться одной из лучших ролей в карьере Марка Стронга. Его Арчи — острый на язык, разумный крутой гангстер. Не многим это будет заметно, учитывая, что большую часть фильма именно Ленни хочет таковым казаться, но истинная сила — в хладнокровии и расчетливости, а не в постоянных воплях и неуважении ко всем.
Словом — классический Ричи, которого всегда приятно смотреть.
Автор: Ибрагим Аль Сабахи
4. «Шерлок Холмс: Игра теней» (Sherlock Holmes: A Game of Shadows), 2011
Первый «Шерлок Холмс» — абсолютный провал в художественном плане. Все попытки Ричи что-то круто снять разбиваются об отсутствующий сюжет, абсурдного опереточного злодея и одинаково раздражающие любовные линии Холмса и Ватсона. Но вторая часть от совсем других, нормальных сценаристов (супружеский дуэт Мишель и Кирана Малруни) — превосходно рассказанная захватывающая история с лучшими экшен-сценами во всей фильмографии Гая Ричи.
От пассии Шерлока избавляются в первой сцене, от жены Ватсона — чуть ли не во второй. В итоге Роберт Дауни-младший и Джуд Лоу наконец-то оказываются наедине и, на фоне шуток об истинной природе отношений Холмса и Ватсона, на всю катушку сражаются с силами, пытающимися раньше срока развязать Первую мировую.
Злодей — никто иной как профессор Мориарти, да еще и в исполнении одного из лучших актеров мира — Джареда Харриса («Безумцы», «Чернобыль»). Этот скромный с виду математик с испачканными мелом пальцами оказывается настолько крут в рукопашном бою, что Холмсу и профессору даже не нужно двигаться — они оба несколько раз проигрывают в умах возможные варианты развития поединка, пока не приходят к одному, финальному.
Эта сцена, как и весь фильм — стремительная партия, которую разыгрывают два величайших шахматиста в истории детективного фикшна. Самая большая заслуга сценаристов тут — в том, насколько достойным соперником оказывается Мориарти, и как тонко его переигрывает Холмс. Поединок всегда в первую очередь интеллектуальный — и только потом физический.
Мета-фикшн тут тоже используется мастерски — мы все знаем, чем кончится это противостояние, и с первой встречи героев в тихой университетской аудитории начинаем слышать рев Рейхенбахского водопада.
Погоня через лес после приключений на оружейном заводе — лучшая боевая сцена в творчестве Ричи и одна из лучших в кино. И по напряжению, и по эффектам, и по звукам с музыкой, и по работе с камерой, и по самой невозможности ситуации, в которой оказываются герои (по ним, помимо прочего, стреляют из Большой Берты).
Это настоящий шедевр приключенческого кино, сопоставимый с лучшим и, на мой взгляд, столь же недооцененным приключенческим сиквелом в истории — фильмом «Индиана Джонс и Храм судьбы». Единственная его слабость — добавленный для галочки сильный женский образ в лице модной тогда Нуми Рапас. Но ей, по счастью, отведен абсолютный минимум хронометража.
Также это наименее авторский и наиболее коммерческий фильм Ричи — единственный фильм в этом списке, который можно представить в руках другого режиссера. Но качество этой «контрактной работы» все равно безумно высокое.
Автор: Александр Башкиров
3. «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels), 1998
В свое время дебют режиссера-сценариста Ричи производил ошеломляющий эффект. Перед нами в необычном стиле и даже цветовой гамме разыгрывались смешные и правдивые сцены жизни никогда ранее не виданного в мэйнстримном кино современного лондонского дна. Играли их непрофессиональные актеры, а сняты они были такой уверенной рукой, какой дебютные фильмы не знали со времен «Бешеных псов».
22 года спустя от лондонского дна на экранах никуда не деться даже в блокбастерах, а 3 из 4 местных гопников, взятых Ричи на главные роли, ворочают крупными ролями и голливудскими фильмами. Все, что остается от Lock, Stock при пересмотре — это безумно энергичный, но крайне непрофессиональный сценарий, по которому разгуливают штук 10-12 лишних персонажей. А также непонятно как снятая за такие ничтожные деньги перестрелка с использованием ручного пулемета «Брен» и позаимствованная из оригинальной The Italian Job финальная сцена (клиффхэнгер в самом прямом смысле этого слова).
Прочие сцены и диалоги промахиваются столь же часто, что и попадают в цель — и держатся не столько на литературных талантах Ричи, сколько на идеальном соответствии «актеров» (как правило, реальных бандитов, вышибал и бывших драчунов-футболистов) и материала.
Отдельные стилистические находки — изумительно снятая, хоть и вряд ли заслуживающая такого хронометража игра в карты, вся сцена ограбления с «Бреном», оставленная за кадром финальная перестрелка, — свидетельствуют о том, что перед нами выдающийся, самобытный художник, который пойдет очень далеко…, но все-таки не в этом фильме. Он рассказывает очень простую историю, ключевые события в которой происходит не по логике действий героев, а просто по воле случая.
На мой взгляд, «Карты, деньги» проигрывают не только Snatch от самого Ричи, но и Layer Cake (у нас — «Слоеный пирог») его отколовшегося продюсера Мэтью Вона. Вот уж где действительно изящный и продуманный сюжет подкрепляется сумасшедшим качеством режиссуры и безупречными актерскими работами.
Автор: Александр Башкиров
2. «Большой куш» (Snatch), 2000
Определимся сразу: вся линия с боксером-цыганом в этом фильме — лучшее, что когда-либо написал и снял Гай Ричи. Вместо классического бокса тут показывается его самая брутальная разновидность — bare knuckle boxing, поединки без перчаток, издавна пользующиеся успехом в Великобритании и в наше время набирающие популярность как более кровавая и доступная широким массам альтернатива смешанным единоборствам.
Брэд Питт, Джейсон Стэйтем, фактически дебютирующий в большом кино Стивен Грэм и комедийный лондонский актер Алан Форд в роли самого страшного и реалистичного злодея из британских криминальных фильмов — все, что нужно Snatch, чтобы рассказать абсолютно законченную, самобытную, невероятную по напряжению историю.
Это пародия сразу на все клише фильмов о боксерах, практически идеальное сочетание криминального триллера со спортивной драмой, предвосхитившее, помимо прочего, взлет ирландского бойца ММА Конора Макрегора (12 декабря 2015 года вырубившего Жозе Алду 1 ударом на первых секундах схватки). А уж что творит Ричи-режиссер, дорвавшийся до боксерского ринга…
Такой энергии, такого ощущения движения и кинетики каждого удара — использования ракурсов, музыки, монтажа в сочетании с хореографией поединка и необычным положением тел бойцов, — не передают ни Скорсезе в «Бешеном быке», ни даже Рон Шелтон в одном из самых великих и недооцененных боксерских фильмов «Бей в кость». Собственно, единственное, что можно ставить рядом с финальным поединком Snatch — это финальный бой из первого «Рокки».
Но эта пятиминутная сцена — не только достижение хореографии, она еще и безупречно вложена в драматургию фильма. Переход от абсолютного отчаяния к триумфу победы тут происходит не на ринге, а в темном переулке за местом проведения боя, самое брутальное — не хруст, с которым забинтованные кулаки впечатываются в скулы, а то, как меняются лица всех персонажей, понимающих, насколько глубоко их только что поимели.
Уникальность Snatch в том, что самые жестокие события там происходят ЗА рингом — и даже такой грязный и бесчеловечный вид спорта, как бокс голыми руками, тут выглядит своего рода светлой отдушиной. К сожалению, этот безупречный мини-фильм у Ричи упакован в тучное тело ремейка «Карт, денег» с бриллиантом вместо старинных ружей. Вся навороченная линия с бриллиантом мало что не имеет никакого отношения к боксерской истории. Она еще и вторична и страдает всеми недостатками Lock, Stock and Two Smoking Barrels, помноженными на более крупный бюджет и участие профессиональных американских актеров.
1. «Агенты А.Н.К.Л.» (The Man from U.N.C.L.E), 2015
Пересматривая все фильмы Ричи для этого топа-марафона, я удивился, до чего устарели отдельные элементы «Куша» и «Карт»… и до чего прекрасно сохранилась каждая секунда экранного времени самого непонятого и недооцененного фильма этого режиссера.
The Man from U.N.C.L.E. — шпионская ретро-лента, действие которой происходит в 1963 году, на пике Холодной войны между США и Советским Союзом. Несмотря на это, она снята по мотивам очень неплохого американского сериала (в главных ролях — Роберт Вон и Дэвид Маккаллум), который выходил в тех же 60-х, но не пропагандировал ничего, кроме дружбы народов. Американский шпион Наполеон Соло там очень плодотворно сотрудничает с советским разведчиком Ильей Курякиным. Вместе они сражаются с абстрактной злобной организацией, скрывающейся под многозначительным акронимом THRUSH.
Да, герой Маккаллума появился в сериале практически случайно. Единственная сцена с его участием так понравилась тестовой аудитории, что сольный сериал о Наполеоне Соло (фамилия которого как бы намекает, что сериал все-таки должен был быть про одного Вона) решили переделать в парный. Но вы представляете сериал тех времен о дружбе агента КГБ с агентом ЦРУ, который выходил бы на СОВЕТСКОМ телевидении?!
По иронии судьбы фильм Ричи (подзадержавшийся в производственном аду лет на 20) вышел как раз в период стремительного ухудшения отношений двух уже демократических государств — Соединенных Штатов и России. Несмотря на довольно теплые отзывы критиков, эта великолепная картина «не зашла» ни американским, ни зарубежным зрителям и не смогла отбить бюджет в 84 $ млн без учета расходов на маркетинг (фильм собрал жалкие 107 $ млн. А с современной системой отчислений надо было собрать хотя бы 160 $).
Итак, на дворе 1963 год, действие стартует в разделенном Стеной Берлине. Соло (Генри Кавилл) должен вывести из советского сектора дочку известного немецкого ученого (Алисия Викандер), ему противостоит Курякин (Арми Хаммер). Но обстоятельства меняются — и волею своих ферзей черному и белому «слонам» приходится играть за одну и ту же сторону доски. Начинается очень сложная шпионская игра в живописных европейских декорациях, в которой, помимо прочего, Курякину нужно перевоплотиться в «мужа» героини Викандер — простого, безобидного советского инженера.
И для Кавилла, и для Хаммера это лучшие роли. Первый еще не превратился в человека-колотушку из «Миссии невыполнимой» с «Ведьмаком» и играет утонченного любителя изящных искусств, которому волей судеб приходится вкалывать на разведку. Хаммер же, которому после «Социальной сети» просто фатально не везло с фильмами и ролями, играет свой самый обаятельный, милый и нисколько не карикатурный образ. Туповатый с виду советский громила в каждой сцене открывает все новые глубины — в том числе проявляет прекрасный вкус при выборе одежды для партнерши.
Суровое советское прошлое решено не клюквой в духе «Красного воробья» или «Черной вдовы», а просто фоновой гимновой музыкой и крупными планами подергивающегося стрелкового пальца героя — при каждом упоминании отца, погибшего в сталинских лагерях. Да что там — в оригинальной озвучке очарователен даже акцент Курякина, который вместо обычного London is the capital of England нащупал тихий, мягкий и где-то даже интеллигентный псевдо-советский выговор.
Явно проникшийся темой Ричи снимает, как никогда в жизни. Понятно, что этот режиссер будет очень круто использовать музыку и передавать огромные фрагменты сюжетной информации через сверхбыстрый монтаж. Но в «Агентах» необычна и сама музыка, и темп отдельных сцен — включая вышеприведенный потрясающий эпизод с грузовиком и моторной лодкой. Все внимание уделяется не отраженному в стекле экшену, а тому, как Кавилл с крайне одухотворенным выражением лица неспешно поедает бутерброд.
И как можно забыть танцующую Викандер. И драку Кавилла с Хаммером в общественном туалете (которую продает не столько хореография, сколько реакция все того же Джареда Харриса в роли начальника Кавилла). И настолько же смешной, насколько и страшный скетч с электрическим стулом. И финальную погоню по, мягко говоря, пересеченной местности? Ричи обеими руками черпает иронию и стиль из ранних, лучших выпусков бондианы (Ян Флеминг, кстати, помогал делать оригинальный сериал), но при этом не скатывается в пародию в духе «Остина Паурса».
Единственная претензия к фильму с эстетической точки зрения — использование разделения экрана, которое начисто убивает, например, очень круто поставленный и снятый спецназовский рейд. Но это дань уважения оригинальному шоу, которая благоразумно не используется в драматургически важных фрагментах.
Да, сценарий Ричи и Лайонела Уигрэма одновременно слишком запутан и слишком прост, да, злодеям (одна из которых — потрясающая Элизабет Дебики, на мой взгляд, самая красивая актриса мира) уделяется чисто символическое количество экранного времени. Но фильм с первых кадров берет такой темп, что любые драматургические недостатки меркнут на фоне удовольствия от простого взаимодействия персонажей.
Практически все сцены посвящены тому, как Соло пытается обставить Курякина, или Курякин — утереть нос Соло, но делают они это не раздражающе, а с профессиональным уважением друг к другу. И когда героям все-таки приходит пора помогать попавшему в безвыходную ситуацию напарнику — это не пафосный момент, а будничный. К тому времени между Наполеоном и Ильей устанавливаются такие отношения, что не бросить миссию и не пойти спасать коллегу ни тот, ни другой просто физически не может.
Но расстановка фигур на доске меняется снова — и вот уже героям поручают уничтожить друг друга… Информацией и сюжетными твистами упакованы не только финальные минуты, но и секунды фильма. Если внимательно читать «досье» в заключительных титрах, о прошлом, будущем и отношениях нашего трио (плюс примкнувшего к ним нового, секретного начальника) можно узнать больше, чем из любых сиквелов и приквелов.