26 февраля 2019Музыка

Тима Белорусских и его нелепый альбом «Твой диск — моя кассета». Внезапно, с комментарием Супер Суса

В своей постоянной рубрике «По горячим следам», я написал рецензию на дебютный альбом Тимы Белорусских — одного из самых популярных русскоязычных рэперов/певцов прямо сейчас. «Твой диск — моя кассета» получился блеклым и неинтересным, что, конечно, не помешало ему стать самым прослушиваемым альбомом на русском языке начала 2019 года. Вы можете не любить Тиму, но вы его все равно услышите, так что лучше подготовиться. А для оценки и фактчекинга песни «Руферы» мы позвали главного руфера и диггера русскоязычного сегмента ютуба — Супер Суса!
В своей постоянной рубрике «По горячим следам», я написал рецензию на дебютный альбом Тимы Белорусских — одного из самых популярных русскоязычных рэперов/певцов прямо сейчас. «Твой диск — моя кассета» получился блеклым и неинтересным, что, конечно, не помешало ему стать самым прослушиваемым альбомом на русском языке начала 2019 года. Вы можете не любить Тиму, но вы его все равно услышите, так что лучше подготовиться. А для оценки и фактчекинга песни «Руферы» мы позвали главного руфера и диггера русскоязычного сегмента ютуба — Супер Суса!

Белорус Тимофей Морозов 30 января выпустил (к моему сожалению, но об этом позже) дебютный альбом «Твой диск — моя кассета» и на несколько дней заполнил своим псевдонимом — Тима Белорусских — первую десятку российских трендов сервисов Boom, Apple Music и Яндекс.Музыка. Счетчик на основном плейлисте альбома в ВК уже перевалил за 17 миллионов прослушиваний. На такое способны редкие артисты-явления.

Во-первых, хиты «Мокрые кроссы» и «Незабудка» доносились из каждого такси где-то с прошлого августа и до конца 2018 года. Эти guilty pleasure-песни, записанные на инструменталы Яна Супоненко, так прилипчивы и настолько хорошо себя чувствуют на вершине чартов, что их статистика росла естественно и почти не нуждалась в маркетинговой поддержке. Они же привели двадцатилетнего Тиму на сцену «Вечернего Урганта» и определили его авторский почерк: любовные подростковые стенания под долбящую хаус-бочку и атмосферу эстрадной попсы конца девяностых — начала нулевых.

Во-вторых, контекст музыке задает киношная история успеха. В первых редких интервью Тима рассказывал, как в 15 лет играл на виолончели в подземных переходах, пока прохожие задевали ногами подгрифник. Окончил 9 классов, бросил колледж, работал грузчиком, мороженщиком, официантом. Увидел объявление о кастинге в новый белорусский лейбл — Kaufman. Его не взяли в первом прослушивании, не взяли и во втором, но администратор вдруг уговорила продюсеров сделать исключение и вернуть Тиму. Фильм о новом народном артисте можно закончить записью «Мокрых кросс».

В-третьих, у него классная подача. Голос Тимофея хрипловато-низкий, ритмичный, самодостаточный, а баланс рэпа и пения откалиброван так, что не надоедает ни одно, ни другое. Хоть в интересных коллаборациях Тима еще не замечен, но нет сомнений — его гостевой припев украсит любую урбан-композицию.

Впервые о Тиме Белорусских я узнал прошлой осенью. Тогда же я дал волю воображению и представил, как его карьера может стать одним из первых громких кейсов русскоязычной музыки, в котором артист выпускает хиты и при этом не распыляется на полноформатные альбомы. Представьте, из ниоткуда появляется парень, записывает два стартовых хита (вы находитесь здесь) и продолжает выпускать по песне раз в месяц. Он едет гастролировать, выпустив шесть-семь композиций, и заманивает на концерты неопубликованным материалом. Будущие синглы его команда отбирает не только по комментариям в Instagram, но и в зависимости от реакции живой публики. В итоге мы получаем молодую поп-звезду с ностальгической музыкой, но разбивающего форматные шаблоны, тянущиеся с 50-х годов прошлого века. Весь 2018-й год предсказывали скорую гибель альбомов, но мало кто рискнул осознанно этим воспользоваться.

Как вы уже поняли, Тима все-таки выпустил свой альбом и разочаровал не столько самим фактом его наличия (не впервые рушатся мои фантазии), сколько содержимым и даже стратегией выхода на рынок. Важно заранее отметить, что последующая критика относится только к релизу и никак не к самому артисту. А теперь начнем по порядку.

Основной тезис моей рецензии: «Твой первый диск — моя кассета» как минимум не предлагает слушателю ничего нового, как максимум — его невозможно слушать.

Мне бы хотелось сказать, что эти семь песен — все та же танцевальная музыка с атмосферой «Голубого огонька», но на деле все хуже. Слушатель не проникается милой эстетикой поп-музыки своего детства или юности, он ощущает неприятный осадок от головокружительной однобокости того продукта, которым нас кормила эстрада на протяжении многих лет. На дебютном альбоме Тима свернул в сторону пассивности и предложил своей аудитории копию копии копии <…> копии той музыки, которую слушатели ожидали. В восторге, уверен, остались лишь фанаты — самые необъективные представители музыкального рынка, целевая аудитория таких постов и таких заметок.

Понимаю, мое описание дебютника Белорусских не привлекает, но ни в коем случае не проходите мимо этого альбома. «Твой первый диск — моя кассета» — удивительная работа, полная чудес!

Тима Белорусских и его нелепый альбом «Твой диск — моя кассета». Внезапно, с комментарием Супер Суса - фото 1

Прочувствовать это вы сможете уже в первой и самой прослушиваемой песне альбома. «Я больше не напишу» — это пение навзрыд на фоне клавишных аккордов и перкуссии будто из каталога встроенных битов детского синтезатора. Но главная особенность этой композиции — в тексте. «Я больше не напишу» держится на зацикленном припеве, именно из-за таких припевов популярную музыку презренно кличут «попсой»:

Ты не простила меня, я больше не напишу. Я заблокирован, я только пью и пью. Больше нет смысла, мам, места не нахожу. Нужно искать ее, ведь мне сложно быть одному.

В припеве, вроде, много слов (ровно 30), но на приевшийся школьный вопрос: «Что этим хотел сказать автор?» тяжело ответить больше, чем: «Что-то о любви». Тимофея будто попросили спеть про сердечное томление, но настолько пространно, насколько позволят законы вселенной — и он все равно умудрился некоторые из них нарушить. Я прекрасно понимаю, неопределенные тексты в таких песнях сочиняют, чтобы слушатели неосознанно разглядывали в них отражение своего жизненного опыта, но этот припев сведет с ума любого, кто попытается его понять.

В таком же стиле «что-то о любви» записан весь альбом «Твой первый диск — моя кассета» — это единственное, что вы вспомните после его прослушивания. Взгляните, например, на бридж композиции «Возвращаться уже поздно», в котором Тима будто издевается надо мной:

Запутались сами в себе, Запутали память о всех. Распутались — никого нет, И вот мы падаем вверх.

А далее — припев:

Назад возвращаться уже поздно, Назад возвращаться несносно, Но получается, что возвращаться можно, Так что увидимся точно.

Какой ты сегодня слушатель Тимы Белорусских: который возвращается поздно или несносно? Главное, знай — возвращаться можно. Кстати, забавный факт: если зациклить слово «точно» из этого припева (таймкод — 1:06) и на фон прикрепить эту фотографию Тимофея, то такой контент вполне может попасть еще и в тренды PornHub.

Песня «Цветочный сад» — алый цветочек всей пластинки. В какой-то момент ее прослушивания перед глазами образуется картинка: Витас в самом расцвете своих рыбьих сил вдруг оказывается во вселенной кинокартин «Горько!» и танцует вместе с бабушками, дедушками, тетями, дядями. И в теории тебе тоже должно быть весело, но ты ребенок и тебе не позволяют напиться до такого состояния, чтобы мозг мог справиться с этим окружением. Описать точнее «Цветочный сад» я не могу.

Если уж и выделять что-то неплохое на альбоме «Твой первый диск — моя кассета», то это два последних трека — «Мальчик бабл-гам» и «Песня-SOS». У первого — приятный мотив и динамика, candy-crash-лексикон, а вторая слегка экспериментирует со звуком — можно услышать даже электрогитару. Но эти эксперименты все равно остаются с привкусом чего-то до боли знакомого. Например, «Песня-SOS» крайне похожа на ту композицию, которую обычно в самом конце исполняют участники «Фабрики звезд» (если помните, что это такое):

Еще увидимся, ты не грусти. Мы еще встретимся, верь мне и жди. Если станет сложно и очень sad, Нажми на песню S-O-S.

Тима Белорусских и его нелепый альбом «Твой диск — моя кассета». Внезапно, с комментарием Супер Суса - фото 2

Ладно, шутки в сторону. Стратегия Тимы и лейбла Kaufman предельно ясна. В командных видах спорта бывают ситуации, когда одна из команд садится в глубокую оборону, если счет его устраивает. В футболе обычно говорят: «Команда играет на удержание счета», но по иронии, такая тактика часто разваливается под конец матча. «Твой первый диск — моя кассета» — это 23 минуты игры на удержание. Счет, который хотел удержать Тима, — это отличная реакция на предыдущие хиты «Мокрые кроссы» и «Незабудка». Если целью Тимы и лейбла Kaufman было желание заработать на уже выстроенной популярности — то исход удачный, Если создать интересный альбом — нет.

«Я послушал „Кроссы“ — и тут же понял, что это не просто хит. Что это АРТИСТ», — восклицает успешный певец и музыкальный менеджер Bahh Tee в интервью The Flow. Несмотря на слабый дебютный альбом, Тима остается все тем же классным молодым АРТИСТОМ с узнаваемым голосом и стилем.

Основная проблема фрешменов, которые неожиданно выстреливают хитами, — они чувствуют себя всемогущими. Они пробились, во всем сами разобрались и теперь другие должны подстраиваться под них, но реальность сурова — в последние годы молодые звезды быстро заявляют о себе и, к сожалению, так же быстро исчезают. Одно из средств профилактики этой «фобии Локимина» — выстраивание сильной команды вокруг артиста или «контракт на 360», когда командой становится лейбл, желательно крупный.

Сейчас у Тимы Белорусских слабая support-команда, чтобы доказать это, достаточно задать один вопрос: почему популярный альбом под названием «Твой первый диск — моя кассета» не продается ни в виде кассет, ни даже в виде CD-дисков хотя бы крайне ограниченным тиражом в качестве мерча?

Тима Белорусских и его нелепый альбом «Твой диск — моя кассета». Внезапно, с комментарием Супер Суса - фото 3

А теперь передаю слово гостю моей рецензии — Супер Сусу. Приметив в треклисте альбома песню под названием «Руферы», я не мог не вспомнить о популярном киевском руфере, диггере и видеоблогере, который скрывается от правосудия то в тоннелях метро, то на башенных кранах. Я попросил Виталия оценить композицию и ответить на ряд моих вопросов. Вот, что из этого получилось.

Тима Белорусских и его нелепый альбом «Твой диск — моя кассета». Внезапно, с комментарием Супер Суса - фото 4
Комментарии 13
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Марио Водопроводчик
Марио Водопроводчик

Большая статья по совершенно отвратительной музыке. Спасибо за материал, который мне даже не интересно читать.

Максим Трошин
Максим Трошин

"одного из самых популярных русскоязычных рэперов/певцов прямо сейчас"

кто-то назовет другие песни, кроме "капают, капают"? До этой статьи я даже не знал имя исполнителя, не говоря уже о других его хитах и мега-популярности

tvorog.yqbuj
tvorog.yqbuj

Не читал, но осуждаю. Сколько вам занесли за пиар какого-то ноунейма? Слышу о нем первый и очень надеюсь последний раз.