19 февраля 2022Кино
Обновлено 19.02.2022

«Техасская резня бензопилой» как дурной пример: чем зрителей утомили ремейки-сиквелы старых слэшеров

Обложка и фото в материале: кадры из фильма «Техасская резня бензопилой» (2022)
Обложка и фото в материале: кадры из фильма «Техасская резня бензопилой» (2022)

Ремейк-сиквел слэшера «Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre) вышел на Netflix 18 февраля. Фильм стал очередной неудачной попыткой оживить культовую франшизу — он сразу получил низкие оценки и негативные отзывы критиков. Автор «Канобу» Мари Григорян на примере очередного риквела (ремейка и продолжения) объясняет, почему зрителям, критикам и журналистам из раза в раз не нравятся продолжения фильмов, уже отживших свой век.

Как «Техасская резня бензопилой» 2022 года связана с одноимённой франшизой

Новая часть «Техасской резни бензопилой» — и сиквел, и мягкий ребут франшизы. Она началась с одноименного фильма 1974 года, который режиссёр Тоуб Хупер снял с маленьким бюджетом (700 тысяч долларов с учётом инфляции) и неизвестными актёрами. В первом фильме пятеро молодых людей оказались в глуши, где попали в лапы убийце по прозвищу Кожаное Лицо. Из пятерых выжила только одна девушка, Салли Хардести.

Маньяк получил своё прозвище из-за того, что надевает кожу с чужих лиц, как маски. Образ косвенно основан на реально существовавшем серийном убийце Эде Гине, который делал одежду из кожи жертв.

«Техасская резня бензопилой» как дурной пример: чем зрителей утомили ремейки-сиквелы старых слэшеров - фото 1

Во франшизе о Кожаном лице шесть основных фильмов, которые выходили с 1974 года по 2017 год, и одна попытка перезапуска. В 2018 году студия Legendary Pictures купила права на франшизу и персонажей, именно так появился новый фильм 2022 года: «Техасская резня бензопилой». Он вышел сразу на Netflix; производство фильма доверили малоизвестному режиссёру Дэвиду Блу Гарсии, сценаристу-дебютанту Крису Дэвлину и автору триллера «Не дыши» Федерико Альваресу.

По сюжету в заброшенный техасский городок Харлоу приезжает группа молодых людей. Данте (Джейкоб Латимор) вместе с невестой мечтают превратить Харлоу в город для хипстеров, с модными магазинами, кафе и арт-галереями, и приглашает инвесторов. Их подруга Мелоди (Сара Яркин) приехала с младшей сестрой-подростком Лилой (Элси Фишер) — та недавно пережила стрельбу в школе, и оставлять её одну дома было нельзя. Где-то в Харлоу затаился Кожаное лицо (Марк Бёрнэм), которого никто не видел после знаменитой резни 74-го года.

Почему «Техасскую резню» и другие риквелы так скучно смотреть?

1) Возрождение злодеев, которых пора похоронить

«Техасская резня бензопилой» как дурной пример: чем зрителей утомили ремейки-сиквелы старых слэшеров - фото 2

Убийца по прозвищу Кожаное лицо не обладает сверхъестественными способностями, стареет и слабеет: согласно синопсису фильма, в «Техасской резне бензопилой» ему под шестьдесят лет. Хотя на деле возраст Кожаного лица в первом фильме не уточнялся, и персонаж может быть даже старше. В сценах погонь заметно, как он не поспевает за молодыми жертвами; мелкая и лёгкая Мелоди может помешать ему, просто прыгнув на спину.

Однако, как и в ребуте «Хэллоуина», авторы делают злодея неубиваемым наравне с Фрэдди Крюгером — персонажем из кошмаров, который по сути не является человеком.

Героини фильмов «Хэллоуин» (2018) и «Хэллоуин убивает» (2021) кромсают Майерса ножом и рубят топором, а один раз даже пытаются сжечь. Всё это оказывается бесполезным, потому что Майкла не может победить даже толпа людей с оружием. Так образ злодея становится не только не угрожающим, а почти карикатурным. Как «Канобу» уже писал в рецензии на «Хэллоуин убивает», Майерс и Кожаное лицо воплощают собой хоррор-франшизы, которые нельзя убить ни плохими кассовыми сборами, ни низкими оценками критиков и зрителей.

Кожаное лицо пора хоронить не только физически, но и метафорически. Образ психически нездорового убийцы использовался в кино годами, и принимал самые разные формы: от интеллектуала Ганнибала Лектера и нарциссического маньяка Патрика Бэйтмана до реальных серийных убийц, о которых снимают целые сериалы в духе «Охотника за разумом». Образ безмолвного психопата с оружием в руках в 2020-е годы уже не пугает — только вызывает желание увидеть наконец какого-нибудь нового злодея.

2) Попытки повторить культовые сцены и локации

Полное отхождение от оригинала в некоторых случаях может пойти хоррору или слэшеру на пользу: например, новая часть франшизы «Поворот не туда: Наследие» попала в список лучших хорроров 2021 года от «Канобу». Концепция злодеев сменилась, да и герои уже едут не по Западной Виргинии, а в тур по горам Аппалачи. Благодаря этому фильм развивается в новом направлении, а не банально повторяет оригинальный слэшер.

Авторы «Техасской резни бензопилой» не просто вернули действие в жаркий штат Техас, под палящее солнце. Герои снова попадают в полную глушь, где на несколько километров нет ничего, кроме заправок. Кожаное лицо живёт в старом полуразрушенном доме подобно тому, в который притащили Салли Хардести в фильме 1974 года. И даже финальные сцены старого фильма и риквела совпадают, за исключением пары деталей.

В новой «Техасской резне бензопилой» старые приёмы действуют намного слабее. Зрители проводят недостаточно много времени в страшном доме, чтобы почувствовать ужас замкнутого пространства; по зрелищности это очень далеко от знаменитой сцены ужина Салли с Кожаным лицом и его семьёй в оригинале Тоуба Хупера. Менее эффектной вышла и та самая финальная сцена с уезжающей вдаль машиной и Кожаным Лицом, который трясет в воздухе бензопилой. Такие повторы только подчёркивают, насколько блёклым вышел новый фильм на фоне оригинала.

3) Социальные подтексты, которые не успевают раскрыться

Оригинальная «Техасская резня бензопилой» показывала ужасы американской глубинки, и при желании в ней вполне можно было найти красивую метафору социальных проблем. Некоторые критики видели как обличение капитализма, так и извращённую пародию на семью из американского ситкома. Но на поверхности это сильный слэшер, задача которого — пугать, удивлять, вызывать сильные эмоции.

Новая версия, как и многие другие ремейки, не смогла обойтись без высказываний на важные социальные темы. Темнокожий персонаж Данте резко реагирует на то, что в одном из домов вывесили флаг конфедератов — сторонников рабовладельчества; Лила постоянно трогает шрам от пулевого ранения, которое получила в результате стрельбы в её школе. И расизм, и возросшие случаи массовых убийств в школах, безусловно, важные темы, но в течение фильма к ним почти не возвращаются.

«Техасская резня бензопилой» как дурной пример: чем зрителей утомили ремейки-сиквелы старых слэшеров - фото 3

В классических слэшерах, где большая часть действия посвящена убийству, на полноценное раскрытие этих тем не хватает времени. Исключением можно назвать разве что «Кэндимена» 2021 года: в этом фильме концепцию оригинальной франшизы переработали специально для того, чтобы сделать её высказыванием о расизме и навязчивых идеях.

Но сценаристы «Техасской резни бензопилой» не могут найти баланс между социальным и развлекательным. То же самое произошло с неплохим риквелом франшизы «Крик» 2022 года — в финале картины герои внезапно решают высказаться о токсичности интернета и фанатской культуры. На выходе получается просто слэшер с внезапными вкраплениями серьёзных вопросов, на которые нет никакого ответа.

4) Перенос действия в современность

«Техасская резня бензопилой» как дурной пример: чем зрителей утомили ремейки-сиквелы старых слэшеров - фото 4

Действие почти всех последних ремейков происходит в современности. Чаще всего у героев есть смартфоны, машины с навигатором и другие блага цивилизации. В «Техасской резне бензопилой» Кожаное лицо натыкается на группу инвесторов, которые тут же начинают снимать его на камеру и даже вести прямой эфир в Instagram — в Харлоу, оказывается, прекрасно ловит сотовая сеть.

Но это единственный момент, когда персонажи фильма используют современные технологии. В связи с этим возникает недоумение: зачем действие «Техасской резни бензопилой», а также «Хэллоуина», «Кошмара на улице Вязов» и других фильмов вообще происходит в наши дни? Время действия не привносит в фильмы ничего нового. Скорее, оно вызывает раздражение в моменты, когда герои не могут дозвониться до службы 911 и позвать на помощь.

Кроме того, действие в современности вынимает из фильмов всю ностальгию. Хотя продюсер Федерико Альварез уверял зрителей, что «Техасскую резню бензопилой» снимали «в духе старых слэшеров», в этой картине нет ничего олдскульного: это стерильная картинка с неоновым освещением, вай-фаем и отсылками к современной культуре. И ни в любителях старых слэшеров, ни в зрителях нового поколения она ужаса вызвать не способна, даже несмотря на кровавые сцены убийств.

Комментарии 11
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Всё так. Фильм откровенно слабый и, на удивление, какой-то совершенно неудачный. Режиссёр либо не был до конца уверен, что он хочет снять, либо студия не дала развернуться. Сначала казалось, что Leatherface будет крошить этих миллениалов налево и направо в бунте против джентрификации. Сюда же напрашивалось очевидное высказывание на тему "блэкфейса" и cancel culture. Этого не произошло. Потом думалось, что пойдёт «pro guns» высказывание в духу Run Hide Fight, но тоже мимо. В итоге весь социальный пар ушёл в свисток. Остался только абсолютно невнятный злодей убивающий откровенно неприятных героев, за которых переживать даже и не хочется. У нового "Кэндимена" были интересные визуальные решения. У нового "Крика" - бомбардировка метой. "Резня" же может предложить только натуралистичные убийства, но кого этим сейчас можно удивить. Имхо