Сюжет из фанфика и Вескер-неканон: а есть ли хорошее в сериале «Обитель зла» от Netflix?
Очередная экранная адаптация серии Resident Evil вышла на Netflix 14 июля. Сериал «Обитель зла» не основан на конкретной игре, а скорее напоминает фанфик по вселенной – и, судя по реакции зрителей, этот фанфик им не понравился. Редактор «Канобу» Мари Григорян посмотрела все восемь эпизодов и решила разобраться, что положительного есть в очередной попытке нажиться на популярной франшизе.
О чем «Обитель зла»
Действие сериала происходит в двух разных временных линиях, 2022 и 2036 году. К этому моменту Раккун-Сити уничтожен, а прорыв Т-вируса представили общественности как несчастный случай. Альберт Вескер когда-то работал в Арклейской лаборатории, как и в играх – правда, неизвестно, чем именно он там занимался. С тех пор агента перевели на другой проект.
В 2022 году Вескер (Лэнс Реддик) и его дочери-близнецы, Джейд (Тамара Смарт) и Билли (Сиена Агудонг) приезжают в Нью-Раккун-Сити. Закрытый городок создан для опытов «Амбреллы», которой теперь управляет Эвелин Маркус (Паола Нуньес) – дочь одного из основателей, Джеймса Маркуса. Корпорация тестирует новый препарат под названием Joy: он может снизить тревожность, вылечить депрессию и полностью поправить психологическое здоровье человека. Но в основе Joy лежит уже знакомый Т-вирус – а значит, жди беды.
Четырнадцать лет спустя на Земле воцарился постапокалипсис. После прорыва в Нью-Раккун-Сити инфицированные Т-вирусом свободно бродят по планете. Повзрослевшая Джейд Вескер (Элла Балинска) теперь работает на загадочный Университет. Учёные надеются найти среди зомби очевидных лидеров, научиться ими управлять и в конце концов взять Т-вирус под контроль, как любую другую эпидемию. Но у «Амбреллы» другие планы на Университет, а заодно и на саму Джейд.
Главные проблемы сериала
Сериал от Netflix – действительно больше фанфик (фанатское творчество) по вселенной Resident Evil, чем адаптация игр. У него есть все характерные признаки: вольное обращение с первоисточником, сюжетные дыры и бесконечные отпрыски каноничных героев. Ответом со стороны фанатов игр был заниженный рейтинг шоу – на IMDb у него всего 3.6 баллов.
Ситуация схожа с тем, как фанаты книг о Гарри Поттере раскритиковали «Проклятое дитя». Даже причины критики совпали: например, на роль Гермионы Грейнджер выбрали темнокожую актрису, а изначально белого Альберта Вескера в сериале сыграл Лэнс Реддик. Так что можно было бы списать недовольство зрителей на расизм, консервативный подход к Resident Evil и даже персональную неприязнь к адаптациям Netflix. Поклонники терпеть не могут, когда стриминг переснимает их любимые истории – достаточно посмотреть на отзывы о «Ведьмаке» или «Ковбое Бибопе».
Но «Обитель зла» (Resident Evil) действительно плоха, даже если рассматривать её в отрыве от игровой франшизы. Сюжетные дыры, множество лишних элементов и второстепенных героев, паразитирование на уже существующей франшизе делают сериал неудобоваримым. Тяжелее всего воспринимаются две основные сюжетные линии: они очень сильно расходятся по тону, настроению и даже жанру.
Пока взрослая Джейд пытается спасти мир, её младшая версия разыгрывает некое подобие «Детей шпионов» Родригеса. Будучи школьницей, она с легкостью взламывает систему безопасности «Амбреллы», а также спасает сестру из разных передряг, заигрывает с полезным для неё парнем и переживает кризис в отношениях с отцом. Меньше всего ожидаешь увидеть в сериале о зомби слабую подростковую драму.
При этом Resident Evil от Netflix не справляется с самым главным. Фанфикшен может быть написан интересно и талантливо: авторы отвечают на вопрос «что, если…?», исследуют малоиспользуемые части лора и вселенной, а иногда даже создают более интересных героев на основе существующих образов.
Но сценаристы Resident Evil просто написали невнятную историю с Т-вирусом и генно-модифицированными девочками. Этот сюжет не только выбивается из канона, но и рассыпается из-за алогичности и несостыковок, если посмотреть на него пристальнее. К концу восьмой серии невозможно понять, что хотели сказать авторы – и нарративно, и тематически. Это просто очередной избыточный кусок контента, который зрители включают из-за знакомого названия и забывают спустя месяц.
Неожиданные плюсы «Обители зла»
Темнокожий Вескер – внезапно, лучшее в сериале
При всех минусах сериала некоторые его элементы хочется отстоять, как неплохие или хотя бы интересные. После первых новостей о новом Resident Evil фанатов больше всего возмутил кастинг американского актёра Лэнса Реддика (франшиза «Джон Уик», «Грань») – ведь в играх Вескер был белокожим. Издания даже шутили, что Netflix «забыл о белых мужчинах».
Но именно харизма Реддика, его исключительный актёрский талант и сильная энергетика спасают большую часть сериала. Да, Вескер получился далёким от канона: на первый взгляд это не машина для убийств и даже не хладнокровный учёный, способный извращать природу (в том числе свою). Но оригинальный персонаж не был раскрыт в играх вне миссий «Амбреллы», а созданный Реддиком образ получился любопытным. Он сочетает в себе разные ипостаси одного человека, на котором, без преувеличения, лежит ответственность за человечество. Вескер одновременно чуткий и заботливый – но также жёсткий и дисциплинированный, и две грани характера актёр переключает легко, как по щелчку. К тому же, резкая перемена в характере агента «Амбреллы» объясняется сюжетом.
Художникам удались декорации постапокалиптического Лондона и дизайн зомби
Большинство декораций и концептуальных решений в линии 2036 года выглядят действительно круто. Джейд Вескер путешествует по заброшенному Лондону, попадает в несколько разных убежищ выживших, включая странный, но забавный культ Т-вируса. Она также спасается от зомби на бронированной машине, сжигает их специальной огневой установкой и спускает на врагов огромного инфицированного крокодила. Это выглядит так же драйвово и разнообразно, как звучит; чего стоит одна сцена отстрела зомби под трек Feels Just Like It Should группы Jamiroquai!
Авторы сериала и художники по декорациям вдохновлялись не только серией Resident Evil, но и фильмом «Дитя человеческое». Шоу ни в одном кадре не приблизилось к культовой сцене из этой картины, но их атмосфера иногда действительно схожа. И отдельно хочется похвалить внешний вид зомби, над которыми действительно постарались – особенно над Матерью Ноль. Классическая инфицированная собака в арсенале Netflix тоже есть, и это только начало целого ряда отсылок.
Но всё это меркнет перед тем, как скучно сделана ветка 2022 года – почти всё действие происходит либо в бесцветном, стерильном Нью-Раккун-Сити, либо в тёмных лабораториях «Амбреллы». Смотреть эту линию попросту тоскливо. Из-за недостатков в распределении хронометража много зомби зрителям тоже можно не ждать: самые узнаваемые монстры RE появляются и мгновенно умирают.
Конфликт сестёр в духе «Аркейна» имел потенциал
При всей периодической тупости сюжета, проваленной мотивации и дурацких второстепенных персонажах две главные героини – Джейд и Билли – не вызывают отторжения. Сериал с самого начала намекает, что в 2022 году произошло нечто трагичное. Чуть позже оказывается, что эти события развели сестёр по разные стороны баррикад: Джейд работает на Университет и во благо человечества, Билли – на «Амбреллу».
И потенциал у этой линии действительно был. Отношения Билли и Джейд в подростковом возрасте сложные, но в них чувствуется сестринская любовь и искренняя забота друг о друге. Нагнетание конфликта и известная примерно со второго-третьего эпизода конечная вражда двух героинь – один из немногих движков сериала. Это не конфликт уровня Паудер/Джинкс и Вай из сериала «Аркейн» (Arcane: League of Legends), но динамика всё равно вышла бы любопытной.
Но довести идею до ума авторы так и не смогли. Наиболее показателен разговор Джейд с Билли в финале сезона, который сложно анализировать без спойлеров.
Авторы попытались создать что-то новое
Несмотря на все перечисленные минусы, Resident Evil вызывает больше симпатии, чем прошлогодний полнометражный ремейк игры. «Обитель зла: Раккун-Сити» один в один повторяла оригинал, пытаясь одновременно уместить в первом фильме все любимые сцены режиссёра, кучу лишних отсылок и элементы лора из других частей.
Удивительно, но авторы сериала Netflix подбирали отсылки к играм бережнее, а встраивали их логичнее. Даже пресловутое упоминание опытов и экспериментов Маркуса здесь скромнее и уместнее. Дань оригинальным играм не затмевает попытки создать новый сюжет и героев, дать франшизе неожиданное направление. Жаль только, что попытки вышли отвратительно провальными.