04 марта 2019Киберспорт
Обновлено 04.03.2019

Сможет ли Apex Legends стать киберспортом?

Apex Legends побила множество рекордов и была очень тепло встречена игроками. Популярные стримеры уходят из других «БР» в Apex. Весь этот «хайп» тут же привлек киберспортивные организации, которые уже начали набирать команды. Но есть ли связь между «хайпом», приправленным восторженными отзывами, и киберспортом?
Apex Legends побила множество рекордов и была очень тепло встречена игроками. Популярные стримеры уходят из других «БР» в Apex. Весь этот «хайп» тут же привлек киберспортивные организации, которые уже начали набирать команды. Но есть ли связь между «хайпом», приправленным восторженными отзывами, и киберспортом?

Apex Legends — отличная игра, но…

Но достаточно ли одного этого факта, чтобы стать успешной киберспортивной дисциплиной? Нет. Сейчас в киберспорт идут почти все, даже условный симулятор фермы готов проводить турниры. Надо понимать, что несмотря на фантастические отчеты Nielsen аудитория киберспорта еще не так велика, как хотелось бы многим издателям. И уж тем более она уступает аудитории игр. А значит никакие рекорды по количеству игроков, которые ставит сейчас Apex Legends, не гарантируют ей зрительский интерес на турнирах. Аудиторию придется «выгрызать» у других дисциплин и чемпионатов. Вот только наточены ли у Electronic Arts на это зубы — большой вопрос.

Сможет ли Apex Legends стать киберспортом? - фото 1

Отсутствие официальных анонсов

Многие киберспортивные организации (Fnatic, NAVI, NRG и др.) уже активно занялись поиском игроков для Apex Legends. Однако официальных анонсов от EA еще не было, как и четкой стратегии развития киберспорта. Да, в Apex уже прошло несколько турниров, но все они были исключительно для стримеров. Подобные мероприятия держатся исключительно на медийности его участников и не особо связаны с киберспортом. Конечно, киберспорту нужны медийные личности, но только те, которые «выросли» именно в этой игре. Например, такие звезды, как s1mple, Faker, Sumail, которые для зрителя являются олицетворением соревновательной сцены конкретной игры. Но к этому мы еще вернемся.

Главное отличие киберспорта от традиционного спорта — зависимость от разработчиков и издателей игры. Они определяют «мету» игры, регламент сезона, призовые и вообще весь курс развития.

Посмотрите, что произошло с Heroes of The Storm. В этом году мы стали свидетелями «смерти» киберспортивного HoTS. Одно решение Blizzard уничтожило почти всю соревновательную сцену.

Большинство организаций тут же отвернулось от HoTS, ведь без поддержки «метелицы» крупных турниров не будет. Подобный принцип работает и в других дисциплинах. Да, коммерческих турниров в киберспорте хватает, но они лишь дополняют официальные, но никак не могут их заменить.

Киберспортивная сцена любой игры (Overwatch, LoL, Dota 2) держится на крупных официальных чемпионатах и лигах. Поэтому все разговоры о перспективах Apex Legends на начальном этапе не имеют смысла, пока не будет официально анонсированных турниров, с понятным регламентом и четкими датами проведения.

Не так давно киберспортивные организации уже наступили на грабли, поверив в игру раньше времени. Речь про Artifact. Valve громко заявила о турнире с призовым фондом в $1 млн и организации тут же бросились искать игроков. Спустя полгода никто так ничего и не знает об этом турнире.

Например, Virtus.pro еще задолго до выхода Artifact объявила о подписании игроков. Генеральный менеджер «медведей» Роман Дворянкин, как и многие, крайне оптимистично смотрел на перспективы игры.

Valve не выпускала игры уже несколько лет, а значит следующая должна быть мощной. Я уверен, что компания приложит все усилия, чтобы это было именно так. Поэтому мы считаем, что Artifact станет тем самым следующим большим проектом.

Что вышло в итоге мы все знаем. Интерес к игре упал, а крупных турниров сообщество так и не дождалось. Вполне объяснимо, что многие организации поверили в Artifact, ведь за ней стояла Valve — компания, которая как никто другой знает как развивать киберспорт.

Кстати, сама Virtus.pro недавно сократила свой состав по Artifact до одного человека.

Стоит разработчику откровенно «забить» на свое творение, как разговоры о киберспорте тут же утихают.

Сможет ли Apex Legends стать киберспортом? - фото 2

EA и киберспорт

Говорить, что у EA нет опыта в киберспорте — не совсем верно. Компания уже давно организует турниры по своим спортивным симуляторам, главный из которых — FIFA. Но какого уровня эти мероприятия?

FIFA в каком-то плане — идеальная киберспортивная дисциплина:

  • Низкий порог вхождения для зрителей
  • Огромная потенциальная аудитория в лице фанатов футбола
  • Отсутствие возрастных ограничений

Пока Томас Бах метает молнии в сторону шутеров и прочих игр, где присутствует насилие, FIFA спокойно переживает все недовольства политиков, чиновников и других людей, скептически относящихся к играм. Но что в итоге? EA не смогла воспользоваться всеми этими преимуществами.

Достаточно один раз зайти на Reddit в раздел FIFA, чтобы понять, что игра полнится багами. О каком серьезном киберспорте может идти речь, когда исход игры может зависеть от очередной нелепой ошибки вратаря, зашедшего с мячом в ворота.

Даже профессиональный игрок в FIFA Kefir отмечал в интервью, что у соревновательной FIFA множество проблем.

Как по мне, FIFA просто недостаточно зрелищная для зрителей. Соревновательной FIFA не хватает шоу и эмоций.

Да и зрительского интереса турниры по FIFA почти не имеют. Самым популярным стал FUT Champions Cup Barcelona 2018, за которым в пике наблюдало 155 тыс. человек. Это меньше чем за самым популярным турниром по Rocket League.

Футбольный симулятор проигрывает игре, где в футбол надо играть машинами. Забавно, не правда ли?

FUT Champions Cup Barcelona 2018 — самый просматриваемый турнир по FIFA

FUT Champions Cup Barcelona 2018 — самый просматриваемый турнир по FIFA

В итоге за столько лет EA не смогла должным образом развить соревновательное направление FIFA. Футбольный симулятор не смог вырваться в авангард киберспорта, хотя все возможности для этого у компании были.

Сможет ли Apex Legends стать киберспортом? - фото 4

«Королевская битва» — не лучший жанр для киберспорта

Да, за «БР» интересно смотреть, если ты видишь игру глазами любимого стримера, который штампует фраги и параллельно общается с чатом. А вот киберспортивные турниры для зрителей уже не так привлекательны. Проблем тут несколько. Первая из них заключается в «обсерверах». Смотреть за соревновательным «БР» просто неудобно. Переключаться вовремя между несколькими десятками игроков сложно даже для студий, которые освещают турниры. Что говорить о зрителях, которые могут просто запутаться в происходящем. В любом случае зрелищность происходящего резко падает по сравнению с «ламповыми» стримами того же «Шрауда».

Обратимся к PUBG, как к наиболее успешному «БР» в киберспорте. Большая проблема игры (в том числе соревновательной сцены) — читеры. Они есть даже среди профессиональных игроков. Само явление читерства наносит удар по репутации любой онлайн-игры, не говоря уже о киберспорте.

Представить себе читера в ведущих командах по CS:GO сейчас невозможно. Поэтому даже когда s1mple в слепую прострелом через стену убьет кого-то из AWP — ни у одного другого игрока не появится мысли о читах. Это относится и к здравомыслящей аудитории. Зритель знает, что если он включил «мейджор», то он увидит первоклассную игру, где по определению не могут использовать читы. А вот у зрителя PUBG такой уверенности нет.

Apex Legends уже столкнулась с читерами, нашлись даже стримеры, которые не стеснялись их использовать во время трансляций. И это большая проблема для только формирующегося киберспортивного сообщества, ведь подозревать можно любого.

Из всех «БР» самых больших успехов добилась именно PUBG, пускай, и сделала это во многом за счет гигантского интереса китайского региона.

Статистика Чемпионата мира по PUBG

Статистика Чемпионата мира по PUBG

Можно вспомнить и Fortnite, которая стала настоящим феноменом не только в игровой индустрии, но и вообще в поп-культуре. Но даже безумная популярность не помогла Fortnite уверенно войти в киберспорт.

Зрители куда охотнее смотрят за игроками на их персональных стримах, чем во время турниров. Двое игроков FaZe, например, отказались от выступления на турнире в Катовице, так как стримы приносят им куда больше денег. Да и сами Epic Games, видимо, готовы пересмотреть свой подход к киберспорту. Недавно игрок Team Liquid Джейк «POACH» Брумлев рассказал, что разработчики планируют отказаться от «БР» режима в киберспорте, заменив его на что-то более привычное. Fortnite тоже не обошли стороной проблемы с читерами и багами. Даже на крупном LAN-турнире в Катовице игроки столкнулись с множеством проблем — от неполадок со звуком до застревания в деревьях.

Сможет ли Apex Legends стать киберспортом? - фото 6

Другая проблема «королевских битв» — это практически полное отсутствие небольших LAN-турниров. Любая «олдскульная» дисциплина выросла на мероприятиях, которые проводились в компьютерных клубах и торговых центрах. Организовать подобный локальный турнир по «БР» куда проблематичнее, ведь вместо 10 человек на сцене нужно будет разместить и обеспечить работающим железом 60-80 игроков.

Небольшие LAN-турниры нужны как для развития самих игроков, так и для того, чтобы создать вокруг игры фанатское ядро.

Любой игрок скажет, что LAN и онлайн-турниры — это небо и земля.

Играя в онлайне, ты все еще не чувствуешь себя полноценной частью киберспорта, не понимаешь, что он для тебя значит. Только очутившись на сцене перед фанатами, можно для себя определить, готов ли ты посвятить игре долгие годы. У «королевских битв» этого промежуточного звена между игрой за компьютером дома и чемпионатом мира на стадионе зачастую нет. А значит множество игроков будут отсеиваться.

Схожая ситуация и со зрительским интересом. История киберспортивных турниров в СНГ не всегда была успешной. До EPICENTER у нас были «Техлабсы», DreamHack Moscow и другие, возможно, мягко скажем, не самые профессионально организованные турниры. Но они внесли свою лепту в развитие зрительского интереса к киберспорту.

На таких локальных турнирах фанаты могли увидеть игроков, взять автографы и просто пообщаться с ними в курилке у черного входа.

И всего этого киберспортивные «БР» попросту лишены. Вместо таких вот турниров у них есть стримеры на Twitch, именно они должны генерировать зрительский интерес. Но стримеры, в отличие от медийных киберспортсменов в том же LoL, Dota 2, CS:GO, будут связаны с игрой лишь до тех пор, пока она приносит им деньги. Да и на LAN-турниры, как оказалось, их почти не затащишь — им это неинтересно и попросту невыгодно.

Сможет ли Apex Legends стать киберспортом? - фото 7

Что в итоге?

Apex Legends будет сложно ворваться на уже перенасыщенный рынок будучи при этом представителем «королевских битв». Для этого нужен не просто праздный интерес от EA к киберспортивной сцене, а четкая стратегия, многомиллионные инвестиции и масштабные турниры, которые смогут чем-то удивить избалованных фанатов.

Комментарии 13
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
BaakaBaka
BaakaBaka

meh... зачем вообще стремиться в киберспорт.

The Black Templar
The Black Templar

в батлроялях слишком высокий процент рандома, чтобы делать из этого настоящий киберспорт. Впрочем, Хартстоун же проводит турниры