Смотрю в первый раз: «Шоу 70-х». Ситком, актуальный даже спустя 19 лет
Эта статья впервые вышла на «Канобу» 9 октября 2019 года. Сегодня мы публикуем ее повторно.
После эксперимента с «Баффи — истребительницей вампиров» я решил не останавливаться на достигнутом и двинулся дальше по списку телевизионной классики из топа сериалов «Канобу». В тот раз мой выбор остановился на «Шоу 70-х» — тоже подростковой драме/комедии, но уже более приближенной к моим фаворитам на современном ТВ (куда уж точно не вписываются гигантские богомолы с терминаторами-хищниками).
Ситкомы всегда отталкивали своей массивностью: сейчас нет времени оперативно отсмотреть даже 8-серий нового сериала, куда уж до 8 сезонов с 25 эпизодов в каждом. «Шоу 70-х» стал первым сериалом, с которым я пошел на риск — и пожалел.
Потому что в моем вотч-листе уже который месяц лежит пять новинок, но вместо них теперь все свободное время я трачу на шоу о кучке 17-летних укурков.
В «Шоу 70-х» каждый из персонажей беспросветно глуп, но именно этой общей чертой и цепляет. Здесь нет шаблона с контрастными героями — они все, скорее, ранжируются по степени тупости, в каждой серии соревнуясь, кто кого переплюнет. И все же шоу удается задеть более серьезные моменты, прибегая к крайне необычному способу.
Подробно об этом расписал в «Топе-100 лучших сериалов» руководитель раздела «Кино и сериалы» «Канобу» Александр Башкиров:
«В топе сериалов я бы хотел остановиться на основном художественном приеме сериала, фирменных „разговорах ни о чем под травой“. Суть в том, что в конце 90-х телевизионная цензура уже позволяла признать, что подростки действительно могут заниматься сексом и принимать наркотики, но показывать это открыто еще было нельзя.
Создатели сериала нашли следующее художественное решение: герои кругом сидят в подвальчике, камера по очереди останавливается на каждом, настигая лишь КЛУБЫ ДЫМА от неизвестной субстанции. Об остальном позаботятся выражение глаз актеров, их расслабленный смех, постоянно повторяемое слово man и излагаемые теории насчет пришельцев и правительственных заговоров».
Больше о древних сериалах:
Такой прием «Шоу 70-х» использует практически в каждой серии. И если в одном эпизоде серьезный разговор об отношениях разбавляется клубами дыма, то в другом жесткая критика «американской мечты» от почти безработного отца главного героя уже через минуту прерывается пошлой шуткой про маму или абсурдным поступком одного из персонажей.
«Шоу 70-х» нашел ту самую «золотую» формулу, с помощью которой попадает в обоймы сразу двух типов зрителей: тех, кому нужна семейная комедия, и тех, кто жаждет социо-политической сатиры.
И хотя большинство поднимаемых в сериале проблем (не считая подростковых) были актуальны лишь в 90-е—начале нулевых, «Шоу 70-х» способно задеть и центениалов. Старые сериалы во многом отбивают желание их смотреть тем, что они никак не вписываются в современные реалии и, соответственно, не способны сыграть на эмоциях публики нового поколения.
Сейчас вы вряд ли найдете подростковое шоу хотя бы поздних 90-х, которое поднимало бы и половину тем условной «Эйфории» с «Ривердейлом». Самым близким по духу стал, как ни странно, «Твин Пикс» Дэвида Линча — и то, больше параллелей со все той же «Эйфорией» можно было найти скорее в приквеле «Сквозь огонь», нежели самом сериале.
«Шоу 70-х» 1999 года каким-то образом удалось задеть и даже обыграть тенденции 2019. Конечно, сексизм и слатшейминг тут процветает, но большинство сцен с их проявлением, скорее, насмехаются над самими сексистами и слатшеймерами. Ну не будет же кто-то всерьез обижаться на тугодумного отца Донны, о характере которого можно понять уже по прическе персонажа и его имени (Боб), свято верующего, что место женщины исключительно на кухне.
Неблагополучные семьи (арка Хайда), процветание идей феминизма (арка Донны), ЛГБТ (к сожалению, супер-короткая арка Формана с залетевшим на один эпизод Джозефом Гордоном-Левиттов)… «Шоу 70-х» за один только первый сезон умудряется грамотно подойти к ряду скользких социальных топиков, пускай в отдельных моментах и пытается усидеть на двух стульях одновременно.
Больше о древних сериалах:
Я не зря на протяжении всего текста не упомянул «подростковую» часть подросткового сериала — потому что сказать о ней можно мало чего. Как сериал о пытающихся разобраться в себе и собственных отношениях тинейджерах «Шоу 70-х» не столько проваливается, сколько в целом не вызывает каких-либо эмоций.
Треугольник Хайда, Донны и Эрика; Джеки и Майкл; Фез и случайные девушки — сериал строго следует заветам шаблонов о «серьезных» и «глупых» парочках, сплошь разочаровывая и вызывая фейспалмы (да, даже пошлые шутки про мам в большинстве случаев не были настолько неловкими).
То же и с дружбой героев: до невозможного плоской, где все ссоры решаются сами собой за минуту, а персонажей, кажется, не способна разлучить даже смерть. Между ними почти никогда не случается каких-либо драм — лишь наигранные мелодрамы, от которых по итогу просто становится тошно.
«Шоу 70-х» — это подростковый сериал, в котором хорошо все, кроме самой подростковости.
Шоу смогло замахнуться на ряд серьезных общих топиков, грамотно организовать и подать свой юмор, но на развитие интимных сюжетов между героями у него сил не хватило. И все же добивать сериал до финала буду однозначно: с подростковыми ляпами на ТВ я (как заядлый пользователь Netflix) уже давно смирился, а в остальном «Шоу 70-х» работает безупречно.
Признаюсь: девять лет титул моего самого просматриваемого сериала держала (и до сих пор держит) «Моя маленькая пони» — пропустив лишь последние два сезона, в общей сложности я видел 167 эпизодов мультика о маленьких пони. Которых, кажется, уже совсем скоро сместят пятеро провинциальных неудачников, на протяжении 200 серий курящих траву в подвале дома.
- «Это шоу 70-х» заслуженно заняло 6 место в топе-100 лучших сериалов всех времен по версии «Канобу»
- В рецензии на «Эйфорию» я рассказывал, во что превратились подростковые сериалы, в которые уже можно открыто показывать секс и употребление наркотиков