Самые крутые враги в видеоиграх — от мимиков и криперов до касадоров и мурлоков
Большие папочки
Большие папочки — это огромные создания, закованные в жуткие водолазные костюмы. Когда-то они были людьми, но сейчас — безвольные слуги подводного города, защитники маленьких девочек, собирающих Адам с трупов бывших жителей Восторга.
Чтобы понять крутость папочек, в BioShock нужно сыграть на самом высоком уровне сложности — когда один такой монстр с пары ударов без проблем убивает даже опытных игроков. Крутость папочек — не только в искусственном интеллекте (а они чертовски умны), но и в том, как они вписаны в геймплейную структуру игры.
BioShock — это иммерсив-сим, где к сражениям можно подходить по-разному: использовать ловушки, взламывать турели, играться с плазмидами, сталкивая врагов друг с другом. Но рядовые сплайсеры — это одно дело, под них особую стратегию выдумывать не нужно, а вот папочки — совсем другое. На высочайшем уровне сложности не получится просто взять и убить монстра. Сперва придется исследовать локацию, продумать пути отхода, расставить ловушки, запастись патронами.
А ведь «Биг дэдди» бывают двух видов и для каждого нужна своя стратегия. Громила — тот, что с буром — постоянно рвется к главному герою, чтобы навязать ближний бой, да еще и обездвиживает игрока. Рози — тот, что с гвоздеметом — еще опаснее. Ему и подходить не надо. Поединки с Большими папочками — серьезное испытание, которое вы не забудете.
Зараженные
Серия Left 4 Dead
Никогда еще зомби в играх не были настолько опасными. Left 4 Dead ловко обманывает новых игроков — в начале каждой кампании она показывает нескольких мертвяков, которые тихонько тусуют в темном углу и не обращают внимания на героев. Потом кто-нибудь случайно стреляет по машине, срабатывает сигналка, и выживших накрывает волна…
Гораздо чаще, впрочем, никто никуда не стреляет, а зомби все равно приходят толпами — это из-за технологии AI Director, постоянно следящей за игроками и делающей все, чтобы им жилось как можно хуже. До ближайшего укрытия осталось десять метров, а сил у вас уже нет? Что ж, прислушайтесь — к вам наверняка бегут десятки мертвяков. С мини-боссом.
Зомби в Left 4 Dead быстрые и яростные. От них не убежишь, они не остановятся даже перед очередью из автомата. Будут переть и гибнуть до тех пор, пока не закончатся патроны — и вот тогда между вами и этой гнилой толпой уже не будет препятствий. Именно поэтому в Left 4 Dead не просто можно, а нужно играть в кооперативе. Это одна из немногих игр, где поддержка друзей реально важна.
Драконы
Недавно мы всей редакцией выбирали лучшую часть серии The Elder Scrolls, и я топил за Skyrim. По массе причин, одна из них — драконы. Много на свете игр, где драконы выступают и в роли союзников, и в качестве противников, но ни в одной из них нельзя подняться на самую высокую гору Тамриэля и сразиться с огромным крылатым чудовищем с видом от первого лица.
Так подавать главных врагов в игре надо уметь. Редко сразу замечаешь самого дракона — чувствуешь, как трясется земля и усиливается ветер, слышишь громогласный рев и пронзительный свистящий звук, издаваемый рассекающими морозный воздух крыльями. И только после этого над головой пролетает ОН, поливая землю пламенем. Стремительно разворачивается и с грохотом приземляется прямо перед тобой. И вот тут наступает время разрезать возникшую тишину собственным драконьим воплем и броситься на крылатого монстра, покрепче сжав в кулаке топор.
Жнецы
Серия Mass Effect
В 2007 году, в Mass Effect, BioWare гениально представила Жнецов. Авторам долго удавалось сохранить интригу, с каждой миссией нагнетая все сильнее. Сперва хаски, результат жутких экспериментов. Затем геты под предводительством Сарена. Множество загадок, страшных намеков и кроваво-красное видение Шепарда, в котором кто-то очень могущественный стирает с лица галактики древнюю расу Протеан. И только в финале игры появляются сами Жнецы — вернее, пока только один из них, Властелин. Нам ясно дают понять, что где-то там, в невыносимой темноте космоса, таятся биосинтетические машины, запрограммированные на уничтожение всего живого.
Придумать непобедимого врага для талантливых сценаристов студии было не так уж сложно, но Жнецы — не просто могущественный противник. Это организм, существующий исключительно ради жатвы. Он не чувствует боли, не боится. Он следует только одному алгоритму, заставляющему его раз в 50 тысяч лет уничтожать разумную жизнь в нашей галактике.
Самое интересное, Жнецы не только пугают, но и придают сил главному герою, характеризуют Шепарда. Он, будто и сам следуя алгоритму, несмотря ни на что, сражается с космическими монстрами до последнего — даже когда ему мало кто верит. Один из самых впечатляющих моментов всей серии — когда Шепард выходит один на один с громадным Рипером. В общем, запредельно крутому герою — не менее крутых противников.
Прыгуны
Одними из самых сложных врагов в играх для меня стали ночные зомби в Dying Light, внешне похожие на вампиров из «Блэйда 2». Мало того, что обычные зараженные становятся агрессивнее с приходом ночи, так еще появляются прыгуны. Они могут потягаться в скорости даже с самым ловким игроком, быстро взбираясь на любые здания.
Прыгуны очень выносливы. С одним как-то еще можно разобраться, но когда их несколько, самое правильное решение — бежать. Но можно попытаться и защитить себя, например, сбрасывая прыгунов с крыш или используя ультрафиолетовые ловушки. Но это не всегда помогает — на шум соберется еще больше врагов. Просто не будет.
В дополнении Dying Light: The Following прыгунов модернизировали. Они стали более выносливыми и даже научились защищаться от ультрафиолета, прикрывая лицо рукой. С такими противниками сражаться еще сложнее. Особенно с учетом того, что они способны догнать багги игрока и запрыгнуть на него на ходу.
Ночные охотники
Ночные охотники — отдельный вид прыгунов. Встретить их можно только в мультиплеере, они сильнее, быстрее, выносливее. Страшнее, в конце концов. Они могут наброситься на тебя сверху и моментально убить. Идеальная тактика — обороняться, используя «чувство выжившего» и ультрафиолет при малейшем подозрении, что охотник где-то рядом.
Справиться с ночным охотником в одиночку почти невозможно. Одолеть его можно только в компании других игроков. Зато сам зараженный способен призывать других зомби и даже выводить из строя ультрафиолетовые фонари. В общем, самый сильный враг в игре, которого нелегко одолеть даже в компании.
Мимики
Мимики — это самый первый вид пришельцев-тифонов, которых встретит игрок на станции «Талос-1». Что в них такого крутого? Ну, они умеют маскироваться под любые предметы: кружки, стулья, что угодно. Простые предметы, сложные — им все равно. Они генерируют не «челлендж», а нервные тики. Мимики сами по себе слабы, зато они «ловят» игрока, выдавая его позицию другим тифонам. Одна из самых частых ситуаций в Prey — пытаешься тихо обойти «большого» противника, но тут на тебя набрасывается стул (это же чертов мимик!) и стелс превращается в спонтанный экшен.
Обход помещения в Prey всегда начинается с попытки понять, что здесь лишнее. Хм, вот эта кружка странно стоит? А это разве должно быть здесь? А это? Хм-м-м… И тут ты не выдерживаешь и начинаешь крушить гаечным ключом вообще всё! На всякий случай. В этом вся Prey. Чертовы мимики.
Когти смерти
Серия Fallout
Военные США еще до падения ядерных бомб задумали создать самое смертоносное существо, но вряд ли они могли предположить, насколько страшными получатся Когти смерти. Когти стали одним из символов серии Fallout и самыми опасными противниками в игре. А позже породили мем «Друг» — это тоже важно!
Апофеоза своей крутости они достигли в Fallout 3 и Fallout: New Vegas. Одно дело, бороться с абстрактной спрайтовой моделькой. Совсем другое — отчетливо видеть стремительно приближающееся мерзкое НЕЧТО, только что разорвавшее отряд Братства Стали. Рядом с Когтями физически неприятно находится — они излучают величие мира победивших атомных бомб.
В Fallout 4, кстати, от их былого великолепия не осталось ни следа. Еще одно поражение этой и так спорной игры.
Аниматроники
Серия Five Nights at Freddyʼs
Сейчас FNaF у многих ассоциируется с однообразием и дешевизной, но когда все только начиналось, она реально умела пугать. Серия виртуозно работала со скримерами, грамотно создавала напряжение и мощно его высвобождала.
Пугали аниматроники — символ FNaF. Казалось бы, что может быть страшного в забавных роботах-животных? Многое. Игра так преподносила этих потрепанных временем «зверушек», что они начинали ворошить детские страхи — чем дольше на них смотришь, тем страшнее они становятся, что-то с ними не так… Погодите, а где они? Уже в соседней комнате! Неподвижны, как будто это все — только твое воображение.
Но самое интересное начинается, когда ты выключаешь игру. Five Nights at Freddy’s славится своими загадками. Что же заставило аниматроников «сойти с ума»? При чем тут призраки детей? Размышления и поиски могут привести к ужасным открытиям. Аниматроники резко перестают быть простыми противниками — они превращаются чуть ли не в метафору самых отвратительных черт людского характера. Становятся почти библейскими грешниками и мучениками одновременно.
Процесс
Transistor — концептуальная игра, противники ей требовались соответствующие. Все враги в «Транзисторе» объединены общим названием Процесс, ссылаясь на логику цифровых устройств. Но что же в них такого особенного?
Во-первых, дизайн. Контрастируя с краскам города Клаудбанк, представители Процесса в основном сочетают в себе всего три цвета — красный, белый и черный. Вместо разнообразия форм — строгие последовательности, сделанные по одному безупречному алгоритму. В игре об уникальности нельзя придумать лучшего противника, чем безликая строгая масса.
Во-вторых, конечно же, посыл, который разработчики из Supergiant Games вложили в Процесс. Мы наблюдаем за тем, как постоянно меняющийся город постепенно застывает и становится однообразным. Как креативные люди теряют свои таланты и сводятся к одной Функции. Процесс — это вовсе не забавные белые монстрики. Главный враг игры — потеря уникальности, true и false вместо бесконечности возможностей.
Призраки
В серии Silent Hill почти все монстры по-хорошему отвратительные и запоминающиеся, о туманном городке я подумал сразу, как мы начали обсуждать идею самых крутых врагов. Но не забивать же весь список одним «Сайлент-Хиллом»! Я долго выбирал между «Абстрактным папочкой» из Silent Hill 2 и призраками из Silent Hill 4. Остановился на последних — они пугали сильнее всего.
Призраки в Silent Hill 4 — омерзительные, парящие над землей трупы с откинутой головой. Это измученные жертвы маньяка Уолтера Салливана. Они появляются прямо из стен, которые сначала покрываются трещинами и жуткими миазмами. Призраки вылезают, мучительно выталкивают себя, а не просто просачиваются — это выглядит очень жутко. Они медлительны и не слишком сильно, но их невозможно убить, можно только бежать.
Но самое худшее, со временем жертвы Уолтера проникают даже в квартиру главного героя — единственное полностью безопасное место во всей игре. Они рушат зону комфорта в очень некомфортной игре! А ведь как нагнетают… стучащие окна, шумящий телевизор, сошедшие с ума часы, кровавые следы на полу — все это говорит о том, что призрак рядом. А уже потом — кровоточащие стены и ваш собственный труп, стоящий под дверью и звонящий в квартиру… УХ!
Брумаки
Серия Gears of War
Gears of War — материальное воплощение брутальности. Хриплые голоса, квадратные рожи, огромные руки и автоматы со встроенными бензопилами. Кишки, кишки, кишки и вечная война. Брутальной игре брутальных врагов — зубастая мускулистая саранча, закованная в броню, жуткие насекомоподобные гуманоиды использующие не боевые машины, а огромных насекомых и других тварей с вживленными пушками. Степень крутости Gears of War выкручивает до сумасшедших пределов, продолжая крутить дальше.
И главный символ крутости Gears of War — брумак, монстр, который многим не дал допройти самую первую часть. Пятнадцать метров, пятнадцать тысяч килограмм мышц и злобы, выведенных, по слухам, из обезьян (наверняка диких и злых). Эта огромная тварь в «многоглазом» шлеме способна даже Маркуса Феникса раздавить, растереть по асфальту и побежать по своим делам. Два пулемета на руках и ракетная установка на спине — о да, детка! Брумак может выжечь сразу целый взвод. Брумак сеет смерть и крутость. Брумаку на все плевать. Брумак крушит и ломает. Не попадайся ему на глаза.
Инфери
С Инфери начинается кошмар агента Итана Томаса в Condemned 2 — этим он и запомнился сильнее всего. По сути, это обычный рядовой противник, с которым Томас сталкивается всего несколько раз. На его месте мог бы оказаться любой бомж с обрезком трубы — это с практической точки зрения. Но жуткий голос Инфери, разрезанные щеки, металлические пластины в губах… У разработчиков получилось создать очень неприятный, но залипающий в голове образ. Достаточно страшный, но при этом реалистичный — в отличие от многих других гротескных врагов в Condemned.
В самой игре Инфери даже не называют по имени — его можно узнать только из финальных титров. Но именно Инфери стал настоящим символом игры и одним из самых пугающих представителей культа Оро. Сама Condemned 2, кстати, потрясающая и совершенно незаслуженно забытая игры — зацените обязательно.
Некроморфы
Серия Dead Space
Некроморфы очень разные — разных размеров, по-разному передвигаются и атакуют, используют разную тактику. Но кое-что их объединяет — они сделаны из людей. Переломанные кости, вывернутая плоть, разорванные в клочья ткани, образующие омерзительные новые формы. Некроморфы — определенно одни из самых тошнотворных тварей в истории видеоигр. Но этого мало, ведь их еще и расчленять приходится. Разработчики хорошо постарались!
Добавляет жути и то, как создатели Dead Space добивались такой правдоподобной отвратительности в облике некроморфов. То, что мы увидели в играх — условный второй вариант, первый был забракован как раз из-за недостаточной достоверности. Разработчики, по их собственному признанию, тщательно изучали фотографии трупов после автокатастроф и военную хронику. Звучит аморально, но искусство иногда вынуждает идти и на такие шаги — одной фантазии не всегда хватает.
Мимики
Серия Dark Souls
Я буду максимально краток.
Мимики в Dark Souls притворяются только сундуками и есть тысяча способов их обнаружить. Но ты все равно хоть раз да попадешься. Поторопишься, забудешься и тебя позорно сожрут. Колечко хотел? Новую броню искал? «Да емае, как я мог забыть, что тут мимик сидит». Ха-ха!
Даже если ты раскроешь мимика, он может встать, надавать тебе по жопе своими огромными ногами и сожрать. Он даже с вертушки бить умеет.
Мимики в Dark Souls крутые.
Грифоны
В Dragonʼs Dogma грифонов мало, но больше, пожалуй, и не надо! Они напоминают драконов из Skyrim, но механики Dragonʼs Dogma позволяют сделать бой более динамичным и зрелищным. И сложным.
Грифоны своевольные: могут, например, проигнорировать игрока и его спутников и не вступать с ним в бой, или улететь посреди драки, если хорошенько огребут. Еще они красивые. Даже не так — их белые перья на голове и шее красиво горят. Огненная стрела, фаербол, да хоть просто маслом его облей и подожги — вспыхивают только так! Самое приятное: поджигать — нужно, а то смоется. Причем может взлететь вместе с тобой, если вцепишься в перья, и это печальное положение, потому что выносливость у персонажа быстро закончится, и грифон сбросит его с высоты.
Дреморы
Серия The Elder Scrolls
Если не углубляться в лор, то для играющего в The Elder Scrolls дремора — просто еще один враг. Не человек, не зверь, а что-то между. На самом деле дреморы, или Кин, как они сами себя называют, одни из самых интересных врагов в серии TES. Это высшая раса даэдра, презирающая одновременно и всех низших даэдра, считая их безмозглыми тварями, и всех обитателей Нирна — планеты, на которой находится Тамриэль.
У дремор есть свое общество, классовая система, деление на обычных солдат и магов. Они воинственны и практически всегда хотят выпустить кому-нибудь кишки, за исключением тех случаев, когда на Нирн их насильно призывают маги и заставляют служить себе. А еще они постоянно ругаются, когда идут в бой. Опасные — в любом случае, крутые — если знать, кто они такие.
Гунро
Акриды — это целый вид быстро эволюционирующих существ, способных поглощать и накапливать в себе термальную энергию, которая помогает им выживать в экстремально холодных условиях. Акриды разнообразны, в разных играх серии Lost Planet встречаются и роящиеся букашки, и чудовища размером с дом.
Самых крутых акридов показали в Lost Planet 3. Это семейство называют гунро, своими движениями они напоминают пантер, скрещенных с насекомыми. Гунро раза в 3 больше человека, умирает долго, а за счет скорости и пластичности создает интересные ситуации — быстро атакует и преследует игрока, даже когда он перемещается с помощью крюка-кошки.
А еще в начале игры есть атмосферный момент, где главный герой вынужден выйти из безопасной буровой машины вроде «метал гира» к нескольким гунро в лапы.
Ведьмы
Серия Left 4 Dead
Разбираться с зараженными в серии Left 4 Dead обычно приходится по стандартному шаблону: они нападают — мы отбиваемся и бежим вперед, стараясь пройти как можно дальше до следующего спауна противников. Со всеми врагами работает принцип «видишь — стреляй».
Но не с ведьмами.
В них нельзя не то что стрелять — фонариком светить! Рядом с ними надо буквально ходить на цыпочках, что полностью меняет динамику прохождения. А во второй части ведьмы не только сидят, но и ходить могут, что создает еще больше непредсказуемых ситуаций. Да, теоретически ведьму можно убить с одного выстрела, но это требует большой сноровки и точности — второго шанса она вам не даст и повалит с одного же удара. Поэтому неиграбельные ведьмы часто оказываются крайне важными в Versus-режиме — если выстроить атаку так, что она тоже в ней поучаствует, то для вражеской команды такая ситуация может оказаться фатальной.
Криперы
Для одних Minecraft — бескрайнее поле для творчества, для других — бесконечный процедурно генерящийся мир, открытый для исследования. И для исследователей нет более страшного противника, чем криперы.
Другие враги наносят небольшой урон, криперы — сносят почти все здоровье. У других врагов небольшой радиус поражения, криперы оставляют после себя настоящие кратеры. Если крипер появится рядом с вашим домом — попрощайтесь с жилищем. Если он встретился вам рядом с лавой — вы, возможно, даже ваши вещи не вернете. Достаточно поиграть в Minecraft несколько часов, и шипение, издаваемое криперами перед взрывом, будет сниться вам в кошмарах.
Красные фантомы
Серия Souls
Как бы ни были хороши враги, управляемые ИИ, они никогда не сравнятся с живыми людьми. Demon’s Souls позволила другим игрокам в виде красного вторгаться в твое прохождение, становясь рядовыми (пусть и очень сильными) противниками, и это сделало игру гораздо более непредсказуемой. Эта особенность стала одной из ключевых моментов всей серии. К тебе могут нагрянуть в любой момент — где появится фантом? Устроит ли он засаду? Попытается ли он натравить на тебя других монстров? Любопытно и то, что статус рядового врага означал, что с бой с вторгнувшимся к вам игроком можно пропустить, просто добежав до комнаты с боссом. Баланс!
Биомеханоиды
Серия Serious Sam
Серия Serious Sam — огромный набор упоротых безумных противников: безголовые камикадзе, хищные сверхскоростные скелеты-убийцы, кидающиеся гантелями и прочий сброд. Но особенно выделяются биомеханоиды — огромные механические… ну, курицы. Но хорошо вооруженные! И да, несмотря на свой совершенно идиотский внешний вид, навалять Сэму (и тебе) они могут.
В Serious Sam: The First Encounter механоидов можно было встретить в самом начале первого уровня, даже не набрав еще нормального оружия — достаточно было найти один (очень плохо) спрятанный секрет, после чего на Сэма набрасывалось сразу несколько роботов. Вот и разбирайся с ними с одним револьвером! Несмотря на смешной внешний вид, механоиды — опасный враг. Ходят группами, наносят большой урон и умирают очень долго. Крутые, в общем.
Скелеты-колеса
Одновременно и один из самых раздражающих, и один из самых крутых противников Souls-серии. Точнее, не так. Не всей серии, а первой части. Во второй колеса присутствуют только в одном босс-файте, ну, а в третьей растеряли пыл.
Причем «крутыми» этих врагов назвать тяжело — это всего-то скелет в колесе, чего такого? Никакого выдающегося дизайна, никаких особых проблем. Правда же? Ага, как же. Скорее всего, в первую вашу встречу целая толпа таких скелетов цинично раскатает вашего персонажа. А потом еще. И еще. И еще. И еще. Будь ты хоть рыцарь в топовой броне, хоть бомж с дубиной — пострадают все одинаково. В этом и крутость — поставить всех игроков в одинаковое положение, и заставить ВСЕХ бояться!
Не спорю, что в серии хватает куда более внушительных врагов — те же черные рыцари, например. Да только тех победить куда проще, и перед встречей с ними не начинаешь молиться всем богам Хаоса о том, чтобы НУ ВОТ ЩАС это колесованное тело не переехало тебя десять раз подряд.
Касадоры
Когти смерти? Ха! Гигантскиe осы касадоры — вот настоящая беда. Детище безумных ученых из Большой Горы, касадоры шастают по всей Мохаве и горе тому, кто наткнется на них без противоядия и нормального оружия. Касадоры быстры, их токсин больно бьет, да и летают они не поодиночке, а группами. В начале игры касадоры — настоящая пытка. Да и ближе к концу с ними лучше не расслабляться, если уж честно.
Меня эти паршивые осы бесят настолько, что едва я вижу поблескивание их крыльев или слышу стрекотание — сразу разворачиваюсь на 180. Потому что даже 100 скрытности и 100 энергооружия не помогают — выстрел из гаусски отказывается убивать касадоров с одного удара, а бегать потом от целой стаи не хочется.
Некоторым игрокам-модерам, правда, не хватает острых ощущений, и они начинают придумывать… всякое. Например, Касадоров Смерти. Какое счастье, что в Obsidian работают не садисты, и добавлять такое сумасшествие в игру они не стали
Мурлоки
Серия Warcraft
Мурлоки — сами они называют себя «мрльками» — раса земноводных гуманоидов, впервые появившаяся в Warcraft III: Reign of Chaos. Там эти существа ничем примечательным не отличались, выступая в качестве обычных крипов, с которых можно получить немного опыта и золота. Впрочем уже тогда они запомнились игрокам своим забавным внешним видом и уморительными звуками.
Все изменилось с релизом World of Warcraft, потому что мурлоки появились буквально везде, где есть вода. С вероятностью 99,9% местный NPC пошлет вас с ними разбираться, так как те беспокоят жителей в окрестностях. Встреча с мурлоками неизбежна, видеться с ними придется очень часто и со временем они станут вам как родные. Даже Blizzard стала использовать «няшного» мурлока в качестве маскота компании. Мурлоки — повсюду.
Сложно сказать, насколько эти существа разумны. У них есть собственный, хоть и примитивный, язык. Правда, для нас, сухопутных, он звучит как булькающие нечленораздельные звуки, которые почему-то очень хочется повторить. У мурлоков есть целые поселения, состоящие из беспорядочно разбросанных хижин, которые они делают из тростника и камыша. Такие деревни всегда расположены рядом с большими водоемами. В случае опасности мрльки могут туда нырнуть и устроить непрошенным гостям засаду — уж в этом с ними могут посоперничать разве что гигантские змеевидные существа Наги, изгнавшие их когда-то из глубин океана к побережьям.
При всей забавности мурлоков, поначалу от них невольно шарахаешься. Собравшись в группу они становятся реально серьезной угрозой. Стоит помнить, что среди них обязательно найдутся один-два оракула -шамана, которые будут издали сыпать в вашу сторону ледяными стрелами и молниями. Умиляйтесь, но не расслабляйтесь!