Самые безумные фильмы Сарика Андреасяна: от «Беременного» до «Того еще Карлосона!»

«ЛОпуХИ: Эпизод первый», 2009

Если одни режиссеры в своей карьере переживают как взлеты, так и падения, Андреасян с самого начала творческого пути, буквально с дебютной полнометражной ленты, прочно занял самую низкую нишу из всех возможных. В своих «комедиях» Сарик пытается заигрывать со стереотипами, надеясь смешно их обыграть, но на деле это попытки граничат с откровенным унижением и глупостью. Казалось бы, что может пойти не так с путешествием трех КВНщиков из провинции в Москву?
Да почти все: кинет с жильем «друг», никуда не возьмут на работу (не резиновая, как говорится «Масквааа» — именно так именуется город на табличке, когда герои приезжают в него), да еще и глава мафии умрет прямо во время их «смешного» выступления, из-за чего на персонажей устроит охоту одновременно и бандиты, и правительственные службы (во главе с «Путиным», конечно, у президента других дел больше нет, все проблемы в стране решены).

Натуральные «ЛОпуХИ» в исполнении Сергея Писаренко, Евгения Никишина и Эндрю Нджогу терпят все режиссерские «выдумки». Эндрю чернокожий? Ха, назовем его «чернослив» и «шоколадка», сравним с Бараком Обамой, а еще добавим эпизод, где герой Писаренко завидует размеру мужского достоинства коллеги и… плачет!
Никишин толстый? Давайте он будет задвигать тупой монолог про Красную шапочку, обнажая соски, а после выставит два зуба вперед и будет повторять в каждой фразе до конца фильма слово-паразит «исключительно»! Серега, персонаж Писаренко, похож на типичного былдана из деревни? Окей, пусть отыгрывает этот образ весь фильм и не забывает затыкать толстого Никишина фразой «Да пошел ты со своим „исключительно“».
Достается здесь и братскому украинскому народу: в одной из сцен Эндрю говорит остановившему машину гаишнику Kiss my ass, не знающий языка сотрудник уточняет «Он у вас что, не русский», на что персонаж Никишина говорит: «Ага, украинец… западный» (на дворе 2009 год, никто еще не отнял Крым и не вторгся в Донбасс, но пресловутые «западенцы» в кино уже высмеиваются).
Диким выглядит и собирательный образ женщины в дебюте Андреасяна: в кадре «слабый пол» то танцует у шеста, то щеголяет в максимально коротких платьях, не имея ни имени, ни голоса, то терпит подкаты в стиле «У меня есть 100 долларов, пошли?», «У меня есть ключик, а у тебя замок» и «Девушка, вы, как я понял, не продаетесь, вы покупаетесь!». Финальным аккордом, окончательно подытоживающим бесправие женщины в фильме, становится прямолинейность Никишина («Не твое дело, женщина, сиди и молчи!»), обращенная к одной из безымянных красоток.
«Беременный», 2011

Спустя два года Андреасян решил специализироваться на копировании западных сюжетов. В «Беременном», копирующем замысел шварценеггеровского «Джуниора» из 90-х, главные роли исполнили Дмитрий Дюжев и Михаил Галустян.
Границы юмора (стереотипного, как и прежде) достигли новых «высот». Здесь проводят параллели между профессиями виджея на музыкальном телеканале и художника («Думаешь, что твои эфиры будут покупать после смерти, как картины у Ван Гога? Иди ухо себе отрежь»), высмеивают неудачи сборной России по футболу (куда без этого) и, наконец, посягают на святое — деторождение как главная и единственная цель семьи (ведь люди женятся / выходят замуж исключительно ради этого, никаких других мотивов для подобного решения во вселенной Андреасяна быть не может).

Градус смехопанорамы Сарика растет в геометрической прогрессии. Помимо шаблонных миниатюр про необъяснимую любовь беременных к соленым огурцам (есть «чудесный» эпизод, где персонаж Дюжева, Сергей Добролюбов, поедает огурцы, а на фоне Александр Серов поет «Я люблю тебя до слез»), в «Беременном» имеются: унижение «геев, лесбиянов и прочих стилистов» (одновременный наброс на меньшинства и ряд профессий) и унижение женщины. Жена Добролюбова весь фильм терпит снисходительное отношение, ведь в положении не она, а он — «в настоящем мужчине растет настоящий мужчина», которого тот больше хотел.
И, наконец, унижение президента, который вечно пялится в свой iPhone, делает селфи и пишет в Твиттер. На вопрос «Дмитрия Анатольевича Медведева» о сроке беременности персонаж Дюжева пытается острить: «Чуть меньше чем у вас» — кажется, одна из немногих шуток в кадре, после которой не стыдно улыбнуться…
«Тот еще Карлосон!», 2012

«Прокатило воровство у Запада один раз — прокатит и второй!», — подумал Сарик и посягнул на наше детство, книжку и мультфильмы про Карлсона. Добавив имени персонажа лишнюю букву «о» (в оригинале на шведском он-таки Karlsson), Андреасян представил миру «комедию» с Михаилом Галустяном в главной роли, практически по сценам копирующую всем известный мультфильм.
Галустян и акцентом, и мимикой старается походить на анимационного героя. При всем при этом кино Андреасяна, хоть и имеет ограничение 12+, подростковым совершенно не выглядит. Здесь, например, есть сцена, где герой Гоши Куценко читает журнал Playboy, шутки над киновселенной Marvel и, в частности, Робертом Дауни-младшим («Дауни? Да, я и младшего, и старшего знаю, у них в семье все такие») и «юмористические» обыгрывания названия компании «В хвост и в гриву».

Вообще стеб над Западом в целом — важный аспект безумства Андреасяна наравне с унижением «слабого» пола. На Западе популярны «Сумерки»? Пусть наша домоуправительница, сидящая с Малышом (да, у ребенка здесь, как и в мультфильме, нет имени, правда никто, в отличие от первоисточника, не объясняет, почему) фанатеет от героя Эдварда Каллена, а потом Галустяну вставим накладные клыки, чтобы тот «очаровал» девушку вампирским шармом.
На Западе все ходят к психологам по любым вопросам? Давайте толкнем стереотипы о них: пусть единственная «помощь», которую оказывает «психолог», будет тест Роршаха и монотонный вопрос Малышу «Что ты видишь на этой картинке?». На Западе популярна леди Гага? Давайте вскользь вставим «шутку», высмеивающую ее и назовем певицу «Леди Кака» (впрочем, наверное, это отсылка к известной песне группы Queen).
Кажется, будто никаких этических и культурных границ у режиссера просто не существует: в мимолетном эпизоде шутят даже над Олимпийским Мишкой, символом Олимпиады 1980 года в СССР, изображая вместо медведя лицо кавказской национальности, отдаленно похожее то ли на Галустяна, то ли на Рамзана Кадырова.
«Что творят мужчины!», 2013 / «Что творят мужчины! 2», 2015

Наконец, «вершиной» дикости в творчестве Андреасяна становится фильм «Что творят мужчины!», который в двух частях с постановкой уровня школьного спектакля открывает новые горизонты термина «пошлость» (та самая «звенящая пошлость», как сказал бы Никита Сергеевич Михалков в известном меме из «Бесогона»).
Опять-таки скопированный сюжет (на сей раз с отечественной серии фильмов «Квартета И» «О чем говорят мужчины») здесь представляется в карикатурном раскладе. В центре повествования больные на голову отморозки с психическими отклонениями разыгрывают партию в охоте за женским телом. Да, женщина в творчестве Андреасяна достигла прогресса: от безмолвного и бесправного предмета она вдруг становится желанным объектом, подающим признаки речи.

Персонажи, видимо уже в курсе творческого подхода Сарика, даже не пытаются играть (за исключением, быть может, Равшаны Курковой), а просто кривляются в «лучших» традициях резидентов Comedy Club.
Пытаясь ответить на вопрос, заявленный в собственном фильме (что же, чёрт побери, творят мужчины?), Андреасян просто-напросто собирает воедино все (не)возможные запросы общества потребления и умножает их на свою специфическую фантазию без рамок и границ. «Пошло = смешно», — щелкнуло в мозгу Андреасяна, поэтому все 80 минут хронометража перед нами мельтешат секс и деньги (больше ничего людям в мире Сарика не нужно). Традиционно режиссер не забывает поиздеваться над геями и пробросить трехочковый в сторону расизма и пердежного юмора.
Ну и коронное — положение женщины в кадре. Если ты женщина, то во вселенной фильма ты априори должна: а) желать множественных оргазмов; б) всегда хотеть изменить своему мужчине; в) не иметь чувства юмора; г) быть нимфоманкой.
А какой самый дикий фильм Сарика Андреасяна вспомните вы? Делитесь в комментариях!

