Рецензия на «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
В маленьком тихом городке происходит зверское убийство, молодую девушку насилуют и сжигают. Но фильм начинается лишь семь месяцев спустя и концентрируется не на убийстве или его расследовании, а на том, как справляются с горем все, кого оно затронуло.
Милдред, мать убитой, возмущена тем, что полицейские за эти месяцы не сдвинулись с мертвой точки и даже не допросили никого. Она выкупает три старых билборда, стоящих вдоль заброшенного шоссе, чтобы бросить вызов шерифу объявлениями на рекламных щитах.
Так начинается психологическая борьба героев Фрэнсис Макдорманд и Вуди Харрельсона, уважающих друг друга, но вынужденных стоять на своем.
Особенность фильма в том, что, несмотря на тяжелую тему, от него не накатывает тоска, Макдона не сводит все к шутке, не умаляет трагизм ситуации, но из-за того, что его герои деятельны и предпочитают активно разбираться со своими трудностями, а не причитать о горе, картина не давит, а, наоборот, вдохновляет и заражает энергией.
Очевидно, что основная тема фильма — это гнев. Священная ярость матери, утратившей дочь. Ей нечего больше терять, ее горе и ее миссия очищают Милдред от сомнений, конформности, пассивности. Наша героиня не боится бить школьников — не взирая на пол, оскорблять представителей закона прямо в участке, посылать матом телеведущую при включенной камере — и подобная прямота и бесстрашие подкупают нас.
Это тоже своеобразная power fantasy, как фантазия о супергероях или рыцарях — представлять себя в позиции силы, лишенным сомнений, добивающимся справедливости, всегда приятно.
Милдред становится своеобразным супергероем, горе позволяет ей сбросить оковы «приличного поведения» и вести себя действительно независимо. Она не просто зла на весь мир, это праведный гнев, она стоит за правое дело и поэтому ей ни к чему задумываться о границах приемлемого.
Мы сочувствуем утрате Милдред, симпатизируем ее смелости и искренности, завидуем способности говорить всем в лицо то, что она думает, и поступать так, как она считает правильным. По крайней мере, пока она не заходит слишком далеко.
Еще один аватар гнева в фильме — помощник шерифа Диксон, персонаж Сэма Рокуэлла. Он тоже предпочитает решать все проблемы агрессивным наскоком, а зачастую и откровенным насилием. Но его злость отличается от праведного гнева Милдред, у Диксона нет оправданий — он коп-расист, злоупотребляющий властью и безнаказанностью. Его злоба — от бессилия, от неумения решать проблемы другим путем. Диксон мечтает стать шерифом, но понимает, что вряд ли эта мечта сбудется, он до сих пор живет с матерью, которая жестко его контролирует и унижает, никто не питает к нему уважения, как к его начальнику, поэтому он срывается по поводу и без.
Гнев Милдред и озлобленность Диксона — наследственные, родившиеся от чужой ярости и склонности к насилию.
Мать Диксона терроризировала его с детства, поэтому в нем смешивается затюканность, робость и неуверенность в себе с застилающими глаза вспышками агрессии. Милдред годами подвергалась домашнему насилию со стороны мужа, несгибаемая и уверенная с другими, перед ним и очередной вспышкой ярости с его стороны, она робеет и замирает в беспомощном ступоре. Обоим героям кажется невозможным обратить свою агрессию на ее первоисточник — на мать и на мужа, она оказывается бессильна против них, меркнет в сравнении с еще более яростным и ярким пламенем.
Гнев Милдред показан конструктивным, по крайней мере до какого-то предела, он мотивирует людей, запускает цепь событий, позволяет ситуации сдвинуться с мертвой точки, смывает ложь и притворство, заставляя людей говорить правду. Агрессия Диксона же деструктивна, она не приводит ни к чему, кроме усугубления проблем, в том числе и для самого помощника шерифа. Она застилает его взор и делает невозможным какой-либо прогресс, пока он не потушит бушующую внутри бессильную злобу.
Гневу и агрессии вроде как противопоставляется сочувствие и смирение. Шериф Уиллоуби олицетворяет этот подход на контрасте со вспыльчивостью Милдред и Диксона. Несмотря на то, что упреки на билбордах направлены на него лично, он приезжает к Милдред сам и пытается объяснить всю непростую ситуацию с расследованием. Он проявляет понимание и сочувствие, надеясь получить в ответ то же самое, но Милдред непреклонна. Она глубоко уважает шерифа, и, по ее словам, именно поэтому атаковала его лично. Только он действительно в силах что-то сделать, его нужно лишь подтолкнуть.
В итоге мы видим, как смирение и сочувствие преломляют поведение Диксона и Милдред, добиваясь того, чего не смогла достичь агрессия. И все же, в «любовь = хорошо, ярость = плохо» это так и не скатывается.
Уникальность фильма Макдоны в том, что гнев и сочувствие работают в унисон, действенной оказывается именно смесь двух этих мотиваторов, дополняющих друг друга. Ведь если бы Милдред проявила смирение и понимание к шерифу Уиллоуби в самом начале, ничего бы так и не случилось. Статус кво бы сохранился, никто не смог бы понять своих ошибок и измениться, город оказался бы заморожен в состоянии шока от трагедии и бессилия перед лицом несправедливости.
Итог
Макдона создал по-настоящему яркую и многогранную драму, которая не схлопывается в какую-то двухмерную мораль или прямолинейную трагичную историю.
Здесь очень необычные персонажи и крайне интересная динамика между ними, есть и неожиданные повороты и моменты настоящего напряжения.
То, что фильм не давит тяжелой атмосферой, не ощущается затянутым или нудным, говорит не только о том, что смотреть его будет нескучно, это еще и признак того, что сюжет не следует по накатанной, изначально ясной траектории, каждый акт и каждая сцена несут новые идеи и обогащают историю по-своему. Это талантливая картина, которая запомнится надолго.
Больше об «Оскаре-2018»
- Подробнее о номинантах на «Оскар 2018» Стал известен список всех претендентов на «Оскар-2018»*
- Картина Звягинцева «Нелюбовь» номинирована на «Оскар»
- Что пользователи соцсетей думают про номинантов на «Оскар-2018»
- 10 достойных фильмов, которых не выдвинули на «Оскар-2018»
- Когда пройдут «Оскары» 2018?