Рецензия на «Сибирь». Психоделическое погружение в разум одинокого человека
Абель Феррара очень необычный режиссер, чье имя мало что скажет широким массам. Но в ранние годы своего творчества он навсегда вписал себя в историю кинематографа. Его грайндахусный «Убийца с электродрелью» (Driller-Killer) стал культовым в кругах любителей ужасов, а «Плохой лейтенант» с Харви Кейтелем и «Король Нью-Йорка» с «Кристофером Уокеном» стали классикой криминального жанра.
Сейчас он ушел в артхаусные драмы. Одной из них и выступает «Сибирь», где главную роль исполнил любимый актер Абеля, Уиллем Дефо, для которого это стало шестое по счету сотрудничество с Феррарой.
По сюжету одинокий мужчина по имени Клинт (Уиллем Дефо) держит бар в безымянной заснеженной глуши. Какое-то время нам демонстрируют его быт, показывая взаимодействие героя с разнообразными клиентами. От завсегдатая игрового автомата до беременной русскоязычной девушки, которая заявляет, что отец ее ребенка — Клинт. С этого момента фильм превращается в сюрреалистическое путешествие по чертогам разума главного героя, где переплетаются трагические воспоминания и фантазии.
Зритель неспешно погружается во все кошмары вместе с героем. Перед глазами предстают жуткие пациенты психиатрической клиники, которые выглядят так, словно сбежали из какого-то фильма Дэвида Линча. В одной из сцен герой в прямом смысле разговаривает со своим двойником, отражающим его внутреннее «Я», а чуть позже мы видим жуткие сцены расстрела, обилие секса, буллинг и даже говорящую на иврите рыбу.
Это визуально завораживающее, но слабо цепляющее безумие. Какие-то вещи понятны и знакомы, какие-то напоминают бред, есть даже те, что кажутся лишними. Только визуальная сторона приковывает к просмотру, ведь в бесконечном количестве проблем или желаний героя уже к середине начинаешь теряться. А к концу так и вовсе остается много вопросов.
По описанию ожидалось нечто камерное, но фильм оказался относительно богат на разнообразные локации, благодаря чему он чуть легче воспринимается, чем мог бы.
Безусловно, такое кино может быть близко людям с внутренними конфликтами. Все мы о чем-то сожалеем или мечтаем, все мы приобретаем и теряем. Иногда мы пытаемся проанализировать себя, чтобы понять, что мы делаем не так. И причины могут быть разными. Так и герой закапывается в собственный разум, чтобы найти выход, ведь его трудно назвать счастливым.
Отдельно стоит отметить работу со звуком. Еще в «Убийце с электродрелью» было заметно, как Феррара может играть на нервах при помощи громкости. Тут тоже есть несколько сцен, где звук заставляет буквально подпрыгнуть с места. И это не какие-нибудь дешевые скримеры.
В остальном это кино на очень большого любителя чего-то необычного и очень депрессивного. Режиссер сказал, что это очень личная для него история, которая также вдохновлена «Красной книгой» знаменитого психиатра Карла Юнга.
«Сибирь» — красивое, грустное и очень неспешное кино об одиночестве, сожалении и несбывшихся мечтах. Рваное повествование и странный главный герой могут оттолкнуть, но, если вам близка тематика, на картину стоит обратить внимание.