Рецензия на сериал «Земля монстров». Драма-хоррор про восемь смертных грехов
Истории Баллингруда рассказывают о разных американцах, которые в обычных жизненных ситуациях сталкиваются с мистическим — с монстрами. Но русалки, падшие ангелы, тени и прочая нечисть — далеко не главное, на чем сосредотачиваются книга и сериал.
Сборник интересен тем, что некоторые истории можно понимать по-разному, благодаря открытому финалу остается большая база для размышлений. Экранизация «Озерных чудовищ» сохраняет эту идею, что сразу отсеивает зрителя, который пришел посмотреть сериал про монстров, а не поразмыслить над его содержанием. И вот почему.
На первый взгляд кажется, что это поверхностный хоррор с приторной идеей о том, что настоящие монстры здесь люди, а не сами чудовища. Хотя назвать сериал хоррором нельзя, скорее это драма с элементами ужасов, эпизоды которой берут атмосферой, а не классическими приемами вроде скримеров.
Сама идея антологии говорит о том, что действие происходмт в одной вселенной, а все серии хоть и про разные истории и разных героев, но должны чем-то связываться. И самое очевидное связующее звено — наличие сверхъестественного. Монстры вызывают ошибочные ожидания от сериала, потому что акцент идет совершенно не на них, а на людей. Но только через встречу с мистическим раскрываются персонажи, их истории и грехи.
Как раз про грехи и есть эта самая антология. Не явно, а аккуратно и ненавязчиво, режиссеры намекают на те самые восемь смертных грехов.
Да, в сериале используется восьмеричная схема страстей, а не привычные по фильму Финчера семь. Вдаваться в аскетику не будем: есть восемь основных пороков, из которых вытекают и другие грехи: блуд, алчность, гнев, уныние, тщеславие, чревоугодие, гордыня и печаль.
Блуд воплощает молодая мамаша, которую играет замечательная Кейтлин Дивер из «Образования» и «Невероятного». На ее возраст в эпизоде постоянно делается акцент. Алчность показывается в серии с женщиной, которая закрывала глаза на серьезные проблемы сына с отчимом во имя денег и статуса. Гнев, который иногда прорывается, виден у парня с больной мамой, его же он пытается присмирить в онлайн-шутерах.
Тщеславие или гордыня по ходу серии начинает одолевать моряка. Уныние присутствует у одной из девушек в однополом браке — так как крайняя степень уныния есть самоубийство, к которому стремится героиня Тейлор Шилинг («Оранжевый — хит сезона»). Чревоугодие проявляется не только в неспособности контролировать аппетит, но и в остальной жизни, как у ненасытного до всего миллиардера, у которого потом как раз из живота и вырывается его истинная сущность.
Гордыня взыграла между двумя подругами, одна из которых из зависти будет выдавать себя за другую. И, наконец, печаль: у нее много имен и лиц, среди которых будет и скорбь. На этом грехе и заканчивается сезон «Земли монстров», показывая родителей в печали, скорбящих по девочке.
Некоторые из этих страстей сериал сильно завуалировал, как, например, в серии про чревоугодие. В ней сильно затрагивается вопрос религии, поэтому на остальные события не так сильно обращаешь внимание, да и прямого намека на обжорство нет. А в серии про тени, где пороком выступает гнев, акцент идет на идею о том, что люди винят во всех своих проблемах кого угодно, но только не себя.
Иногда монстры своей сущностью намекают на проблемы героя. Тот, что меняет личности, приходит к девушке, которой пора изменить себя и свою жизнь. Чудовище с саксофоном заставляет женщину закрывать уши, не дает ей нормально жить этими звуками, так как она игнорировала проблему сына много лет.
В «Земле монстров» чувствуется вдохновленность «Черным зеркалом» — у обоих сериалов есть общая тема, в каждой серии новые главные герои (только у «Монстров» одна вселенная и примерно одно время действия). И там и там есть сильные и слабые серии, и это абсолютно нормально для сериалов такого типа, особенно учитывая, что все эпизоды «Земли монстров» снимали разные режиссеры. Самый известный из них, пожалуй, Бабак Анвари, который снял «В тени» и экранизацию «Ран» от того же Натана Баллингруда. А Анне Севитски была режиссером в «Касл-Рок» и «Черном зеркале».
До жанра «хоррор» дотягивает лишь первая серия антологии, которая скорее мерзкая, нежели страшная. Однако она выступает отличным хедлайнером сериала и может понравиться настолько, что будет жалко осознавать, что продолжение ее истории и ее монстра мы уже не увидим. Хотя намеки и актриса из этого эпизода за восемь серий не раз появятся.
Сериал «Земля монстров» создавался, чтобы над ним задумывались чуть больше, чем над тем же «Черным зеркалом». И есть смысл смотреть целиком все серии — чтобы сложилась полная картина того, какими способами показаны грехи, и как монстры помогают (или «помогают») с ними справляться.